Виктор Иванов: «Двойка – это напутствие»

В рубрике «Гатчинские сезоны» - Виктор Иванов, учитель математики Гатчинской гимназии имени Ушинского, победитель областного конкурса 2022 года в номинации «Молодой учитель», лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют», итоги которого подведены в Москве в апреле этого года.

Гатчинские сезоны
16 июня 2023 16:05
1180

Елена Гордиенко:
- Какой это по счету конкурс в Вашей профессиональной жизни?

Виктор Иванов:
- Это был уже третий конкурс. Первый - «Флагманы образования», федеральный конкурс, я участвовал в номинации «Студенты», но уже работал в школе. Вторым был областной конкурс «Педагогические надежды», где в номинации «Молодые учителя» я сражался с коллегами. Третьим был «Педагогический дебют» на федеральном уровне, где соревновались лучшие молодые учителя со всей страны.

Елена Гордиенко:
- Сколько лет Вы в школе работаете?

Виктор Иванов:
- Полных - год. Спасибо тем, кто помогает, подсказывает.

Елена Гордиенко:
- А конкурс зачем проводится, по Вашему мнению?

Виктор Иванов:
- Первое – это возможность набраться опыта: ты сам становишься лучше только в борьбе с лучшими. Всем нам удобно сражаться, играть в компьютерные игры на легком уровне. Но тогда мы никогда не сможем себя улучшить. Так же и здесь: хочешь чему-то научиться, быть конкурентоспособным - сражайся с лучшими.
Второе - показать себя. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Если быть честным, всем хочется себя показать, что мы уже что-то умеем, прославить свой город, регион, зарекомендовать себя. Это вторая причина - стать генералом.

Елена Гордиенко:
- А учитель может стать генералом, точнее, министром образования?

Виктор Иванов:
- У учителя два пути развития. Можно и горизонтально развиваться, как, например, мой наставник Иван Иванович Хеорхе, который осваивает новые и очень высокие технологии, работает у нас в гимназии, во Всероссийской онлайн-школе. Генералом - не значит стать министром просвещения: можно расти с точки зрения получения профессиональных навыков, учительской востребованности.
Выбор пути развития – горизонтального или вертикального - зависит от выбора. Тут каждый для себя решает сам. Я для себя еще не решил. Я только начал. Я бы хотел сейчас развиваться.

Елена Гордиенко:
- Когда Вы узнаете что-то новое, потом ученикам это преподносите?

Виктор Иванов:
- Если я вижу какие-то полезные технологии, я стараюсь их пробовать на своих уроках. Некоторые моменты мне подсказывали, когда я готовился к конкурсу, и конечно же, я их брал у своих коллег, у которых уже есть конкурсный опыт и которые достигали определенных высот. Как мне казалось, это было удачно использовано на моем конкурсном испытании. Потом, конечно же, внедряем это в свои уроки. Понятно, не в каждый урок, потому что есть программа, которую мы должны проходить, но почему бы не разбавлять простой урок в школе интересными моментами, «фишками», которые ребят заинтересуют? Удивить всегда приятно, ребята рады, когда им что-то новое дают и необычное.

Елена Гордиенко:
- Как ученики и родители относятся к Вашему участию в конкурсах?

Виктор Иванов:
- Конечно, они в курсе: участие в конкурсах требует определенных отъездов, невозможно это сделать незаметно. У меня пятый класс сейчас, теперь уже шестой. Мне повезло с классом, ученики прекрасные, и родительская команда сформировалась хорошая. Я сам учился в этой школе, я родился в Гатчине. Вся семья родилась в Гатчине. Папа в Вырице.

Елена Гордиенко:
- Решение стать учителем как пришло?

Виктор Иванов:
- Есть предубеждение, что в педвузы поступают те, кто не поступили в другие университеты. Сейчас это абсолютно не так. Я поступил после 11-го класса в Высшую школу экономики, в Санкт-Петербургский кампус на программу «Управление аналитикой в государственном секторе». Но когда начал со второго курса вести групповые занятия репетитором, начал осознавать, что это и есть мой путь. Я всю жизнь езжу в детские лагеря. Я и сейчас работаю в нашем областном центре «Маяк», который на отличном счету в Ленинградской области, в него приезжают дети с Донбасса - перевести дух, хорошо провести время. Я начал с ними заниматься математикой и обществознанием.

Елена Гордиенко:
- Математика, обществознание – необычное сочетание.

Виктор Иванов:
- Очень необычное. Я понял, что мой путь - это школа. Плюс рядом оказался мой учитель Иван Иванович Хеорхе, сейчас он мой наставник и настоящий друг. Мы часто проводим время вместе и в профессиональных, и в неформальных мероприятиях. Мы держимся в одной команде. Он помог, сказал, что не надо бояться. Сейчас это популярная практика, когда из непедагогического университета приходят в школу. Сейчас море возможностей: курсы переквалификации, переподготовки на базе высшего образования. Я закончил университет, прошел курсы переподготовки учителя математики, обществознания. И уже официально можно работать. Сейчас в педагогической магистратуре обучаюсь, мне хочется развивать профессиональные навыки. Возможностей – море, главное не бояться. Если не боишься, то получится, может быть, не сразу, потихонечку. Это долгий процесс.

Елена Гордиенко:
- Как отнеслись в семье к такому Вашему решению?

Виктор Иванов:
- Я со второго курса занимался с детьми. Родители были к этому готовы, бабушка с дедушкой тоже. Плюс у меня педагогическая династия. У меня бабушка - Заслуженный учитель России. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на форуме в Гатчине недавно наградил всю мою семью. Но я пошел в школу не потому, что у нас династия, а потому что так сложилось. Они все меня с некой опаской, но поддержали. Я не сталкивался с непониманием вообще. У меня семья крепкая, дружная. Переживали, что может быть непросто, потому что 30 человек классе - это не один-два ребенка на занятиях, но все равно помогали и морально, и технически.
Мне 22 года, а я до сих пор маме говорю, что я в школу хожу. Это у меня легкое умиление вызывает.

Елена Гордиенко:
- 30 человек в классе - как справляетесь с ними? Как они вас приняли?

Виктор Иванов:
- Тяжело себя здраво оценить со стороны. Родителям, коллегам, ребятам виднее. Насколько я знаю, ребята, как минимум, были рады, что у них будет молодой учитель. Я к ним пришел, когда всего 4 месяца в школе отработал. Мне директор Александр Николаевич Сергеев доверил классное руководство.
Я очень благодарен ему, что он поверил в меня.
Да, не бывает без шероховатостей, но у нас с ребятами много поездок. Школа должна учить, воспитывать, но и развлекательные мероприятия стараюсь для них делать, родители мне помогают. Недавно с моим наставником и двумя классами ездили в республику Коми, в Сыктывкар, интересно получилась.

Елена Гордиенко:
- А нынешняя школа воспитывает или только дает знания?

Виктор Иванов:
- Сравнивая с тем временем, когда я учился, скажу, что и тогда были воспитательные мероприятия, много этому внимания уделялось. Пусть это такое клише, но возьмем Закон об образовании: единый процесс обучения и воспитания. Мы должны ребятам знания передавать, но мне кажется, что особенно в такое непростое время, как сейчас, воспитательная работа должна быть в любом случае. Ребята тебе верят, когда ты что-то на собственном примере объясняешь, как бы ты поступил, как тебе кажется правильным. Они это в какой-то мере транслируют потом на себя. Понятно, что семья первична, это институт социализации, который должен воспитывать. Но я уверен, что сейчас учитель - это не только транслятор знаний, это тот, кто оказывает воспитательное воздействие. Мы стараемся воспитывать ребят в процессе уроков, делая определенные замечания - не потому, что мы злимся, а потому, что нам хочется, чтобы они выросли достойными людьми.
Основы личности закладываются в детстве, поэтому сейчас мы стараемся делать все возможное, чтобы из школы вышли достойные люди, про которых потом будут говорить: «Да, эти ребята учились в прекрасном учебном заведении».

Елена Гордиенко:
- А если говорить о любимых предметах – кому-то нравится история, кому-то литература, математика. А можно ли с помощью каких-то секретов заставить полюбить математику?

Виктор Иванов:
- Убедить невозможно. В индивидуальных занятиях дети говорят: мне не нравится математика. Не то, чтобы меня это обижало, потому что все люди разные, и не каждый должен быть математиком и отличником. Я знаю много хороших людей, у которых была по математике тройка. Это не играет определяющую роль в жизни, но, наверное, подача материала, образ учителя могут повлиять на то, что ребенок к математике будет относиться положительно. Может быть, она не будет любимым предметом, но он не будет ее бояться, не будет приходить на урок со страхом контрольной или самостоятельной. Я всегда стараюсь ребят подготовить заранее, чтобы для них это не было сюрпризом.
Понимать математику важно еще потому, что как минимум финансовые суммы мы должны уметь считать: в жизни все время сталкиваемся с этим - и сдачу в магазине пересчитать, и за квартиру платить, и на семью потратить, и дом построить. Вот, как раз теорему Пифагора применить, чтобы выбрать нужный сруб. Без этого, на мой взгляд, никуда. Какие-то начальные знания, финансовая грамотность, конечно, должны быть.

Елена Гордиенко:
- Двойки ставить приходится?

Виктор Иванов:
- Приходится, но я этого не люблю, стараюсь этого избегать, но иногда – никак. Двойка не значит, что ты плохо к ребенку относишься или что ты ставишь на нем крест. Двойка – это, скорее, как напутствие: поработай, пожалуйста, сделай еще что-нибудь, выполни задание, потрудись вечером. Я воспринимаю двойку как призыв, что пора начинать, потом будет поздно.

Елена Гордиенко:
- И как, исправляются?

Виктор Иванов:
- Как минимум, работу над ошибками делают. Значит, им не безразлично. Если работу сделал, пришел дополнительно после уроков - надо ребенку навстречу пойти. Не всем нравится такой подход, но я стараюсь его придерживаться.

Елена Гордиенко:
- Математика сейчас в российской школе - это сложный предмет или так, «на бытовом уровне»?

Виктор Иванов:
- Не скажу, что стало легче, потому что материала много. В экзаменационных классах много подготовки, потому что процедур проверки знаний у школьников достаточно - помимо школьных контрольных есть итоговая аттестация, всероссийские проверочные работы. Контроль должен быть: мы должны отслеживать, как мы работаем и насколько у ребят хорошо получается.
Я придерживаюсь того, что сложные вещи нужно объяснять простым языком. Например, на своем конкурсном уроке я объяснял тему решения уравнения с помощью светофора. Нужно применять какие-то ассоциации с реальной жизнью, потому что не всем дано с первого раза применять производную и т.д., кому-то нужно простую ассоциацию дать, это облегчает понимание.
На базовом уровне математику должен знать каждый: это элементарные навыки устного счёта, решения жизненных задач. Дальше идет специализация: кто-то больше углублен в изучение математики, кто-то уходит в социальные науки, в химию, в биологию.
Математические закономерности применяют все, просто каждый их применяет в разной степени. Можно в баскетбол играть, считать очки, которые ты забиваешь. Вот вам математика - гимнастика для ума и для тела одновременно. Я бы не стал математику только в интеллектуальную деятельность записывать: занимаешься в тренажерном зале и прописываешь определенное количество упражнений, при этом количество калорий в питании ты должен считать. Согласитесь, цифры везде тебя окружают. Поэтому это не только гимнастика для ума. Мне кажется, математика - во всем.

Елена Гордиенко:
- Нынешние школьники отличаются от вас, когда вы были школьником, от вас и ваших одноклассников?

Виктор Иванов:
- В моем классе некоторые ребята более взрослые. Я чувствовал себя в этом классе больше ребенком, некоторые ребята серьезнее, ответственнее либо хотят казаться взрослее. Я до 9-го класса ходил по вечерам в футбол играть – это такое ребячество, несмотря на то что к учебе я всегда относился серьезно.

Елена Гордиенко:
- Обществознание – предмет из другой области. Как вы сочетаете его с математикой в преподавании?

Виктор Иванов:
- Экономика – часть обществознания, поэтому связь с математикой очевидна. Социальные навыки требуют знания математики, например, как правильно кредит в банке выбрать. Да, они из разных сфер, но мне кажется, что все школьные предметы взаимосвязаны, и интегрированный урок из разных дисциплин вполне возможно построить. Все школьные уроки в той или иной степени готовят к будущему.

Елена Гордиенко:
- Ваши творческие планы?

Виктор Иванов:
- Хочется закрыть тот гештальт, который я в этом году не закрыл. Лауреат «Педагогического дебюта» не победитель, у меня не получилось. Я признал это поражение, принял его. Я еще молодой, и мой возраст позволяет и вторую попытку, и третью. Хочется максимума - привезти победу с федерального конкурса.
Плюс - закончить магистратуру в университете. Сейчас мой первый курс подходит к концу, еще предстоит второй курс, написание магистерской диссертации. Это второй творческий план.
Наверное, третий творческий план такой: чтобы кто-то из моих учеников не только на муниципальном уровне, но и на региональном стал призером по математике. Учителя все-таки оценивают по успехам учеников: хотелось бы, чтобы ребята показывали достойные результаты.
Я всю жизнь танцами занимался в ансамбле бального танца «Жемчужина». В моей жизни был еще один наставник - это Евгений Юрьевич Квачев, руководитель ансамбля. Наверное, умению вести себя на сцене научил меня именно он. Я всегда с коллективом на доброй связи. Хотелось бы, чтобы и мой класс увидел когда-нибудь танец в моем исполнении.