100 лет отечественной гражданской авиации

9 февраля 2023 года мы отмечаем вековой юбилей гражданской авиации (ГА) России. 100 лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

Общество
9 февраля 2023 09:41
27

С 1979 года эта дата, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, отмечалась как – День Аэрофлота. Сокращённое наименование «Аэрофлот» было присвоено Гражданскому воздушному флоту СССР 26 марта 1932 года: этот день отмечается как день рождения ГА России в целом, и торжественно празднуется во второе воскресенье февраля.

Первые полёты граждан

    Первые полёты граждан в качестве пассажиров на самолётах начались за несколько десятилетий до этого. В русской литературе представлены свидетельства о некоторых из полётов. Например, русский писатель Александр Куприн, который в 1906-1919 годы жил и работал в Гатчине, в 1911 году написал небольшой рассказ «Мой полёт»: он описал свой опыт полёта в качестве пассажира на аэроплане, управляемом его другом, спортсменом и одним из первых русских авиаторов Иваном Заикиным ( 1880-1948 гг.).

Этот опыт оказался неудачным: случилась авария. Самолёт «Фарман» был разбит, но оба авиатора остались живы. Впечатлённый случившимся писатель закончил рассказ словами: «Что касается меня – я больше на аэроплане не полечу!». 

    Санкт-Петербург и Гатчина имеют прямое отношение к первым годам и опытам по созданию российской гражданской авиации. В Санкт-Петербурге трудился выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский (1889-1972 гг.) – создатель первого многоместного двухмоторного самолёта «Гранд», который после установки ещё двух моторов получил наименование «Русский Витязь». Перед Первой мировой войной на его базе был создан первый в мире знаменитый серийный 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец». Один из экземпляров этого самолёта выполнял после Гражданской войны уже в Советской России регулярные гражданские рейсы.

Авиация в народном хозяйстве

    В апреле 1918 года в составе Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, затем с мая 1918 года в составе Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухфлот) был создан отдел по применению авиации в народном хозяйстве. До этого имелись единичные случаи транспортного применения авиации невоенного назначения, делались попытки создания воздушных линий между Москвой и Петроградом, организовывались работы по аэрофотосъёмке территории страны, и т.д. Некоторые работы велись и в условиях Гражданской войны.

    В 1920-1921 годах в Советской республике появились первые воздушные линии по доставке почты и пассажиров из Москвы в другие города страны.В начале 1921 года вышел декрет Совнаркома № 40 «О воздушных передвижениях» – первый в стране законодательный акт, регулировавший организацию воздушных сообщений над территорией России и над её территориальными водами. В ноябре 1921 году было основано совместное «Русско-Германское общество воздушных сообщений» (Deruluft), которое в мае 1922 года открыло первую в России регулярную международную почтово-пассажирскую линию Москва–Кёнигсберг, в 1926 году продлённую до Берлина. В 1923 году общество «Добролёт» открыло первую регулярную почтово-пассажирскую авиалинию Москва–Нижний Новгород. В декабре 1922 года в составе Главвоздухфлота была образована Инспекция Гражданского воздушного флота (ГВФ). А 9 февраля 1923 года было принято постановление, на основании которого Совет по гражданской авиации принял на себя руководство всей авиатранспортной отраслью.

    В октябре 1930 года было образовано Всесоюзное объединение ГВФ, вместо которого в 1932 году было образовано Главное управление ГВФ при СНК СССР (сокращённо ГУГВФ или «Аэрофлот»). В подчинении «Аэрофлота» находились несколько хозрасчётных трестов по направлениям авиационных работ и строительству инфраструктуры. Работники ГВФ получили специальную форму и знаки различия. В 1964 году вместо ГУГВФ было образовано Министерство гражданской авиации СССР, которое после распада СССР сократилось в структуре Министерства транспорта РФ до Департамента воздушного транспорта, а в 1996 году ему на смену пришла Федеральная авиационная служба. В 1999 году её реорганизовали в Федеральную службу воздушного транспорта, в 2000-м – в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ. С 2004 года государственный надзор в области гражданской авиации осуществляют Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ и Ространснадзор.

Аэропорты и аэровокзалы

    Сегодня ГА России состоит примерно из 110 авиакомпаний, которые эксплуатируют свыше 1100 самолётов. В стране действует более двухсот аэропортов, хотя ещё в начале 1990-х годов только на территории России было 1450 действующих аэропортов. Нынешнее развитие гражданской авиационной инфраструктуры связано с расширением сети аэродромов и строительством наземных средств аэронавигации по маршрутам полётов. Интересно, что первым гражданским аэропортом Европы и страны является Кёнигсберский (Калининградский) аэропорт «Девау», который используется и поныне, но уже как спортивный аэродром.

    В 1931 году на главном московском аэродроме на Ходынском поле был открыт аэровокзал, аэродром прекратил работу в 2003 году, освобождая место для крупного жилищного строительства. Новый гражданский аэропорт «Шоссейная» открыли в Ленинграде в 1932 году. Теперь это крупнейший в регионе аэропортовый комплекс «Пулково».

    С начала 1930-х годов в нашей стране началось масштабное производство пассажирских самолётов. Парк ГА пополнили самолёты советских конструкторов Константина Калинина (1887-1938 гг.), Андрея Туполева (1888-1972 гг.), Александра Архангельского (1892-1978 гг.), Александра Яковлева (1906-1989 гг.), Иосифа Немана (1903-1952 гг.), Александра Путилова (1893-1979 гг.) и других.

 "Я бы летчики пошел – пусть меня научат!"

    Масштабное производство и обеспечение технической эксплуатации гражданских самолётов, а также дирижаблей, потребовало массовой подготовки авиационных специалистов. Успешной подготовке таких кадров в 1930-е годы способствовало то, что ещё в марте 1923 года в СССР была создана массовая общественная организация «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ), преобразованное в 1925 году сначала в «Авиахим», а в 1927-м в «Осоавиахим» (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В 1951 году на базе «Осоавиахима» создали Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) СССР. В марте 2023 года мы будем отмечать 95-ю годовщину со дня основания этого оборонного общества – школы по подготовке авиационных кадров для военной и гражданской авиации. Без них было бы невозможно подготовить сотни тысяч лётчиков, штурманов, инженеров и техников, которые составили основу советской авиации в годы Великой отечественной войны. Значительный вклад в Победу в войне внесли авиаторы гражданского воздушного флота и авиационных частей ВВС, сформированных на основе организаций ГВФ.

    Ещё в 1920 году в структуре Петроградского Института инженеров путей сообщения под руководством профессора Николая Рынина (1877-1942 гг.) был создан первый в мире факультет воздушных сообщений. На базе этого факультета в 1930 году был организован первый в стране ВУЗ гражданской авиации – Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ), который впоследствии был известен, как Ленинградский учебный комбинат ГВФ.  

    Вспомним, что главный герой знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана» лётчик Саня Григорьев был выпускником именно ЛИИ ГВФ. В 1930-е годы он объединил многих талантливых учёных, инженеров, педагогов, авиаконструкторов. В марте 1941 года на базе ЛИИ ГВФ была создана Военно-воздушная академия (ВВА) РККА, которая в середине 1960-х годов изменила свой авиационный профиль на космический. Ныне это прославленная Воздушно-космическая академия им. А.Ф. Можайского. А тогда, в 1941 году, ряд сотрудников ЛИИ ГВФ перешли на работу в ВВА РККА и в Ленинградский авиационный институт (ЛАИ), образованный 25 января 1941 года. В настоящее время это один из авторитетных ВУЗов нашего города – Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП).

    Лидером по подготовке специалистов для авиатранспортной отрасли в России сегодня является «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова» (ГУГА), созданный в 1971 году как Академия гражданской авиации на базе Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ ГВФ), работавшего в Ленинграде с 1955 года. Ордена Ленина Академия гражданской авиации (ОЛАГА) хорошо известна в нашей стране и за рубежом. Продолжатель её истории – петербургский ГУГА - имеет в своей структуре филиалы в регионах страны. Ближайшие филиалы расположены в Санкт-Петербурге – Авиационно-транспортный колледж, известный раньше, как – ЛАТУГА (Ленинградское авиатранспортное училище ГА), и в г. Выборге, известный как ВАТУГА.

    В России успешно действуют и другие ВУЗы этого профиля: «Московский государственный технический университет гражданской авиации» – по подготовке специалистов по технической эксплуатации авиационной техники гражданской авиации; «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» – по подготовке лётного состава авиакомпаний, а также ряд средних специальных учебных заведений. В ряде ВУЗов РФ также осуществляется подготовка авиационно-технического персонала.

 Авиастроение выходит из кризиса

    В настоящее время из 110 авиакомпаний России выделяется Группа «Аэрофлот», которая включает в себя также такие дочерние авиакомпании, как «Россия» и «Победа». Аэрофлот обеспечивает перевозки около 43,6% общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях.

    Внутри РФ обслуживаются около 4340 маршрутов воздушных перевозок, из них на 480 маршрутов приходится примерно 95% от всего внутреннего пассажиропотока. Доля в перевозках пассажиров, выполняемая 35-ю ведущими авиакомпаниями страны, достигает 99,9 %. За 2021 год все авиакомпании России, по статистике Минтранса, перевезли 111 млн. пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23,5 млн., а на внутренних воздушных линиях 87,5 млн. пассажиров. С учётом сложной современной военно-политической обстановки по итогам 2022 года российские авиакомпании смогли перевезти 95 млн. пассажиров, это меньше показателя 2021 года, но не столько, сколько предрекали нам наши враги.

    Значительный объём авиационных работ выполняют предприятия по применению авиации в экономике страны (бывший ПАНХ): это обеспечение транспортных перевозок грузов, выполнение работ по химической защите растений в сельском и лесном хозяйстве, геологоразведка, аэрофотосъёмка, патрулирование лесов и другое. Вспомнить работу Ленинградского Второго объединённого авиаотряда на аэродроме «Ржевка».

    До последнего времени около 70% парка гражданских воздушных судов российских авиакомпаний составляли самолёты иностранного производства. Это результат разрушительных реформ 1990-х годов. 

    Сегодня авиастроение России выходит из кризиса. В ближайшее время на воздушных линиях страны появятся новые современные модернизированные магистральные Ту-204СМ и Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400, региональный Ил-114-300. Большой объём авиаперевозок выполняют новейшие ближнемагистральные самолёты «Сухой Суперджет-100». В авиакомпании «Россия» эксплуатируются 76 самолётов SSJ-100 различных модификаций. Завершаются испытания МС-21-310 («Магистральный самолёт 21 века») с отечественными двигателями ПД-14. В скором времени МС-21 будет эксплуатироваться в авиакомпании «Россия».

    Выполнение полётов обеспечивается лётной службой, штурманской службой, службой бортпроводников, инженерной авиационной службой, в том числе авиационно-техническими центрами (АТЦ), службой организации и управления воздушным движением (ОрВД), включая наземную техническую инфраструктуру, автоматизированные системы управления, базы электротехнического, радиотехнического (радиолокационного) обеспечения и связи (ЭРТОС), аэродромные службы аэропортов, службы перевозок и другие подразделения, в которых работают специалисты гражданской авиации.

    В праздничный День работника гражданской авиации, установленный Указом № 98 Президента РФ В.В. Путина от 9 февраля 2013 года, мы поздравляем всех тружеников гражданской авиации с профессиональным праздником и 100-летним юбилеем! Желаем успехов в труде, личного счастья, добрых и благодарных пассажиров.

    Что касается нас, памятуя слова из рассказа А.И. Куприна, мы полетим на любом отечественном самолёте или вертолёте, полностью уверенные в своей безопасности и комфорте!

Михаил Тихомиров, член Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН