Центр для обучения детей с ментальными нарушениями откроется в Гатчине

На базе пятой Гатчинской начальной школы создаётся центр для обучения детей с ментальными нарушениями, с отклонениями психического развития. Всего шесть классов разной направленности. 25 ноября директор "Мультицентра социальной и трудовой интеграции" Ирина Дрозденко обсудила пилотный проект с сотрудниками Гатчинской администрации и представителями медицины.

Общество
3 часа
80

В пятой начальной школе Гатчины 48 классов, 5 из них - коррекционные. Именно на базе этого учебного заведения будет запущен пилотный проект - центр для обучения детей с ментальными нарушениями, с отклонениями психического развития. C такой инициативой выступила руководитель «Мультицентра социальной и трудовой интеграции» и председатель Совета благотворительного фонда «Место под солнцем» Ирина Дрозденко. Идею поддержала администрация Гатчинского округа.
В современных реалиях учебные программы в общеобразовательных школах универсальные, они перестали быть инклюзивными. Дети с тяжелыми заболеваниями, с инвалидностью учатся в школах на общих основаниях, а ведь им необходим полноценный медицинский контроль в течение всего учебного дня: с такими детьми должны работать специалисты - психиатры, дефектологи, олигофренопедагоги.
И получается, если в школах нет профильных специалистов, то конституционные права особенных детей в учебных учреждениях нарушены. Ведь без приема жизненно важных для них лекарственных препаратов, они не могут полноценно осваивать общую учебную программу.
Ирина Дрозденко, руководитель «Мультицентра социальной и трудовой интеграции»:
«Директор не делегировал данную услугу медицинской организации. Но и не выполняет ее сам. Что, таким образом, мы можем констатировать? Нарушение гражданских прав ребенка на медицинское обслуживание в части приема препаратов».
По словам директора начальной школы № 5 Натальи Хмелевой, в коллективе есть специалисты, работающие с такими детьми с ограниченными возможностями. Ирина Дрозденко в ходе встречи с представителями администрации, врачами и педагогами подчеркнула, что необходимо на ранних этапах выявлять целевую группу детей, нуждающихся в медсопровождении, развивать у них навыки самообслуживания, которые они не могут освоить дома.
Существует государственная программа развития образования на 2025-2030 годы, но услуги медицинского сопровождения в школах нет, хотя есть все регламенты и документация по выдаче препаратов, которые работают в специализированных детских лагерях и пансионатах. Нужно понимать, кто отвечает за выдачу лекарств, пока ребенок днем в школе, когда родители не рядом, кто отвечает за него и его состояние в случае чрезвычайной ситуации?
В каждой школе в перспективе должна быть организована подобная услуга, потому что необходимо сохранить качество жизни каждого ребенка.
В этом вопросе система образования должна плотно взаимодействовать со здравоохранением.
Среди актуальных и вопросы внесения изменений в нормативную базу в сферах образования и здравоохранения: должны быть созданы единые базы мониторинга, по которым можно будет отслеживать состояние каждого ребенка.
Людмила Нещадим, глава администрации Гатчинского округа:
«Я уверена, что мы вместе, начиная отрабатывать этот пилотный проект, предложим те изменения в нормативно-правовую базу, которые сегодня требуются. И в части системы здравоохранения, и в части системы образования».
Исполняющий обязанности главного врача Гатчинской КМБ Ростислав Павлов заявил о готовности больницы участвовать в пилотном проекте.
Ростислав Павлов, и. о. главного врача Гатчинской КМБ:
«Инициатива здоровская, мы очень любим первые всё пилотить, по всем направлениям. Почему в одной школе? Потому что в одной сделать хорошо, а потом масштабировать. Два направления мы делаем: нормативно-правовую и медицинскую. Нормативно-правовую, Людмила Николаевна, вы нас тогда поддержите. Про медицинскую тоже понятно».
Таким образом, пилотный проект на базе Гатчинской пятой школы даст начало тому, чтобы решить действительно важную проблему на различном уровне начального и потом профессионального образования для особенных детей, и обеспечит дальнейшую преемственность по всей стране.