«Подострёга» Ирины Елочкиной

В издательстве «ОРЕОЛ-ИНФО» вышла вторая книга рассказов Ирины Ёлочкиной. Она называется «Подострёга» по наименованию одного из рассказов. Напомним, что первая книга называлась «Звезда по имени Василиса».
Ирина Ёлочкина – сотрудник медиаходинга «ОРЕОЛ-ИНФО», ведущая программы «Гатчинский Арбат». Ее рассказы печатаются в газете «Гатчина-ИНФО».

Гатчинские сезоны
24 сентября 2023 14:00
2771

Елена Гордиенко:
- Ирина, спасибо за то, что Вы нашли время и пришли рассказать про новую книгу. О ком она, кто главные герои? Первая ваша книга вышла около 10 лет назад.

Ирина Ёлочкина:
- Весной будет 10 лет.

Елена Гордиенко:
- Будет юбилей. Обложка второй книги оформлена примерно в таком же черно-белом стиле, но еще более сдержанно.

Ирина Ёлочкина:
- Я хотела их сделать абсолютно в одном стиле – черно-белом. Но подумала, что книги будут путаться на книжной полке, и получилось вот такое, как Вы сказали, более сдержанное оформление.

Елена Гордиенко:
- Вы принимали участие в оформлении? Такой макет – это Ваш выбор?

Ирина Ёлочкина:
- Да. И рисунки для книги делала сама.

Елена Гордиенко:
- Книгу приятно держать в руках, она напечатана на хорошей бумаге.
Я разговаривала с людьми, которые ее уже прочитали. И сама почитала тоже. Мне понравилось. Я не услышала ни одного недоброго слова о ней.
Для каждого нашлось то, что понравилось, что было созвучно его душе. Вот мне, например, второй рассказ понравился - «Катерина и ее шляпы».

Ирина Ёлочкина:
- Книга вышла недавно, но уже появились первые отклики на нее, некоторые меня даже рассмешили. Есть у меня один знакомый мужчина, житель нашего города, которого я знаю давно. Он такой худенький, скромный и стеснительный человек, выпивающий временами. Но и в такие моменты он остается тихим, скромным, правда, становится чуть-чуть посмелее. Вот прошло почти 10 лет после выхода первой книги, а он все не решался подойти ко мне. А тут, видимо, осмелел. Подходит на улице и говорит: «Здравствуйте. Я прочитал вашу Василису». Замолчал, приложив руку к сердцу, а глаза увлажнились. Добавил: «Нет, ничего не буду говорить». И пошел. Это же тоже откликом на прочитанное можно назвать. Понятно было, что книга ему понравилась. Думаю, по поводу второй книги мы тоже должны встретиться лет через десять.
Я посылала книгу своим родственникам в Вологду. Получила СМС от них, в которой они меня цитировали, как народ цитировал Викторию Токареву после выхода фильмов по ее сценариям.

Елена Гордиенко:
- Какие цитаты?

Ирина Ёлочкина:
- В книге есть рассказ «Портрет», который мне очень нравится.
В нем дедушка, которому уже много лет, он хочет жить очень долго. И все для этого делает: натирает тело разными снадобьями, пьет какие-то настойки народных ценителей. А осенью или зимой, когда делать особенно нечего, лежит на диване и бережет силы для долгих лет жизни. А что еще делать? Телевизор не посмотришь - из-за плохого зрения, радио не послушаешь - из-за плохого слуха. Мне в СМС родственники пожелали, конечно, творческих успехов, счастья и отдельным предложением: «Береги силы для долгих лет жизни».

Елена Гордиенко:
- Чудесное пожелание. Надо запомнить. Беречь силы и душевные, и физические для долгих лет жизни. Книга «Подострёга» - это продолжение книги «Звезда по имени Василиса»? О героях первой книги можно прочитать и во второй?

Ирина Ёлочкина:
- Нет. Продолжения рассказов нет. Единственный рассказ, который можно было бы написать с продолжением – это рассказ «Подострёга». Но он не вошел в первую книжку, не успел. Героиня Мария поняла, почувствовала, что на постой у нее останавливалась ее дочь, которую когда-то она оставила в роддоме. Дочь с мужем мечтают приехать в те края через год, вот тогда бы все и выяснилось. А если не получится приехать? Кто знает, куда меня занесло бы при описании событий… А так – открытый финал,есть надежда, что все для них разрешится счастливым продолжением.

Елена Гордиенко:
- Вы говорите про них, как про живых людей, настоящих.

Ирина Ёлочкина:
- Рассказы второй книги не продолжение рассказов первой. Новые герои. Но все рассказы, как и в первой книжке, про те же простые истины, про добро, про любовь, про то, о чем мечтают все люди без исключения. И мои герои в том числе.
Я очень люблю деревенских жителей. Они не рисуются, они не хотят как-то себя приукрасить, чтобы выглядеть в твоих глазах получше. Они могут и посмеяться над собой, их интересно слушать. Многие, с кем я общалась, ушли из жизни. А я сейчас так бы и поговорила с ними снова, расспросила бы их о жизни поподробней. Жалко, потому что совершенно удивительные люди. У меня не было таких встреч, как у известных писателей. За все время имела короткое общение с Ангелиной Вовк и Светланой Светличной в рамках кинофестиваля «Литературы и кино». Одна научила меня правильно обнимать человека при встрече, чтобы обменяться энергиями, а вторая после фестиваля подошла ко мне и сказала: «Я запомнила тебя, рыжая!» У меня тогда были шикарные рыжие волосы. Но даже такие короткие встречи приятны, даже в воспоминаниях о своих рыжих волосах.

Елена Гордиенко:
- А городские жители другие, не такие интересные?

Ирина Ёлочкина:
- Мне как-то люди деревенские больше ложатся на душу. С городскими я не узнаю ничего особенно нового для себя. В принципе, все знакомо. Знакомые темы, городская жизнь.

Елена Гордиенко:
- Вы же тоже городской житель?

Ирина Ёлочкина:
- Можно считать тоже городская. После 8-го класса я уехала из родительского дома, когда поступила в физико-математическую школу в Ленинграде. Сначала учеба, потом замуж вышла здесь. Я совсем недавно шла по Гатчине и думала, как давно я здесь живу: по идее, Гатчина уже мой родной город.
Но мне все равно кажется, что мой родной город там, в Вологодской области. Почему-то совершенно чудесную Гатчину, которую я очень люблю, никак не воспринимаю своим родным городом.

Елена Гордиенко:
- Гатчина - город, в котором Вы живете, а родной город какой?

Ирина Ёлочкина:
- Тотьма в Вологодской области.

Елена Гордиенко:
- Тотьма меньше Гатчины?

Ирина Ёлочкина:
- Да, намного меньше. В нем много частных домов и население где-то 10-12 тысяч всего. Совершенно провинциальный маленький городок.

Елена Гордиенко:
- Гатчина не провинциальный городок?

Ирина Ёлочкина:
- Нет, конечно. Гатчина - столица Ленинградской области. Но зато в моем маленьком городке Тотьма есть замечательный краеведческий музей и еще много разных музеев. И вот они занимали в разных номинациях призовые места как музеи малых городов России. А в этом году Тотьма номинирована на титул «Столица серебряного ожерелья России - 2024». Город маленький, но удаленький. Есть чем гордиться.

Елена Гордиенко:
- Герои рассказов всегда реальные люди, которых Вы видели, встречались, слышали? Или есть полностью выдуманные герои?

Ирина Ёлочкина:
- Есть, но их мало. Пара-тройка героев, скажем так. Почему так получается? У меня нет такой привычки, о которой говорила Белла Ахмадулина, за словом ставить новое слово. То есть, привычки писать. Поэтому и писала, наверное, медленно. У меня была другая работа, другие занятия. Ты видишь человека, и он тебя поражает, скажем, своей речью, своим рассказом, позицией. Когда ты пишешь рассказ, ты не пишешь конкретно об этом человеке, но у тебя перед глазами стоит именно этот человек, который подходит для твоего героя голосом, манерами, жестикуляцией, внешностью. В общем-то, получается, что он прототип твоего героя.
Некоторые герои бывают похожи с прототипом. Люди читают, узнают в них себя и даже немного обижаются, что я не точно описала их жизнь. А я и не описывала их жизнь, и имя у героя совсем другое, и профессия. Писать легче, когда у тебя перед глазами есть образ. О себе, например, легко писать.

Елена Гордиенко:
- О себе легко писать?

Ирина Ёлочкина:
- Ну, не совсем конкретно о себе. Вот, например, рассказ «Катерина и ее шляпы» - это, можно сказать, про меня.

Елена Гордиенко:
- Это Ваш опыт?

Ирина Ёлочкина:
- Это мой опыт. И с побелкой потолков, и со шляпами, и со всем остальным. Единственная трудность - писатель побаивается, что его будут узнавать конкретно. А так можно было бы написать более остро, более откровенно. Но не хочется так раскрываться совсем. О себе писать проще: ты же себя хорошо знаешь.

Елена Гордиенко:
- Есть мнение, что в каждой книге каждый герой - это частичка писателя. И положительные, и отрицательные герои. Да?

Ирина Ёлочкина:
- Я согласна с этим. Как будто я принимаю непосредственное участие в событиях, описываемых в рассказе. У меня уже около 50 написанных и начатых рассказов, и в голове прямо какой-то рой этих историй, их героев. Бывает ощущение, что я нахожусь там среди них. И мне иногда хочется поехать в село Весёлое из рассказа «Есть ли у вас план, Мистер Фикс?», хотя вся история как раз выдумана.
Городского жителя, из тех, кого я знаю, сложно пристроить в мой рассказ. И не потому, что он городской житель, а потому, что его сложно сделать деревенским. А себя, как прототип, я сделать могу.

Елена Гордиенко:
- А чем он отличается? Мы все россияне, живем в XXI веке. Пользуемся одним и тем же Интернетом, смотрим один и тот же телевизор, читаем одни и те же книжки.

Ирина Ёлочкина:
- У них есть какая-то своя мудрость жизни. Первые 15 лет своей жизни я прожила в Тотьме, в деревне у деда с бабушкой. Видимо, они оставили во мне какой-то след.
Может быть, я совершенно необъективна, но мне мои земляки, вологодские люди, кажутся более жизнелюбивыми. Они могут и посмеяться над собой, они одновременно и простые, и смешные какие-то в своей наивности, и в то же время очень глубокие, добрые, отзывчивые, умеющие прощать.
Конечно, такие люди есть и среди городских жителей, но в деревне, может быть, их как-то больше. Или только мне так кажется. Может, другому человеку, который и родился, и вырос в городе, кажется совершенно по-другому.
Например, деревенская жительница Тетя Валя, соседка моей бабушки и деда, рассказывала мне, как вышла замуж. Давно это было. Когда рассказывала, мужа уже не было в живых, она многие годы жила одна в своем доме. Она совершенно беззлобно вспоминала, что муж у нее был не очень умный, такой деревенский «дурачок». «А зачем Вы замуж за него вышли?», - спрашиваю. «Так ведь и я такая же была». Вот мне кажется, что люди в городе так о себе никогда не скажут.

Елена Гордиенко:
- Наверное, так и есть. По молодости мы все не очень мудрые.

Ирина Ёлочкина:
- Не все могут посмеяться над собой открыто, рассказать все честно. А жизнь у этой женщины была трудная, осталась в детстве сиротой, надо было как-то выживать, чтобы кто-то был рядом. Жили небогато, но подняли на ноги двух прекрасных детей. Я, наверное, очень своих деревенских земляков люблю за их доброжелательность, радушие, не озлобленность.

Елена Гордиенко:
- Все это сохранилось в них: и гостеприимство, и радушие?

Ирина Ёлочкина:
- Да, но время идет, что-то меняется. Тотьма тоже изменилась. Там много сейчас приезжих людей, особенно тех, которые торгуют на рынке. Они приехали, поселились там на постоянное жительство, вологодские красавицы от них детей завели. Дети выросли, другой менталитет, другие ценности. Вот даже в рассказе «Катерина и ее шляпы» местная жительница говорит героине с горечью о водителях снегоуборочных машин, которые проехали мимо, не помогли: «Разве такое могло быть раньше, чтобы не помогли, если человек помощи просит? А сейчас…». А может, так и должно быть, многое с течением времени меняется. Может, и не надо быть таким уж бесхитростным.

Елена Гордиенко:
- Записные книжки у Вас есть, как у других писателей, чтобы что-то записать, какие-то встречи, разговоры?

Ирина Ёлочкина:
- Поначалу я ничего не записывала, думала – как это можно забыть?
А вот впечатления, ощущения от встреч, которые тебя взволновали или развеселили, уходят. И через какое-то время кажется, что ничего особенно интересного и не было как будто. Тогда я решила, что нет, так неправильно. Я не просто записную книжку завела, а целый талмуд. И стала туда хотя бы кратко записывать истории, отдельные фразы людей, их точно подмеченные наблюдения. И когда вдруг приходит желание писать, я открываю этот талмуд, начинаю читать и что-то всплывает в памяти, что-то удивительное, трогательное.

Елена Гордиенко:
- В нем и люди, и какие-то интересные слова, и истории? Говор сохранился вологодский сейчас?

Ирина Ёлочкина:
- Сохранился. Но в Вологде люди говорят по-другому: не окают, не так слова растягивают. А в деревнях все осталось по-прежнему. У меня есть словарь с разными словечками, выражениями местного диалекта, который люди из других мест даже не понимают. Да вот хотя бы слово «подострёга».

Елена Гордиенко:
- Подострёга - что это такое?

Ирина Ёлочкина:
- Подострёга - это вода, которая стекает из-под крыши дома во время дождя по желобу в бочку. В общем, дождевая вода. Я, когда писала рассказ «Подострёга», даже не задумывалась, что это только вологодское слово. А его оказывается никто не знает. Удивилась. Но оно мне очень нравится, чистое какое-то, звонкое. Подострёгу носили в баню и мыли ею исключительно волосы. Они становились мягкими, шелковистыми.

Елена Гордиенко:
- А герои-гатчинцы есть в рассказах? Или все про деревенских жителей вологодских?

Ирина Ёлочкина:
- Есть просто про городских, не конкретно про гатчинцев. Но немного совсем, про таксиста, например. Но я в рассказе все равно быстро перестраиваюсь и городского жителя делаю деревенским. Как, например, Степанида уехала из Питера в деревню. Я почему-то решила, что в деревне ей будет лучше. По рассказу так и получилось.

Елена Гордиенко:
- А Вас уехать в деревню из города не тянет?

Ирина Ёлочкина:
- Все время тянет. Но так жизнь сложилась, обстоятельства бывают сильнее нас. Под старость хотела совершить безрассудный поступок: все здесь продать и уехать в Вологодскую. Но муж остановил, сумел отговорить.
Я понимаю, что с годами, а мне уже 65 лет, трудно будет заниматься огородом, подсобным хозяйством. К этому труду надо быть привычным. А там без этого не прожить на одну пенсию. Я поняла, что не смогу, слишком поздно.
А так приехать летом туда отдохнуть, поностальгировать - это замечательно.

Елена Гордиенко:
- Ваш читатель - кто? Женщины средних лет, мужчина средних лет, молодые люди?

Ирина Ёлочкина:
- Мне бы хотелось, чтобы разных лет были и женщины, и мужчины. Но я думаю, что больше женщин, хотя есть и мужчины. Мне, например, звонили мужчины разных профессий: врачи, поэты, музыканты, актёры, художники.
Вот совсем недавно позвонил после второй книги один художник. Он меня хвалил, восхищался даже, как сказала о себе героиня Фрося Бурлакова из известного фильма «Приходите завтра». Это всегда очень трогательно и приятно. Мои рассказы нравились и Юрию Калугину, режиссеру театра «За углом».

Елена Гордиенко:
- И по ним был поставлен спектакль. Замечательный, кстати, спектакль, чудесный, и он на фестивалях занимал призовые места.

Ирина Ёлочкина:
- На фестивалях были люди и пишущие, и критики. Они хвалили в том числе и меня. Я что-то разошлась, расхвалила себя. Хотя я часто и подсмеиваюсь над собой, и ругаю.

Елена Гордиенко:
- Хвалить себя тоже надо, иначе мы не узнаем, что есть замечательный человек рядом с нами, живет у нас и по нашим улицам ходит. Опять же, пользуясь случаем, откровенно хочу прорекламировать уже вторую книгу Ирины Ёлочкиной «Подострёга». Первая вышла 10 лет назад, она называется «Звезда по имени Василиса». Ее уже нет в продаже. К сожалению, она стала библиографической редкостью.
Я думаю, что и «Подострёга» через короткое время тоже станет такой. Тем более, что тираж небольшой. А в библиотеках наших будет книга? Потому что не все успеют купить.

Ирина Ёлочкина:
- Я думаю, что хотя бы по одной книге будет в библиотеках чуть позже.

Елена Гордиенко:
- Книга на хорошей бумаге, хорошее качество печати. Это важно. Рассказы издавались на страницах газеты «Гатчина-ИНФО», но читать их в книге гораздо приятнее.

Ирина Ёлочкина:
- Недавно мне позвонила читательница Таисия Георгиевна. Она все рассказы читала в нашей газете, а на днях приобрела книгу. Хотела прочитать перед сном один рассказ из нее и не могла оторваться. Так и читала, пока светать не стало.
Кстати, еще хочу сказать об одной читательнице, пожилой женщине. Она живет под Воронежем. Это Александра Тимофеевна. Такие хорошие слова она написала мне: «Мое детство украла война. Судьбы героев и героинь вашей книжки, деревенские домики, колодцы и разговоры около них звучат для меня песней и дышат молодостью». Какому автору это будет не приятно?! Ради нее одной, ради этих слов можно писать новые рассказы.

Елена Гордиенко:
- Где можно приобрести книгу?

Ирина Ёлочкина:
- Только в редакции газеты «Гатчина-ИНФО».

Елена Гордиенко:
- Но пока еще книга есть, и ее можно приобрести с автографом автора?

Ирина Ёлочкина:
- Да, конечно. Я буду рада.

Елена Гордиенко:
- Я думаю, что те, кто в своей библиотеке уже имеет первую Вашу книгу, обязательно придут и за второй.