Скалы по-гатчински

В физкультурно-оздоровительном комплексе «Волна» разобрали старый скалодром, в том числе и знаменитую «шоколадку». Скоро построят новый. Об этом просили спортсмены, средства выделены из местного бюджета. Об истории скалолазания в Гатчине ведущая программы «Новости пешком» говорила с Галиной Новиковой, тренером-преподавателем по скалолазанию ДЮСШ №2, председателем Федерации скалолазания Ленинградской области.

Спорт
1 июля 2022 00:00
1151

Галина Паламарчук:

Тренажер для скалолазания, который в 70-е годы соорудили сотрудники ПИЯФ (так называемая «шоколадка»), уходит в историю. Галина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, про «шоколадку» подробнее.

Галина Новикова:

У нас, действительно, была секция альпинизма именно для сотрудников ПИЯФ. Когда им нужно было готовиться перед восхождением в горы, возникла необходимость где-то тренироваться. Было решено построить эту стеночку. Строили, естественно, своими руками. В качестве материала использовали скамейки, их резали, скрепляли, покрывали лаком. Получилась «вечная» конструкция, первая такая в России. В том же году, что открылся Физкультурный комплекс, эта стенка была сделана и установлена здесь. Название «шоколадка» она получила, видимо, за свой цвет. Кроме сотрудников института, здесь занимались дети с 14-ти лет. Более того, на этой стеночке проводились соревнования, к нам приезжали со всей России. Это был уникальный скалодром, подобный которому находился только в Красноярске.

Галина Паламарчук:

Для Вас лично «шоколадка» – нечто родное?

Галина Новикова:

Конечно! Эта стенка имитирует скалу. Раньше накладных камушков не было, мы лазали по маленьким зацепкам, как по настоящей скале – это было достаточно сложно. Это для нас всех память, действительно раритет. Этот скалодром даёт хорошую технику, координацию, развивает равновесие.

Галина Паламарчук:

Чем отличаются современные скалодромы?

Галина Новикова:

Например, на стене, построенной здесь же в 1992 году, нет маленьких резных зацепочек, тут есть только большие накладные зацепы и рельефы. Для ее преодоления больше нужна сила, хорошее физическое развитие. Поэтому ребята, которые у нас занимаются, сдают нормативы – они подтягиваются и отжимаются по сто раз. То есть происходит развитие всего тела – ног, рук, ну и головы, конечно.

Галина Паламарчук:

Что у новичков скалолазания развивается в первую очередь?

Галина Новикова:

Сначала голова – мы развиваем технику, мышление. Ведь для того, чтобы пролезть, надо сначала продумать. Я даю ребятам задачу, каждый раз усложняя её.

Галина Паламарчук:

Какие задачи Вы ставите перед своими воспитанниками?

Галина Новикова:

Это как задачки в школе – например, подняться до определённого финиша, используя конкретные зацепы. А зацепы имеют разное исполнение. Стоя внизу, скалолаз должен сначала понять – как достигнуть цели, и уже потом всё это сделать. И на соревновании так же – даётся определённое задание, спортсмен смотрит и оценивает, как какая зацепа работает, что можно использовать, чтобы достигнуть чёткости и уверенности в движениях. Важно пройти сложную задачу с первого раза, не сорваться, иначе будут потеряны баллы. Трассы отличаются по категориям. Мы отрабатываем прыжки, потому что на соревнованиях много прыжковых трасс. Маленькие спортсмены, которых у нас много, поначалу капризничают, пищат, что у них не получается, но учатся, преодолевают себя, раз за разом совершенствуют умения, когда получается – кричат от радости.

Галина Паламарчук:

Для скалолаза рост имеет значение? Лучше быть маленьким и юрким или высоким с длинными руками и ногами?

Галина Новикова:

Конечно, рост важен. Те, кто повыше, легче достают зацепы. Маленькие ребятки компенсируют недостаток роста своей силой. Например, Максим и Никита Ганичевы прекрасно отжимаются на пальцах, качают, укрепляют руки. Чтобы зацепиться за рельеф, который находится высоко, надо подпрыгнуть, на сильных пальцах подтянуться. Поэтому физическую подготовку мы с ними отрабатываем. Они все очень мягенькие – делают шпагаты, мостики. То есть, получается, что мы готовим всё тело.

Галина Паламарчук:

Сколько мастеров спорта здесь воспитано?

Галина Новикова:

У нас занимались сильнейшие спортсмены: член сборной России Пётр Островерхов, Наталья Новикова, Наталья Хрусталёва, Шемулинкин Сергей, Мильчевский Алексей, Мильчевский Василий и другие. Таких у нас более 15 имен – это не просто те, кто выполнил мастера спорта, поступил в институт и перестал заниматься, нет, это действительно выдающиеся спортсмены России.

Гатчинские альпинисты, благодаря, конечно, «шоколадке», всегда славились техникой. Про наших говорили: вот гатчинцы лезут – технари. На нашей знаменитой стеночке вырабатывалась так называемая кошачья техника – плавные, мягкие движения. Кстати, Пётр Островерхов был эталоном в этом смысле. Когда на соревнованиях лез наш Петя – приходили смотреть тренеры из других городов, потому что это было действительно очень красиво.

Эту марку мы, конечно, поддерживаем до сих пор. У нас дети учатся лазать технично и грамотно. Есть люди, которые подкачаются и за счёт силы поднимаются на высоту – это примитивно и грубовато, они, конечно, тоже могут одолеть трассу, но красоты в этом нет. Красота в мягком движении, как у ящерки.

Галина Паламарчук:

Все эти годы Вам не было обидно, что скалолазание не является олимпийским видом спорта? Ведь его признали олимпийским совсем недавно.

Галина Новикова:

Каким бы этот вид спорта ни был – олимпийским или нет, мне всё равно хотелось работать с ним. Были хорошие, талантливые дети, было интересно работать с ними, развивать, достигать успехов. Но когда скалолазание стало олимпийским видом, у детей появилась совершенно другая мотивация, произошёл значительный прирост занимающихся.

К нам в том году пришла девочка, которая заявила: «Я хочу стать олимпийской чемпионкой!» Для нас это было неожиданно. И ведь она действительно станет! За год она выполнила взрослый разряд и продолжает идти вперёд большими шагами.

Такие мотивированные дети стали появляться. Например, Максим Ганичев, с которым мы лазали на скалах в Крыму, где 40-метровые маршруты, первый раз попробовал и все-таки покорил трассу  – кусал себе руки, заставлял себя и сделал это. Сейчас появилось такое поколение. Они находят такие вариации, о которых раньше я даже не могла подумать.

Скоро у нас появится новый скалодром, и, я думаю, что Гатчина в полный голос заявит о себе на соревнованиях в России и за рубежом.

Галина Паламарчук:

Кто сейчас «законодатели мод» в альпинизме? Китайцы?

Галина Новикова:

Нет, японцы. Они идут впереди. И мы, российские тренеры, сейчас подглядываем за их занятиями. Они достаточно закрыты, не раскрывают все свои секреты, но мы просматриваем их чемпионаты, тренировки, всё, что можно выцепить, и учимся у них. Они учатся технике передвижения у животных. Здесь прежде всего развивается не физическая сила, а качества тела, такие, как мягкость, пластичность, которые дают движения без устали. Японцы – как роботы, но мягкие, на которых приятно посмотреть.

Галина Паламарчук:

Почему старые тренажёры для скалолазания – «шоколадку», сделанную в 1977 году, и стенку 1992 года – сейчас разбирают и будут заменять на новые?

Галина Новикова:

Они стали небезопасны, некоторые щиты стали заходить друг за друга, пришли в негодность. Когда конструкция может нанести ущерб и вред – её необходимо заменять. С помощью наших воспитанников, многих людей, которые болели, выбивали поскорее нам новый скалодром, скоро это случится. Понимаете, успехи у гатчинских спортсменов есть – пять членов сборной России, дети приходят, хотят заниматься, а лазать негде. Мне и другим тренерам приходится ухищряться, чтобы что-то придумать на маленькой дорожке, на которой ещё можно заниматься. Уровень высокий, и, чтобы его поддерживать, надо работать, усложнять.

Слава Богу, два раза в неделю нас вывозят в Санкт-Петербург, там «Северная стена» – это лучший скалодром в России. Там и высота, и оснащённость. За счёт этого мы ещё держимся. И с нетерпением ждём, когда нам построят наш скалодром.

Галина Паламарчук:

Чем он будет хорош?

Галина Новикова:

Он будет современным. По форме планируется каре или полукруг, сверху с потолочком. Будут другие наклоны. Много накладных рельефов, переставляя которые, можно менять сложность. В нашем распоряжении будет практически треть зала, что позволит тренироваться большему количеству человек одновременно. Сейчас нам сложно уместиться, очень много желающих. Большой объём трасс даст разнообразие. Современные зацепы и рельефы тоже повышают уровень лазания.

Раньше у нас проходили соревнования между питерскими институтами и ПИЯФом, сюда приезжали студенты. На нашей маленькой «шоколадочке» делали множество трасс. Это были серьёзные, хорошие ежегодные старты, на которые приезжало очень много народа. Все любили Гатчину. Один раз здесь даже проходило всероссийское состязание. Поэтому сейчас, когда построят новый скалодром, мы восстановим соревнования. Конечно, этим хочется заниматься, и уровень наших детей от этого улучшится – когда они смотрят, как лазают другие, тоже подтягиваются.

Галина Паламарчук:

Чем для Вас является скалолазание?

Галина Новикова:

Жизнью. Я занимаюсь этим с 14-ти лет (раньше детского скалолазания не было). Мне было очень интересно, каждый раз ставились новые задачи, было много соревнований на природе, на скалах, мы ездили по всей России (особенно запомнился Красноярск). Я не думала, что когда-нибудь стану тренером, но сейчас с удовольствием работаю с детьми. Надеюсь, что Гатчина ещё прозвучит как город чемпионов по скалолазанию.