Вера Чумак, Наталья Ткаченко: «Цирк «Гротеск» - это семья»

В рубрике «Гатчинские сезоны» - руководитель народного коллектива «Цирк «Гротеск» Вера Чумак и хореограф-постановщик Наталья Ткаченко. В 2023 году гатчинскому цирку «Гротеск» исполняется 60 лет.

Спорт
30 апреля 2023 12:00
1779

Елена Гордиенко:
- 60 лет - это серьезная дата. Можно немного истории: с чего все начиналось?

Вера Чумак:

- Бывшие профессиональные артисты цирка жили в Гатчине и когда вышли на пенсию, захотели организовать небольшой коллектив, чтобы дети занимались цирковым искусством, а не бегали, не учились курить и делать всякие глупости. Была цель – отвлечь подростков от улицы. В 1963 году в Дом культуры пришел Николай Иванович Соколов, позже присоединилась его жена Тамара Ивановна Матусова, они начали вести цирковую студию, которая разрослась потом в довольно большой коллектив.

Елена Гордиенко:
- Это был риск - пробовать, они же на общественных началах, совершенно бесплатно занимались с ребятами.

Наталья Ткаченко:
- Цирковые люди очень энергичные: цирковой артист сам готовит костюм, реквизит, поездки - жизнь бурная! А когда ты выходишь на пенсию, энергии еще много. Николай Иванович пришел, предложил - давайте работать бесплатно на добровольной основе.

Елена Гордиенко:
- Сколько ребят пришло?

Наталья Ткаченко:
- Начинали человек с 15, ребята были лет 12-13. Николай Иванович был человеком, который может повести за собой, наверное, колонны, города, он умел организовывать, мог увлечь своим огнем. Поскольку он пришел из цирка, то на первое свое представление они поехали на манеж в Ленинград. Представляете, какое впечатление у детей? Потом информация пошла, дети пошли, заинтересовались взрослые ребята - студенты, учащиеся ПТУ, рабочая молодежь.

Вера Чумак:
- Много старых фотографий есть, где они с Филатовыми, Никулин приезжал в Дом культуры, клоунов тренировал, шефство было над нашим цирком.

Елена Гордиенко:
- Неужели 60 лет - такая ровная дорога? Были же, наверное, сложности и проблемы?

Вера Чумак:
- Мы не знаем про тот период, когда они тренировали. Я застала последние годы, когда приходила Тамара Ивановна, уже совсем старенькая, стояла на балконе и нами командовала: «Носочки, коленочки!», делала замечания. Был период, когда ребята были без руководства какое-то время, они уже были достаточно взрослые, и коллектив работал по накатанной. Потом в коллектив пришел из спорта Юрий Владимирович Цурко. Мы с ним одновременно пришли: я - как ученица, он - как педагог. Через год Наталья Николаевна начала работать, коллектив обрел других руководителей, новшества стали вводиться.

Елена Гордиенко:
- А вы сколько лет работаете?

Наталья Ткаченко:
- У меня в следующем году 40 лет работы.

Вера Чумак:
- Я с 90-го года, 30 с лишним лет.

Елена Гордиенко:
- Что такое цирк лично для вас? Поделитесь вашими личными историями.

Вера Чумак:
- Мы из спорта пришли. Я заканчивала отделение спортивной гимнастики нашей спортшколы, девчонки уходили и начали искать для себя деятельность еще где-то. Я попала в цирк и начала знакомиться с разными цирковыми жанрами, потому что, кроме акробатики и гимнастики, я ничего не знала. Пришла Наталья Николаевна и начала с групповой акробатикой знакомить. Нам, молодым, было интересно все. Мы пошли попробовать, приобретали навыки по всем жанрам. А теперь уже можем своим опытом делиться с детьми.

Наталья Ткаченко:
- Я удачно не поступила в институт и пришлось искать работу. Выступала за спортивную школу акробатики здесь, в Гатчине, и Юрий Иванович Назаров сказал, что есть вакантное место, можно попробовать, потому что год надо было как-то существовать. Привели в цирк, я не понимала, что происходит, все было не мое. Вроде бы, дети, вроде бы, с ними я занимаюсь, но никогда не видела раньше, как жонглируют, как исполняют воздушные номера. Такой коллектив был, такие ребята: они просто научили всему. Дальше я уже на заочное обучение поступила, вышла замуж, двое детей - все цирковые. Как-то все по накатанному пошло. В цирке проще - не надо планы выполнить какие-то, выпустить кандидатов и т.д. Здесь все творческое, здесь все захватывает. Человек, который выйдет на сцену, постоит, заболеет цирком навсегда. Это очень здорово, это круто! Как театр: кто-то может выйти, кто-то не может. Если ты вышел на сцену, оттуда не выгнать, потому что это интересно, это аплодисменты, это глаза, которые горят. Маленькие дети, конечно, переживают, нервничают. А вот 12-летние уже получают от этого удовольствие, они начинают открываться, они прям глазами смотрят туда и ищут, кто на них смотрит, - это очень увлекает.

Елена Гордиенко:
- Ребятишки какого возраста занимаются?

Наталья Ткаченко:
- Когда мы пришли в коллектив, поняли, что у подростков жизнь творческая гораздо короче: когда пришел ребенок в 12 лет, он в 15 закончит школу. Это не тот срок, когда можно достичь хорошего уровня, чему-то научиться основательно, чтобы о тебе заговорили, участвовать в конкурсах, выступать на высоком уровне. Подростки не успевают раскрыться.

Вера Чумак:
- Мы всегда брали 10-летних, 12-летних, хоть в 30 лет к нам приди - мы возьмем. С 90-го года начала работать студия, и мы стали набирать малышей, нам надо было вырастить первое поколение с 5-6 лет. Мы долго выступали сами за коллектив, надо было смену себе достойную вырастить, чтобы были качественные концерты, потому что цирк «Гротеск» всегда держал марку, всегда были номера серьезные. Когда мы пришли, влились в коллектив, стали знакомиться с новыми жанрами и позже уже начали растить детей, чтобы они держали конкурсную планку, чтобы мы выступали на достаточно профессиональном уровне, чтобы это не было самодеятельностью.

Елена Гордиенко:
- Кто приходит к вам? Родители приводят ребятишек или ребята сами где-то узнают?

Вера Чумак:
- По-разному бывает. Сейчас уже приводит детей то поколение, которое у нас занималось, даже третье поколение приводит своих детей - уже бабушки, дедушки. Много было студентов, учащихся. Есть случаи, когда детей привозят и даже ждут набора, потому что раньше набор делали не каждый год, а набирали с Натальей Николаевной по очереди. Каждую группу, чтобы довести до ума, надо было 3-5 лет готовить. Мы брали 10-12 человек и основательно готовили. А люди ждали, когда можно будет записать. Был вариант, когда 3-летнюю девочку родители из Красного Села заранее записали. И через несколько лет привели, сейчас Маше уже 16 лет. У нас уже есть костяк – 16-летние девчонки.

Елена Гордиенко:
- Ребята заканчивают школу, они поступают куда-то? О вас не забывают?

Наталья Ткаченко:
- Обратная связь есть, ребята приходят, пишут. Так получилось, что раньше наш цирковой коллектив был единственный в Гатчинском районе.
Сейчас существует уже четыре или пять коллективов: наши ученики получают высшее педагогическое образование и организовывают студии - в Больших Колпанах, в ЦТЮ, в Новом Свете, в Вырице. Это приятно, это здорово, это наша гордость. Мы вместе ездим на конкурсы, между собой соперничаем. Мы понимаем, что не зря работаем, наши дети идут в педагоги, учителей физкультуры тоже много. У нас много выпускников, которые работают в цирке, получают удовольствие, нас приглашают на программы.

Елена Гордиенко:
- Вы говорили, что, когда набираете группу, нужно, чтобы ребята сдружились.

Наталья Ткаченко:
- Да, это очень важно для коллектива. Дети не конкуренты между собой: каждый ребенок должен понимать, как делается номер. Например, девочка работает на столике, кто-то должен вынести этот стол, поставить так, чтобы он не качался, чтобы ей было удобно выступать. А если я буду тебе враг, я поставлю кое-как, и стол начнет валиться - в результате номер не получится. С другой стороны, когда ты работаешь, что-то не получается, и взгляд в кулисы, а там стоят друзья, тебе тихонечко: «Молодец, давай, давай!». Вот так и растем. У нас много поездок, все вместе, все рядом - один стол, одна еда, одни выступления. Это семья.

Вера Чумак:
- Мы давно завели такое. Мы пришли из спорта, у меня были замечательные педагоги, которые нас вырастили, мои тренеры. Их отношение, как они с нами в лагере были, как они пели песни вечерами – все это я от них взяла. Я видела, как другие кричали, а потом дети выпустились и на другую сторону дороги переходят, не здороваются. Это меня огорчало. Захотелось взять только хорошее, чтобы дети дружили, чтобы они друг к другу относились внимательно, чтобы старшие не обижали младших.

Елена Гордиенко:
- А как же дисциплина? Все-таки цирк - это спорт, он держится на дисциплине, особенно в поездках.

Наталья Ткаченко:
- У нас есть своя традиция: мы никогда не берем с собой родителей, чтобы каждый ребенок отвечал за свой реквизит, за свой костюм - начиная с самых маленьких. Мы стоим рядышком и помогаем, но они сами за все отвечают. Друг друга сами заплетают, чтобы голова была красивая, друг другу помогают макияж наводить. Чтобы по максимуму все было красиво. Отсюда и дисциплина, когда есть понимание, что это общее дело.

Вера Чумак:
- Старший отвечает за младших, они их воспитывают тоже. И мы младшим сразу говорим, что и они тоже будут воспитывать младших. Поэтому замечания старших нужно воспринимать так, как будто это сказали мы или родители.

Елена Гордиенко:
- Есть мнение, что сейчас дети очень сопротивляются, они такие свободолюбивые - им слова не скажи.

Наталья Ткаченко:
- Есть, конечно, и такие. Но они потом понимают, что все равно зависят от нас: постановка номеров, пошив костюмов - это все на нас. Мы с каждым ребенком разговариваем: как начать номер, как ты себя видишь, музыка медленная или быстрая нужна? Все равно, конечно, финальную точку ставим мы в том, какой будет номер, как это будет выглядеть. Каждый ребенок понимает, что он во многом зависит от нас. И к нашему мнению, слава Богу, прислушиваются.

Елена Гордиенко:
- Есть в цирке понятие «модно - не модно»?

Вера Чумак:
- Мы стараемся всегда быть модными. Когда мы увидели Цирк дю Солей в Финляндии, нас познакомили с коллективом, с ним мы дружили потом 10 лет, мы на их примере вырастили целое поколение ребят. У нас еще не было всего материала, который у них уже был - и музыкальный, и видео. Когда мы увидели, какие это постановки, нам очень понравилось. Интересен не голый номер и трюки, а шоу, когда номер с какой-то смысловой темой, когда он грамотно и красиво поставлен, и это оценивается всегда и зрителем, и жюри, если ездим на конкурс. Сюжет должен быть, номер - это маленький спектакль.

Наталья Ткаченко:
- Из этих мини-спектаклей надо собирать программу. Это интересно, потому что это не спорт, а именно цирк: процесс не останавливается, всегда что-то развивается, и дальше будет развиваться.
Маленьких детей мы все равно учим на классических номерах, потом уже дети начинают развиваться: сейчас и другие танцы, и другие движения.

Вера Чумак:
- Мы всегда стараемся, чтобы эстетически уровень был достойный. Сейчас много агрессивной музыки, много сюжетов на тему «зачарованная, заколдованная». Номера можно ставить яркие, веселые, а можно делать и пессимистичные даже в цирке. У Запашных много замечательных программ, на которых они воспитывают, ведь дети в компьютерах много сидят, и для них нереальность становится реальной. Мы стараемся детей учить добру, чтобы в жизни и творчестве были цвета позитива.

Елена Гордиенко:
- Чем вы гордитесь? Какие достижения, успехи? Может быть, ваши воспитанники?

Вера Чумак:
- Мы рады, что в коллектив народ идет сам, мы не делаем особого набора. Рады, что выпускники приходят к нам всегда с радостью, пишут нам. Хотя мы по возрасту взрослые тетеньки, но для наших детей, которым сейчас 10-16 лет, мы друзья, мы на их уровне, мы говорим на одном языке. У нас нет этой пропасти, границы. Мы стараемся, чтобы они у нас выглядели красиво, костюмы у ребят постоянно обновляются, музыка современная, образы модные - уровень, который сейчас жизнь диктует. Творчество начинается именно тогда, когда дети сами вовлекаются в процесс, когда сами начинают участвовать, выбирать музыку, стилистику.

Елена Гордиенко:
- У цирка «Гротеск» много дипломов, звания, лауреатства. Книга Почета, стена Почета есть, где все эти призы находятся?

Наталья Ткаченко:
- У нас целая комната есть, это гордость. Рядом занимается начальная группа, это любимая дверь, которую они все время открывают и смотрят.
В этом году у нас уже 3 Гран-При. Май – это время подведения итогов. Начало - это сентябрь. Летом мы выезжаем в спортивный лагерь на Азовское море. Там шикарные лагеря творческие, с нами приезжают работать педагоги из циркового училища, очень много интересных мероприятий.

Елена Гордиенко:
- 2023-й - год 60-летия. Что вы ожидаете от этого года? Юбилейное выступление с аншлагом в Доме культуры уже было.

Вера Чумак:
- Эту программу мы только запустили, народ нас хочет видеть, Гатчину мы еще не охватили целиком. В июне для летних лагерей будет концерт - это уже традиция. По осени планируем повторять программу. Гордость наша - то, что мы каждый год выпускаем новую программу. Выступления будут на различных площадках, участвуем в фестивалях, в конкурсах по России. Программа расписана, на месте в Гатчине не сидим.

Елена Гордиенко:
- Есть ли проблемы, кто помогает их решать?

Вера Чумак:
- Проблемы были с залом. Сейчас для спортшколы построили замечательный зал спортивной гимнастики, и вот столько лет соседствуя, мы, наконец-то, разъезжаемся в разные стороны, и можем занимать свой зал в полной мере, так, как мы занимали его раньше - шесть раз в неделю. Четыре дня - это очень мало, потому что в цирке тренироваться надо постоянно. Если жонглер не жонглирует в какой-то день, то начинать надо заново.
В Гатчинском Доме культуры собрана замечательная команда. Свет, музыка, мультимедиа - вся творческая часть, которую мы придумали, для нас делается: озвучивают, делают ролики, декорации. Все нам помогают, все, что нужно, приобретается.

Наталья Ткаченко:
- Наверное, поэтому коллектив и существует 60 лет, что у нас нет глобальных проблем. Если в коллективе 100 человек занимается, значит, мы делаем что-то особенное, раз дети к нам приходят. Родители подключились, на просьбы откликаются всегда очень хорошо. У нас есть такой реквизит, который может в Гатчине работать, а больше никуда не вывезти, потому что он не входит в вагон, приходится машинами возить. Родители помогают. Реквизит дорогой, но иногда мы просто рисуем картинку, а папы нам это все сваривают, мамы всем, что надо, помогают: вода, еда, фрукты. Все дети накормлены, и это не один ребенок, а все 60 человек. Потому что есть мамы, которые сами были участниками коллектива, сами с нами ездили, выросли и теперь понимают, что мы настоящая семья.