Перинатальный центр для мужчин и женщин
В рубрике «Здоровая среда» - главный врач Ленинградского областного перинатального центра Николай Александрович Коробков.
Елена Гордиенко:
- В Гатчине это медицинское учреждение мы знаем как Гатчинский перинатальный центр. Горожане так его называют. Для вас не обидно?
Николай Коробков:
- Нет, ни в коем случае. Мы находимся в Гатчине, но мы Ленинградский областной перинатальный центр, оказываем помощь акушерскую, гинекологическую и неонатологическую жителям всего региона.
Елена Гордиенко:
- Перинатальный центр открылся в 2018 году. Его называют самым современным, хорошо оборудованным. Это верно?
Николай Коробков:
- Да. Ничего подобного даже в Петербурге не существует. Я возглавлял несколько родильных домов, они были в зданиях и 18-го, и 19-го веков. Соответственно, таких условий, такого оформления в виде хайтека в медучреждениях нет. Да, там прекрасные коллективы, все хорошо функционирует, но администрации этих родильных домов испытывают проблемы именно с возможностями: в старинном здании, которое является историческим наследием, вы не имеете права сделать ничего лишнего - ни проема изменить, ни провести необходимые коммуникации. С удобствами и с некоторыми другими моментами проблемно. Мы соответствуем самым современным санитарным нормам. Возможно, мы на самом высоком месте: ни одного такого родильного дома, акушерского стационара, перинатального центра в соседних регионах нет.
Елена Гордиенко:
- В Гатчину пациентки приезжают со всей Ленинградской области?
Николай Коробков:
- Да, конечно. Мы сейчас обследуем репродуктивное здоровье и мужчин тоже. По распоряжению губернатора в регионе появился сертификат молодоженов. С 15-го апреля он активно выдается в ЗАГСах.
Мы оцениваем репродуктивное здоровье пары - не только женщины, но и ее мужа. Значит, принимаем теперь еще и мужчин. По сертификату это бесплатно. Обычно около 11 000 заключенных браков в год. Мы не настаиваем, чтобы все приезжали именно к нам в Гатчину. Они могут сделать все базовые обследования, которые предоставляет им сертификат, по своему месту жительства. А если у пары есть проблемы, то можно на расширенное обследование, которое тоже предоставляет этот сертификат, приехать к нам: не каждая женская консультация области может предоставить консультацию генетика, уролога-андролога, а перинатальный центр может.
Если проблем нет, то обследования базового спектра, которое предоставляет по месту жительства женская консультации или консультативно-диагностическое отделение поликлиники, вполне хватает.
Елена Гордиенко:
- Записываться надо на обследования? Очередь большая?
Николай Коробков:
- Наши контактные телефоны в доступе, в том числе в нашей группе ВКонтакте можно посмотреть всю информацию. Этим занимается наше консультативно-диагностическое отделение на втором этаже перинатального центра.
ЗАГСы начали выдавать сертификаты. Мы сейчас оцениваем и изыскали возможности: если будет наплыв, как распределить, чтобы не было проблем с очередями.
Елена Гордиенко:
- Люди могут сразу же, как брак заключили, обратиться или есть какой-то срок действия сертификата?
Николай Коробков:
- В течение года от заключенного брака.
Елена Гордиенко:
- То есть просто можно провериться, даже если никакой проблемы нет?
Николай Коробков:
- Причем комитет здравоохранения этим сертификатом не лимитировал возраст. Даже поздние браки имеют право получить сертификат: это касается даже тех молодоженов, которые поженились в возрасте после 50 лет. Это бесплатные услуги. Это медицина для всех.
Елена Гордиенко:
- Вы как отдельное юридическое лицо с 8 марта начали работать. Расскажите про реорганизацию.
Николай Коробков:
- Это реорганизация путем выделения. Две медицинские организации - Ленинградская областная клиническая больница и перинатальный центр - были единым юрлицом и существовали под началом одного главного врача.
Получается, что оперативное управление перинатальным центром имело затруднения, учитывая удаленность. Поэтому было принято решение о реорганизации.
Елена Гордиенко:
- Какие-то изменения будут для пациентов?
Николай Коробков:
- Это один из тех положительных моментов, которые ожидает комитет здравоохранения от реорганизации. Теперь служба акушерства и гинекологии и неонатологии будет консолидирована. Мы являемся вершиной третьего уровня организации медицинской помощи в Ленинградской области. И сейчас эта сеть будет консолидирована на нас. На нашем третьем, последнем звене этой помощи все самые сложные пациенты будут будет наблюдаться, родоразрешаться и так далее.
Елена Гордиенко:
- Говорят, что у вас коридоры широчайшие, и можно чуть ли не на велосипеде кататься?
Николай Коробков:
- Еще раз повторюсь, это требование новых санитарных правил и норм, а главное, безопасности в плане пожарной и ЧС.
А вот палаты - одноместные и двухместные, что тоже редкость. В Санкт-Петербурге палаты от одного до пяти человек, а может быть, даже и больше.
Елена Гордиенко:
- Каждый год родильные дома закрываются на проветривание, и наш перинатальный центр тоже. Это обычные санитарные требования?
Николай Коробков:
- Это еще один из положительных моментов этой реорганизации: мы теперь не будем закрываться никогда.
Этот приказ был утвержден еще при Советском Союзе, потому что в прошлом веке роддома, как и сейчас в Петербурге, требовали определенной цикличности в обработке. Наш перинатальный центр имеет возможность функционального закрытия этажами. Понятно, это будет некоторая реорганизация отделений, но сама работа акушерского стационара не остановится.
Елена Гордиенко:
- Давайте напомним, что же такой Перинатальный центр?
Николай Коробков:
- Система родовспоможения основана на разделении всех учреждений службы родовспоможения на три уровня. Первый - это небольшие родильные дома, у которых 500 и меньше родов в год. Наш губернатор и наш председатель комитета по здравоохранению против закрытия таких маленьких родильных домов. Да, с одной стороны, мы понимаем население: «Всю жизнь мы рожали в этом родильном доме». Но, с другой стороны, есть высокие риски. Являясь главным внештатным акушером-гинекологом Ленинградская области я про эти риски постоянно напоминаю. В Волосово было закрыто родильное отделение, там было меньше 200 родов в год. Соответственно, квалификация врачей и персонала сильно терялась: представляете, если роды раз в неделю? Практики нет. Риски для пациенток высокие. Было принято решение оставить в межрайонной больнице в Волосово отделение первого уровня, небольшое по размерам, по количеству персонала, там неонатологи не каждый день работают, а вот потребоваться могут в любой момент. Это очень сложная история и риски.
Второй уровень родовспоможения - родильные дома и родильные отделения больших больниц, таких, как Выборг, как, например, была Гатчина. Это сейчас Тихвин, Волхов, Всеволожск - такое кольцо родильных домов по области. Это мощные акушерские стационары.
И есть, как правило, в областях один перинатальный центр - это вершина всей акушерско-гинекологической службы. В Московской области их шесть. В Ленинградской области один, как и в 85 субъектах. Коренное отличие в том, что здесь неонатологическая служба самого высокого уровня. Если рождается ребенок, который, например, в родах получил кислородное голодание, то он сразу же транспортируется к нам, и ему оказывается вся помощь, чтобы нейроны головного мозга не гибли. Ребеночек прекрасно восстанавливается, он от своих сверстников не отличается. Такого уровня оборудование закупить в каждый родильный дом невозможно. Такая квалифицированная помощь консолидирована в одном месте. В Ленинградской области – это перинатальный центр Гатчины.
Перинатальные центры делятся на две категории: такие, как мы, и еще есть федерального уровня акушерские стационары - Алмазовский центр, Педиатрическая академия - их всего два в Северо-Западном федеральном округе. Они имеют возможность проводить очень тонкие оперативные вмешательства новорожденным. Например, когда тяжелый порок сердца, понятно, что такая помощь возможна только в самых высокоспециализированных учреждениях.
Елена Гордиенко:
- Кто направляет женщин в перинатальный центр? Или они сами приезжают?
Николай Коробков:
- Учитывая двухуровневую систему организации медицинской помощи, в женской консультации четко ведется учет пациенток высокой группы риска, им в обязательном порядке предоставляется направление на госпитализацию в Перинатальный центр. Все остальные категории пациенток, которые входят в группу невысокого риска, могут к нам приехать по желанию.
Мы не отказываем и соседним регионам, у нас достаточно много женщин из Великого Новгорода, в котором нет перинатального центра, приезжают к нам по желанию из Псковской области, им ближе к нам. Их не могут к нам направить собственные врачи, потому что в их маршрутизации - Псковский перинатальный центр. Они могут только по желанию к нам приехать.
Елена Гордиенко:
- Говорят, что на роды идут к врачу, а не на какое-то оборудование. Что важнее: врач или оборудование?
Николай Коробков:
- Являясь женским доктором, я предполагаю, что девочки будут следовать советам родных, знакомых, подруг и так далее, будут выбирать доктора именно по отзывам. У нас с этим проблем нет, у нас высокопрофессиональная команда. Часть из специалистов - еще из родильного дома Гатчины со своим большим опытом и багажом. Сарафанное радио тоже работает хорошо.
Но выбор врача у нас возможен только при заключении договора с родильном домом: сам врач решает, сможет ли он помочь родить 5 человек или 10, он сам оценивает свои возможности и сам контролирует заключение договоров.
Елена Гордиенко:
- Про свой коллектив расскажете?
Николай Коробков:
- Еще раз повторюсь, что самой уникальной является именно неонатологическая служба. Акушерско-гинекологическая тоже очень сильная, но в неонатологической службе консолидированы самые высококлассные специалисты со всей Ленинградской области. Они оказывают помощь новорожденным малышам, которые требуют особого внимания или какого-то активного вмешательства. В ней работают высокие профессионалы. Мы гордимся ими.
Елена Гордиенко:
- Врачи все время проходят какие-то курсы повышения квалификации?
Николай Коробков:
- Проходят все необходимое обучение, которое требуется для сертификата, для аккредитации. За этим следит отдел кадров и сами врачи.
На базе нашего Перинатального центра происходит обучение, мы помогаем готовить персонал для других медицинских организаций. Например, нашими неонатологами были обучены большое количество фельдшеров скорой помощи, чтобы они не боялись родов и могли применить те знания, которые они получили в колледжах. Не всегда может похвастаться фельдшер, что много раз принимал роды. А здесь они повторяют навыки, которые, возможно, после окончания колледжа были забыты. Или узнают что-то новое.
Елена Гордиенко:
- Проблемы с кадрами есть? Молодые врачи приходят на работу?
Николай Коробков:
- Как во всех районах области, в Гатчинском есть кадровые проблемы. Перинатальный центр - в более выигрышной ситуации, потому что мы находимся недалеко от Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова. И в принципе, мы неплохо снабжены кадрами. Опять вернусь к неонатальной службе – это дефицитная специальность, поэтому мы особо трепетно к этому относимся.
Мы даем молодым специалистам зеленый свет. Являясь доцентом кафедры Северо-Западного медицинского университета, стараюсь своих клинических ординаторов заинтересовать нашим перинатального центром. И несколько моих учеников в перинатального центре сейчас работают, приезжают из Петербурга.
Елена Гордиенко:
- А Вы сколько лет работаете?
Николай Коробков:
- Я закончил обучение в 2000 году, и уже почти четверть века работаю. Акушерство было моей специальностью изначально. Потом я планировал быть гинекологом, онкогинекологом, но мой заведующий кафедрой, когда я пришел в аспирантуру, сказал, что это профессия важная, но не очень интересная, поэтому его ученики должны быть только акушерами. И с его легкой руки я стал именно акушером. Хотя наша специальность двойная – акушер-гинеколог.
Елена Гордиенко:
- Я знаю, что у некоторых врачей, которые занимаются репродуктивным здоровьем, есть стенды с фотографиями малышей, которые родились благодаря их помощи. А у вас есть?
Николай Коробков:
- У нас еще интереснее. Если вы зайдете к нам, то первое, что бросается в глаза, - большие постеры. Это фотографии разных детей до годика, рожденных в нашем перинатального центра. Это фотографии не из Интернета, это именно наши малыши. Мы гордимся ими и будем фотографии и на другие этажи тиражировать.
Елена Гордиенко:
- А сколько ребятишек родилось в центре с 2018-го года?
Николай Коробков:
- У нас в среднем где-то 3000 родов в год. Поэтому за 5 лет у нас родилось больше 15 000 малышей.
Елена Гордиенко:
- Замечательно, чудесные цифры. Конечно, я желаю процветания нашему перинатального центру, пусть детишек у вас рождается еще больше.