По следам Графтио

По плану ГОЭЛРО первая в стране советов гидроэлектростанция была запущена в Волхове в 1926 году. Это рано или поздно все равно произошло бы, но все-таки роль личности в этой истории чрезвычайно велика. Генрих Графтио занимался электрификацией железных дорог и мечтал построить ГЭС на волховских порогах. Но до революции это сделать не удалось. В стране мечтателей, в стране ученых получилось. Дом Графтио на Октябрьской набережной в Волхове расположен напротив ГЭС, на другом берегу. В ожидании реставрации здание остается таким, каким было при инженере. Там можно увидеть его письменный стол, книги, ботинки (в них, подбитых гвоздями, чтобы не скользить по грязи высоких волховских берегов, он исходил, наверное, сотни километров) и... знаменитая "эмка Графтио". Об этом - в рубрике "Новости пешком".

Вчера в 16:59
82

Галина Паламарчук:
- Волхов - это, конечно, прежде всего первая гидроэлектростанция Страны Советов, но это также история человека, который сыграл в этом ключевую, видимо, роль. Это была его мечта?

Ирина Пузанова, главный хранитель фондов музея города Волхова:
- Да, это была его мечта, это был его первенец. Генрих Осипович Графтио настоял, чтобы именно здесь, на Волхове, построили гидроэлектростанцию. Это очень важное событие для нас, волховчан, потому что появление этого предприятия дало возможность родиться нашему городу.
Заработает алюминиевый завод на электричестве от этой ГЭС и станет градообразующим предприятием. Если бы не было здесь гидроэлектростанции, я боюсь, что города Волхова тоже не было бы.

Галина Паламарчук:
- Генрих Графтио был из семьи железнодорожников?

Ирина Пузанова:
- Его папа Осип Иванович был инженером-железнодорожником. Он не водил паровозы. Он придумывал всевозможные приборы для железнодорожного транспорта. Семья переезжала с одного места работы отца на другое. Генрих начинает учиться в гимназии в Москве. Потом будет учиться в Новороссийском университете на физико-математическом факультете. Это был блестящий студент: за 3 года экстерном выучил все сложнейшие науки, стал кандидатом физико-математических наук. Красный диплом, конечно, получил и 5 иностранных языков успел выучить.
Но, видно, по наследству тянули его к себе железные дороги. Он переедет в Петербург, поступит в институт инженеров путей сообщения и будет заниматься не рельсами, шпалам, паровозами и составами, а электрификацией железных дорог. Чтобы не на угле, не на дровах, а на дешевой электроэнергии по всей стране поезда ездили.

Галина Паламарчук:
- И дальше как будет развиваться его судьба?

Ирина Пузанова:
- Графтио окончит этот университет, и вся жизнь его будет связана именно с электрификацией железных дорог. Он, например, был первым человеком, который управлял первым электрическим трамваем в Петербурге в 1907 году, работал в этой сфере.
К 1911 году проект строительства электростанций на реке Волхов у Генриха Осиповича Графтио будет готов. Царское правительство не выделит денег на осуществление этого проекта. Придется заниматься другими. В 1918 году, после личной встречи Генриха Графтио и Владимира Ленина, руководителя нашей молодой советской страны, будет создано предприятие «Волховстрой», здесь начнутся первые строительные работы в 1918 году.
В 1921 году автор проекта Генрих Графтио будет назначен главным инженером на строительстве Волховской гидроэлектростанции. 19 декабря 1926 года строительство закончили.

Галина Паламарчук:
- А этот дом, который так и называют «Домом Графтио», появился в 1924 году?

Ирина Пузанова:
- Дом построен для Генриха Осиповича Графтио, потому что ему нужно было быть ближе к своему детищу. Жил он здесь со своей супругой Антониной Адамовной. Жили скромно, на втором этаже этого дома занимали только две спаленки. Остальные были, ну, скажем так, производственными помещениями: секретарская, рабочий кабинет Графтио, несколько комнат для людей, которые в командировку приезжали, большой зал для заседания. На втором этаже гостиная, где, говорят, за обедом 20 человек могли собираться и, конечно, на производственные темы разговаривать.
Здесь, в этом доме, решалась судьба нашей гидроэлектростанции: принимались важные, главные решения по строительству Волховской гидроэлектростанции.

Галина Паламарчук:
- И этот дом сохранился в неизменном виде?

Ирина Пузанова:
- Дом не реставрировался и не ремонтировался. Он такой, каким был почти 100 лет назад. В этом доме сохранена полностью одна комната. Но мне кажется, она для этого дома самая важная: это рабочий кабинет Генриха Осиповича. Здесь его подлинные вещи.

Галина Паламарчук:
- В этом кабинете мы и находимся. Это стол, за которым он работал?

Ирина Пузанова:
- Да, совершенно верно. Вы видите небольшую часть библиотеки Генриха Осиповича Графтио. Человек увлекался, интересовался многим. Даже по земледелию можно найти здесь книги. Основная часть книг, конечно, у нас в фондохранилище. Вот стол, за которым он работал.

Галина Паламарчук:
- Пойдемте дальше по залам музея. Из советских учебников мы знаем, что такое коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны.
О плане ГОЭЛРО рассказывает вот это небольшое помещение? В этом зале мы видим, как все зарождалось.

Ирина Пузанова:
- Генрих Осипович очень активно принимал участие в работе комиссии по созданию плана государственной электрификации России. Сам план был принят в 1920 году на 8-м съезде народных депутатов. Планировали за 10 лет построить большое количество тепловых и гидроэлектростанций. Наша Волховская гидроэлектростанция была построена первой в Советском Союзе по плану ГОЭЛРО. Могли бы, наверное, построить и на какой-то другой большой реке, но выбрали Волхов. Генрих Осипович Графтио выбрал реку Волхов для своего первенца. Почему? Во-первых, имела значение близость к столице - всего 100 км. Главная задача была - снабдить Петербург дешевой электроэнергией. Во-вторых, тут самые высокие берега во всем русле и пороги. Наша река всегда была судоходной и описывалась как опасная, коварная, потому что в течение 10 километров прямо в русле реки находились пороги, камни, плиты, валуны, которые судоходству мешали. Но необходимое ускорение течению реки они давали, а это как раз то, что нужно было гидроэнергетикам. Небольшой перепад, необходимый для строительства ГЭС, был обнаружен здесь при исследовании.

Галина Паламарчук:
- Кто строил, какими силами это было сделано?

Ирина Пузанова:
- Конечно, был призыв по стране - приехать сюда и помочь строить Волховскую гидроэлектростанцию, потому что на месте будущего города Волхова были небольшие поселения. Жили здесь, в основном, рыбаки, лоцманы и те, кто лес заготавливал, сплавлял по реке. Инженеры сказали, что тракторов нет, экскаваторов нет, строить будем вручную. Рабочей силы нужно было много, поэтому дали объявление в газетах, рассказали по радио, позвали людей. И люди поехали. Время было сложное для нашей страны. Шла гражданская война, голод, нищета, разруха. А здесь - работа, зарплата. Были открыты училища, где без отрыва от производства можно было получать образование. О людях позаботились - здесь, на правом берегу реки Волхов, вырастет целый поселок: избы, бараки, больница с амбулаторией, школа, библиотека с читальным залом, клуб, даже трактир, где лишнюю заработанную копейку можно было потратить.

Галина Паламарчук:
- Какие экспонаты Вы можете особенно выделить?

Ирина Пузанова:
- В подтверждение тому, что работа была, в основном, ручная, у нас представлены и тачка, и подъемные приспособления. И вот такая «коза», ее наши строители использовали, чтобы кирпичи на спине переносить. Этот деревянный рюкзачок «козой» назывался из-за изогнутых плечиков. Они обиты даже мягкой тканью. Конструкция водружалась на плечи, в нее грузили кирпичи, можно было и веревкой привязать, и с ней бегаешь вверх вниз по нашим крутым берегам. А если еще силы есть и руки свободны, значит, еще и тачку в руки. В общем, работа нелегкая.

Галина Паламарчук:
- И на какую высоту?

Ирина Пузанова:
- Наши берега, наверное, метров 10 высотой. Остается только восхититься теми людьми! Интересно, что у них оставалось время и в клуб сходить, и в какой-то самодеятельности даже поучаствовать.
Основные строительные работы начались с взрывных работ. Разравняют дно реки при помощи динамита, чтобы все подводные сооружения возводить. Заодно в правом берегу прорубят также при помощи динамита коридорчик, уложат узкоколейку, и железнодорожники будут привозить сюда строительные материалы, а отсюда забирать строительный мусор. Конечно, планировали за 2 - 3 сезона построить электростанцию. Но не получилось: оборудование пришлось заказывать за рубежом. Из 8 больших гидроагрегатов 4 будут заказаны в Швеции. Остальное оборудование изготовит петроградский завод «Электросила».

Галина Паламарчук:
- Как произошел запуск ГЭС?

Ирина Пузанова:
- Очень торжественно. 19 декабря 1926 года была большая комиссия и партийные руководители, общественные деятели, культурные работники.
Конечно, митинг, конечно, праздник, банкет. Очень пышно отметили. Это было очень важно, очень нужно не только для появления в дальнейшем нашего города, но и для всей нашей страны.

Галина Паламарчук:
- А за период стройки были отчаянные моменты, когда казалось, что ничего не удастся?

Ирина Пузанова:
- Я думаю, что руки у Графтио не опускались. Было сложное время, когда не хватало средств, просто еды не хватало рабочих накормить. Но этот человек был убежден в том, что он делает правильно, был уверен, что это необходимо для страны. Эта вера ему помогала.

Галина Паламарчук:
- То есть, роль личности в этой истории велика?

Ирина Пузанова:
- Велика. Я думаю, что и мои коллеги тоже со мной согласятся.

Галина Паламарчук:
- Как сложилась дальнейшая судьба Генриха Графтио?

Ирина Пузанова:
- Дальше он уедет на Свирь - это река в Ленинградской области, там построены 2 гидроэлектростанции, которые работают до сих пор.
Обе - по проекту Генриха Осиповича. На одной он также работал начальником строительства, как и здесь, на Волхове. Потом он уедет в Среднюю Азию. Для ученого это, наверное, интересно: горные реки, другое оборудование, другие технологии. Будет там работать в годы Великой Отечественной войны и всегда будет ждать новостей из Волхова. Говорят, когда узнал, что Волховская ГЭС дала электричество в блокадный Ленинград, как мальчишка, был горд.
Приедет сюда в 1947-м, посмотрит, как гидроэлектростанцию на Волхове восстановили. Останется доволен.
Будет академиком, будет иметь правительственные награды, будет много преподавать, даже возглавлять Ленинградский электротехнический институт несколько лет. Это позволит ему вырастить целую школу молодых энергетиков. Они разъедутся по всей стране дело Графтио продолжать.

Галина Паламарчук:
- У вас же в музее есть еще предметы, которые рассказывают о Графтио?

Ирина Пузанова:
- Его послевоенный автомобиль, 1946 года выпуска, отечественный, Горьковского автозавода, «ГАЗ М-11-73». Это подарок правительства Советского Союза академику Генриху Графтио за его достижения перед советским народом. Легендарная «эмка». В народе называлась «диванчик с рулем». На ней Графтио много ездил, много, где побывал. Тогда уже был пожилым, ездил с водителем. Но все говорят, что ему надо было всегда везде успевать. Поэтому быстро и скоро на этой машине ездил.

Галина Паламарчук:
- А как у вас появился этот автомобиль?

Ирина Пузанова:
- Его в 1972 году подарил человек по фамилии Слободчиков. Он работал в «Ленэнерго», где этот автомобиль оставался после смерти Графтио. И когда он узнал, что здесь открылся музей, который так тесно связан с именем Генриха Осиповича Графтио, то подарил этот автомобиль в музей, а город подарил ему на это новую «Волгу».

Галина Паламарчук:
- А что это за помещение, в котором автомобиль находится?

Ирина Пузанова:
- Здесь в доме Графтио была открытая беседка, можно было пить чай и дышать свежим воздухом. Но когда в музее появился этот замечательный экспонат, сделали капитальные стены, беседку закрыли и в нее поместили автомобиль. Здесь он находится под нашей охраной. Он выезжал в начале двухтысячных годов – участвовал в параде раритетных автомобилей в День химика в Волхове.

Галина Паламарчук:
- На своем ходу автомобиль ехал по улицам города? Какой-то умелец его завел?

Ирина Пузанова:
- Золотые руки инженеров Волховского алюминиевого завода.

Галина Паламарчук:
- Говорят, что все, кто выходит из музея, из дома Графтио, почему-то помнят автомобиль и, самое главное, - ботинки. В чем все-таки смысл этого?

Ирина Пузанова:
- У нас даже открыта выставка, которая называется «По следам ботинок Графтио». Дело в том, что в музее хранятся и сами ботинки Генриха Осиповича, и большое количество фотографий, где он здесь, на Волховской гидроэлектростанции, на строительстве в самых этих ботинках как раз и запечатлен.

Галина Паламарчук:
- И мы сегодня практически прошли по следам Графтио. Видимо, он в этих ботинках прошел здесь очень много километров?

Ирина Пузанова:
- Ему нужно было много ездить: и в Ленинград, и в Москву, потом в правительство. Так что в этих ботинках много исхожено. Для походов по нашему глинистому берегу реки они даже были специальным образом приспособлены: обувщик набил небольшие гвоздики в их подошву. Так что не мудрено, что эти ботинки надолго запоминаются посетителям.