Олег Столяров: «Уроки Владимира Высоцкого мне очень помогли»

Олег Столяров, главный редактор литературно- художественного альманаха «Телескоп», член Союза писателей России, гость музея истории военной авиации. Он рассказывает о своих впечатлениях о авиамузее, Гатчине и своем творчестве.

Гатчинские сезоны
8 ноября 16:28
781

Олег Столяров:
- Я приехал по приглашению директора и учредителя Геннадия Панёва посмотреть Гатчинский музей истории военной авиации. Он организован недавно, но, как мне было сказано, уже в эпицентре музейной жизни, живет, развивается.
Это было интересно. Я такие приглашения, предложения обожаю и принимаю их сразу же. Мы накануне Дня ВМФ, моего профессионального праздника, были в музее Маринеско, Сергей Теплицкий, один из сотрудников музея истории военной авиации Гатчины, пригласил меня в Гатчину, я сразу же откликнулся. Я давно не был в Гатчине, лет 20, даже больше, когда Гатчинский дворец Павла стоял в развалинах.
А сейчас все отреставрировано, все приведено в порядок. Город чистенький, глаз радуется, город превращен в большой музейный комплекс.
У меня есть стихи, посвященные нашей доблестной военной авиации, ее истории, и я Геннадию Анатольевичу сделал встречное предложение: а что, если мы устроим творческую встречу с сотрудниками музея, я почитаю стихи?! Получилось еще круче, гораздо круче! Когда я приехал, были и посетители музея. Геннадий Анатольевич принял решение не только собрать сотрудников, но и позвать посетителей музея. И я в зале зарождения отечественной авиации, в зале, который посвящен первым ее шагам, прочитал стихи, связанные с этим периодом истории авиации.
У меня есть стихи, посвященные разным периодам истории авиации. Но поскольку в этом году отмечается 110-летие со дня начала Первой мировой войны, мы вспоминаем героев Второй Отечественной войны, как она еще называлась некоторыми историками и совершенно справедливо, я подумал, что будет уместно прочитать стихи о Сергее Ульянине, первом нашем авиаторе, о его первом полете над Петербургом. Мы знаем, что Сергей Ульянин был учителем многих русских летчиков: Нестерова, Евграфа Крутина. Так что все взаимосвязано.
Я прочитал в начале творческой встречи три стихотворения, посвященные этим знаменательным, ярким страницам истории отечественной авиации. Потом, естественно, были произведения, посвященные Чкалову и другим прославленным летчикам.
Я с большой радостью хочу поделиться этими стихами с гатчинцами.
Первое из них - «9 сентября 1913 года». В этот день Нестеров впервые в мире совершил мертвую петлю.
- Все собрались на поле и ждут.
Говорят, что сегодня… о! да!
мы оценим дерзостный труд.
Посерьезней прошу, господа!
Восхищенью, восторгу, цветам,
Несомненно, наступит свой срок.
Посмотрите, как сокол упрям!
Его замысел горд и высок.
Вот отважный «Ньюпор» завис,
неужели мотор отказал?
Неужели он грохнется вниз?
Ах, какой незавидный финал!
Но мотор оживает опять,
побеждая пространство навек.
Мы не пустим историю вспять –
небеса одолел человек!
А пилот-то, глядите, живой!
Знаки чертит рукой в облаках.
Как висит он вниз головой?
Репортеры шумят впопыхах.
Ай, да Нестеров, ай, да гигант!
Той победой весь мир осиян.
Ей еще посвятят фолиант,
через год совершит он таран.

И практически так и получилось. Через год, 8 сентября по новому стилю (27 августа по старому стилю) 1914 года Нестеров совершил первый в мире таран.

- Смотрит пилот с фотографии строго,
было то в августе 26-го,
шел 1914-й год.
Кто знал, что Отечество в будущем ждет?
Нестеров гордо на легком «Маране»
впервые в мире врага протаранил,
хоть сам погиб в том воздушном бою.
Не худо историю знать нам свою.
Не худо героями восхищаться,
они - надежда на мощь государства.
Они - украшенье великой страны,
а мы имена их запомнить должны.
За год до гибели мертвой петлею
сознание он поразил мировое.
И каждый восторженно рукоплескал,
такому герою под стать пьедестал.
Да, он гениальный был авиатор,
непревзойденный великий новатор,
искавший все время иные пути.
Хотел он порой сам себя превзойти,
сам покорил все фигуры и даже
стал техники высшего пилотажа
тогда вдохновенно бесстрашным творцом.
Мы сложим стихи непременно о нем.
Являясь для многих славным примером,
Святого Георгия Кавалером
посмертно геройский стал штабс-капитан.
А скольких еще вдохновил на таран?
Нестеров гордо на легком «Маране»
впервые в мире врага протаранил,
хоть сам он погиб в том воздушном бою.
Не худо историю знать нам свою.

А учителем, как я уже говорил, был замечательный русский авиатор, полковник Сергей Ульянин. Он был и теоретиком авиации, и практиком, и первым русским испытателем. Потом уже появился Сикорский со своим «Ильей Муромцем». И вот я написал балладу о полете авиатора полковника Сергея Ульянина над Петербургом.

- Над Петербургом ревет мотор,
аэроплан летит.
Виден сверху Казанский собор,
береговой гранит.
Адмиралтейства отточенный шпиль,
пронзающий облака
небесной хляби. Пилот, осиль,
сдадутся наверняка.
Вот Исаакий мелькнул под крылом
и Петропавловка вслед.
Александрийский столп бьет челом.
Он говорит: «Привет!»
Летчика чинно приветствуют львы.
Питерские сторожа.
Атланты - ввысь, не подняв головы,
небо в руках держа.
Он облетает столицу свою,
видя ее с высоты.
За мужество летчика славного пью,
отныне он с небом «на ты».
Так обретает крылья, стремясь к небу,
XX век.
Так постигает с полетом связь
дерзостный человек.
Над Петербургом ревет мотор.
А Петербург внизу,
все улицы, площади распростер,
приветствуя «Стрекозу».

Елена Гордиенко:
- Спасибо большое. Прямо мурашки по коже. Интересно! Вы, как будто сами были очевидцем и, как репортер, передаете.

Олег Столяров:
- У меня появилась особенность. Другом семьи был Владимир Высоцкий. Мне повезло: он дружил с моими родителями, я с ним в детстве общался. И он мне всегда говори: «Пиши так, чтобы ты видел ситуацию изнутри. Вживайся в своего персонажа, становись им, когда пишешь». Эти уроки мне очень помогли.

Елена Гордиенко:
- А почему именно про авиацию? Это ваша любимая тема, такая гражданская лирика?

Олег Столяров:
- У меня стихи не только про авиацию, у меня и про флот есть книга «Верность», которая вышла в 2016 году к 320-летию российского флота. Книжка вышла в известном морском издательстве у моего друга Юры Жильцова, генерального директора этого издательства, и вышла с предисловием Георгия Сергеевича Полтавченко. Он прочитал книгу, как-то проникся, говорит, что в ней вся история флота, это практически энциклопедия флота от Петра I до наших дней. Это же какое пособие для нахимовцев, для курсантов, для кадетов? Это написано, чтобы курсанты и кадеты прочитали. Книжка есть в библиотеках Нахимовского училища и в корабельных библиотеках.

Елена Гордиенко:
- А про авиацию?

Олег Столяров:
- Все взаимосвязано. И морская авиация развивалась тоже на заре. Мы знаем о лодке Григоровича, замечательной первой отечественной лодке-амфибии, которая приводнялась после выполнения боевого задания. И с авиацией тоже много связано. Дружба с летчиками-космонавтами. Я, например, 25 лет дружил с Георгием Михайловичем Гречко. Он написал предисловие к трем моим поэтическим сборникам из 39 поэтических книг, ныне изданным и посвященным космосу. И написал это по личной инициативе. А я что, дурак, что ли, отказываться от предисловия летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза? Он читал, интересовался, когда я у него был в гостях, первую книгу, посвященную космосу. И сказал, что все точно написано так, как будто я там был. А я ему написал стихотворение, которое он просил все время читать на дне рождения.
- Он в скафандре смотрится
гордо на орбите!
Слава космотворчеству,
что ни говорите.
Точно дело делая,
он дитя прогресса.
Начинанья смелые,
звездным флагом взвейся!
Надо сомневаться ли,
но взирает строго
орбитальной станции
пристальное око.
«Славу космотворчеству!» - мы так назвали нашу антологию, она была издана в 2021 году. Мы ее задумывали еще в 2011 году с Георгием Михайловичем Гречко. Он собирался написать предисловие, но ушел в 2017 году: сердце уже не выдержало тех нагрузок, которые были в жизни летчика-космонавта, ушел в 85 лет. Он стал частью космоса, как я в одном из своих стихотворений о нем потом написал.
Мы издали антологию при поддержке Федерации космонавтики России, Ассоциации музеев космонавтики России и музея библиотеки Николая Федоровича Федорова. Так, как хотел назвать антологию Гречко, мы ее и назвали. Предисловие написал уже Валерий Григорьевич Корзун, летчик-космонавт. Когда я к нему обратился, он сказал, что почтет за честь.

Елена Гордиенко:
- У вас такие, на мой взгляд, энциклопедические знания...

Олег Столяров:
- В свое время Паустовский сказал, что писатель должен знать предмет, о котором он пишет, иначе он будет смешон, иначе это будет вранье, он будет неубедителен, это будет сродни графомании. И он прав, потому что писатель должен растворяться в предмете, должен стать его частью. Кроме того, что я главный редактор альманаха «Телескоп», я являюсь руководителем литературной студии «Парнас» имени Владимира Георгиевича Бояринова: был такой замечательный поэт и председатель Московской городской организации Союза писателей России. Он ушел от нас в 2022 году, тоже из-за болезни сердца, не дожив до 75-летия. Но я решил свою студию посвятить Бояринову, потому что это человек - достойный, потрясающий современный поэт. Мы с моими студийцами там общаемся, очень талантливые ребята – 9-классники, 11-классники.
Насчет энциклопедических знаний: я просто изучаю то, что мне интересно. А интересуюсь я многим, в том числе и Атлантидой.

Елена Гордиенко:
- А на Ваш взгляд, Атлантида была или это городские легенды?

Олег Столяров:
- Мы с Александром Моисеевичем Городницким об этом говорим. Конечно, была. И об этом говорят многие источники. Я с Александром Моисеевичем полностью согласен, у нас никаких расхождений нет. Он это в поэтической форме блистательно доказывает. У меня тоже есть стихи, посвященные Атлантиде, но это отдельная тема.
А что касается литературной работы, нас еще объединяют альманах «Параллели судеб». Есть «Невский альманах», где мы печатаемся у Владимира Степановича Скворцова, которому 20 лет исполнилось в 2023 году. Есть еще питерский литературный альманах – «Параллели судеб». Главный редактор там замечательный поэт и издатель Лора Кутузова, она тоже собирает литераторов, она известна в литературных кругах под именем матушка Лора, потому что она о каждом авторе заботится, она формирует литературную жизнь и Питера, и Ленинградской области. Есть авторы из Гатчины в этом альманахе.

Елена Гордиенко:
- Говорят, что современная литература неинтересна, что литература умерла, и поэзия тоже, а как Вы считаете?

Олег Столяров:
- Нет. Интерес к поэзии и к искусству очень большой. Мы это видим: сейчас возникла замечательная Федерация деятелей культуры и искусства, председателем ее является Юлия Генриховна Гладкова, общественный деятель, писатель, поэт. Она в бардовском движении долгое время была активистом и участником. Она прекрасный организатор. Мы собираем и молодых авторов в федерацию. Существуют творческие союзы, например, Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников, Союз театральных деятелей, они действуют, как правило, по своим задачам и в редких случаях пересекаются. А федерация ставит своей задачей, чтобы люди, которые работают в разных творческих направлениях, соприкасались в своем творчестве друг с другом и создавали совместные произведения, проекты, которые были бы интересны читателям, зрителям, слушателям, а не просто себе. Они бы выбирали какие-то темы, которые их волнуют, вместе и создавали произведения на стыке натуры, музыки, живописи. У нас в федерации есть интересные мероприятия, проекты, экспериментальные поиски, где поэзия соприкасается с музыкой, с живописью, с театральными элементами, с киноязыком.

Елена Гордиенко:
- На Ваш взгляд, цензура нужна?

Олег Столяров:
- Вопрос, в общем-то, сложный. Знаете, развелось много графоманов даже на просторах Интернета: человек написал две строчки и уже считает себя писателем. Пусть считает, если это никому вреда не приносит. Но когда это переходит в открытую агрессию, когда такие люди не мытьем, так катаньем как-то проникают на страницы уважаемых изданий, хотя это забота редактора, тогда это становится проблемой. В принципе, цензурный комитет был весьма полезен, потому что разные были ситуации. Если исторические вещи рассматривать несколько с другой стороны… Говорили, что декабристы - герои. Какие они герои, если подумать, это же государственные преступники! Они нарушили закон, они покусились на основы государства, и о народе никто из них не думал. Когда Бенкендорф их в крепости построил и спросил, кто бы из них освободил крестьян? Ни один из декабристов не вышел из строя. Не готовы были! А Бенкендорф сам освободил своих крестьян по американскому образцу: они были вольнонаемными работниками, он им платил деньги, снабдил их землей, и они не уходили, но и не считались уже рабами, крепостными крестьянами, прикрепленными к барину. Была такая идеология при советской власти: «Бенкендорф плохой!», а он был Георгиевский кавалер, герой Бородина.

Елена Гордиенко:
- Может быть, пройдет еще 100 лет, и людей, которых мы сейчас считаем героями, будут считать тоже нарушителями?

Олег Столяров:
- Историю пишет победитель… Сейчас современные историки, я знаю таких, борются с этой тенденцией. Что-то у них получается. Раньше, в древности, и Геродот так считал, история задумывалась как наука, которая освещает хронологические этапы развития человечества и не ставит оценок. А история встала на службу идеологии, стала выдвигать какие-то модели, какие-то идеологические догмы, клише, стереотипы… От этих клише и стереотипов многие из тех, кто жил в советское время, до сих пор не освободились. Вот мой друг Евгений Евтушенко правильно сказал в одном из своих стихотворений: «Поэт в России больше, чем поэт».

Елена Гордиенко:
- Это только в России или за границей тоже, как думаете?

Олег Столяров:
- Именно в России, потому, что это было всегда, изначально. У нас определенный этнический тип сознания, который отличается от западного. Блок еще писал «Да, азиаты мы, скифы мы с раскосыми глазами». Вот это уникальное пересечение как раз и делает Россию совершенно уникальной страной, никаким клише не поддающейся страной. Еще Тютчев говорил: «Умом Россию не понять,
аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить».
Вот как здорово, так четко, философски емко почувствовал и выразил. И как с одной стороны, просто, а с другой стороны, свежо звучит. По-моему, это на века останется.

Елена Гордиенко:
- Какая чудесная беседа у нас получилась. Ваши книги в гатчинских библиотеках можно найти?

Олег Столяров:
- Я думаю, в скором времени можно будет. Сейчас мы начали знакомство с Гатчиной, с Гатчинским музеем истории военной авиации. Думаю, дальше будет больше: познакомлюсь заново и с дворцом Павла I. Руины, которые у меня остались в памяти, надо освежить новыми впечатлениями! Потому что город преобразился. Труд вложен титанический: когда человек приезжает, ему есть, с чем сравнивать. Здесь такое ощущение, что встречаешься с городом через столько лет разлуки и видишь, насколько он похорошел.