Николай Пименов: «Физкультура дает здоровье и стимул в жизни»
В дни, когда отмечалось 220-летие со дня присвоения Гатчине статуса города, три уважаемых человека были впервые награждены почетным знаком «Гатчина — город воинской славы», и среди них Николай Сергеевич Пименов, многие годы возглавлявший спорткомитет Гатчины. 18 октября Николай Сергеевич отпраздновал свой 71-й день рождения! А за неделю до торжества он дал нашей редакции интервью, которое мы, с удовольствием, представляем вниманию наших читателей.
Галина Паламарчук:
— Николай Сергеевич, всю жизнь вы занимаетесь спортом и работаете в этой сфере — почему Вы выбрали именно эту сферу деятельности?
Николай Пименов:
— Я с детства любил спорт. Увлекался лыжами, бегом. В школе на физкультуре получалось неплохо. И затем, проходя военную службу в рядах Советской Армии, очень активно занимался спортом. А работать, честно скажу, в спорте я не хотел. Получилось так: я пытался поступать в Ленинградский университет им.Жданова на юридический факультет, и когда пришел за характеристикой к своему руководителю Василию Михайловичу Грибову (это было, когда я работал инструктором физкультуры в ковхозе), он мне сказал: «Это не твое место. Вот в Лесгафта я тебе и направление дам, и характеристику — иди туда».
Галина Паламарчук:
— Он выбор сделал за Вас, так получается?
Николай Пименов:
— Выходит, что так. Мне нравилось заниматься спортом, но работать — организовывать мероприятия и прочее — у меня не было особого желания. Но я, действительно, поступил в этот ВУЗ, закончил его и решил для себя, что это мое. Без ложной скромности скажу, что у меня получалась эта работа. Хотя было не просто. Даже в первые годы, когда я работал в колхозе, было трудно – народ своеобразный был. Тогда люди любили и выпить, и погулять, особого желания заниматься спортом у них не было. Меня избрали секретарем комсомольской организации — постоянно был с молодежью. Я пытался организовывать занятия, проводил физкультпаузы даже в цехах: колхоз находился в селе, но были очень широко развиты подсобные промыслы, как тогда называли, то есть цеха, где делали творог, сметану, молоко, хрен даже выращивали и делали там же… Вот и приходилось в этих цехах с народом заниматься производственной гимнастикой. Так постепенно втянулся, что называется, понравилось. Я считаю, что сделал многое для того, чтобы в этом колхозе люди начали заниматься спортом. Мы занимали призовые места, выступали на различных соревнованиях, в футбол играли, на лыжах бегали… Вот так я выписался в спортивную тематику. И вот уже 50 лет в 2018 году будет, как я работаю в качестве спортивного организатора.
Галина Паламарчук:
— Почти 12 лет вы работали на «Гатчинсельмаше», занимались такой же работой. Там было попроще?
Николай Пименов:
— Это уже город. Люди другие были – хотели заниматься спортом. Были, конечно, те, у кого, помимо производства, других затей и не было. После работы они или домой шли – к телевизору и дивану. Другие шли в спортивный зал, в бассейн. Конечно, с некоторыми приходилось работать, убеждать, что спорт – это хорошо, это полезно. У меня в кабинете гири стояли от 16 до 32-х килограммов. Некоторые из тех, кто заходил ко мне для беседы или по каким-то другим вопросам, подходили, поднимали – пробовали. А потом, в конце концов, приходили заниматься в секцию гиревого спорта. В целом, работа шла.
Мы, кстати, были лучшими в обкоме сельхозмашиностроения. Завод делал камнеуборочные машины, машины для протравливания семян. И в этом обкоме мы были на ведущих позициях. Хотя подчиненность была еще спортивной структуре ДСО «Труд» — это было очень большое спортивное общество. Там мы тоже в различных соревнования участвовали, призовые места занимали. Интересно было.
Галина Паламарчук:
— Когда проще работать: когда приходится убеждать людей, что спорт – это хорошо, или сейчас, когда все-таки, как мне кажется, люди это уже понимают сами?
Николай Пименов:
— Тогда было проще в том плане, что никто ни за что не платил. Т.е. платили, конечно, но делали это организации. Конкретный человек не платил, он был защищен в этом плане. Надо ему, например, пойти в бассейн, так брали с него совсем мизерные деньги, и то только для того, чтобы активней ходил – деньги уплачены. По всем остальным видам спорта, футбол, например, у нас очень хорошая команда была на заводе – все это оплачивалось профсоюзом предприятия. Оплачивалось не только участие, но и выезды, проезд, питание, конечно, в разумных пределах.
Галина Паламарчук:
— А как правильно на самом деле? Как вы думаете?
Николай Пименов:
— А сейчас люди стали более сознательно относиться к физкультуре. А почему? Я заметил, что на многих предприятиях сейчас если заболел, больничный тебе не платят или платят мало. И людям это не очень-то интересно — невыгодно. И это, я считаю, один из стимулов заниматься спортом. Потом все же люди смотрят на других, смотрят, как живет западная Европа, а там достаточно активно занимаются спортом. И даже, я могу сказать, что многие не жалеют денег на это занятие. И считаю, что это правильно. Потому что нет здоровья – нет ничего! А разумная физкультура дает здоровье, дает какой-то стимул в жизни.
Галина Паламарчук:
— Николай Сергеевич, когда Вы получали знак «Гатчина – Город Воинской Славы», Вы вышли на сцену и рассказали о спортивных традициях города…
Николай Пименов:
— Да я просто дополнил немного нашего депутата Закса Людмилу Тептину. Просто об этом, действительно, надо было сказать. Потому что наш город может гордиться тем, что у нас очень много хороших спортсменов. Я даже назвать не смогу, наверное, сколько здесь выросло мастеров спорта. К тому же у нас есть и мастера спорта международного класса, к нашему великому счастью, олимпийской чемпионкой стала Светлана Колисниченко – первая в истории нашего города. И это здорово! Я считаю, что Ирина Белоусова, Владимир Белоусов и вообще школа «КИВИ» — молодцы! Я ими очень горжусь! Я помню, как они начинали. Было много скептических высказываний, мол, зачем нам открывать синхронное плавание, есть же классическое – сделаем синхронное, загубим классическое. Но это было заблуждение. Но время уже такое было, что запретить не могли. Тем более, что школа частная. И ребята имеют очень большой успех. Они за период существования школы подготовили порядка семнадцать мастеров спорта. И Светлана Колисниченко, конечно, украшение не только этой школы, но и всего города, нашей области и страны в целом. Гатчину не зря называют спортивной столицей – так и есть! Любые спартакиады, которые проводятся сегодня и проводились ранее – мы всегда, как говорится, на призовых местах. По любым видам спорта. А видов спорта у нас сейчас развивается очень много – порядка тридцати, может быть, даже больше. Я считаю, что спорткомитет и спортивные школы в этом вопросе молодцы и работают на высоком уровне. Все потому, что «у руля» стоят опытные люди.
Галина Паламарчук:
— А в чем секрет? Ведь Гатчина не в первых рядах по количеству спортивных сооружений. Далеко не в первых. И бассейнов у нас не хватает, и легкоатлетического манежа у нас нет. А вместе с тем ребята – воспитанники Олега Баканова, прыгают выше потолка того помещения, в котором должны тренироваться.
Николай Пименов:
— Проблема есть. А ведь Олег Дмитриевич сегодня является заслуженным тренером страны. Это звание каждому не присваивают. У нас в Гатчине трое с таким званием: Мария Павловна Панова, Ирина Белоусова и Олег Дмитриевич Баканов. Они этого заслуживают. И в каких условиях тренируется Олег Дмитриевич, все знают, все видели этот зал в здании детской библиотеки. И, конечно, ему нужно сооружение. А какие он показывает результаты?! Ввеликолепные! Его зовут работать всюду, но он предан нашему городу. И у других видов спорта тоже полно проблем. Взять конькобежный спорт. Наш стадион «Спартак» — это не стадион. А еще я слышал, что наш центр спортивных единоборств, что напротив Литейки, хотят снести и строить там дом – это же неразумно! Строить нам надо спортсооружения, а не разваливать!
Галина Паламарчук:
— А что надо строить в первую очередь?
Николай Пименов:
— Строить надо много. Для легкоатлетов надо построить манеж. Очень бы хотелось. Вот как, например, в Тосно — хорошая беговая дорожка, сектор для прыжков и т.д. Неплохо было бы иметь хороший хоккейный дворец.
Галина Паламарчук:
— Хоккей сейчас начинает возрождаться...
Николай Пименов:
— В Гатчине раньше очень много было хоккейных площадок – практически в каждом дворе. Правда, уход за ними был ни ахти какой. Дворнику тяжело было справиться: за ночь наметет снега – ну, что эта женщина с лопаткой сделает?! Однако площадки были! А сейчас их в городе очень мало.
Галина Паламарчук:
— А Вы сами какой вид спорта больше всего любите?
Николай Пименов:
— Я вообще спорт люблю. Я ведь и лыжами занимался, и легкой атлетикой. И получалось хорошо. По легкой атлетике второй разряд был. Не так легко его было заработать. Я помню, чтобы выполнить второй разряд в беге на тысячу метров, нужно было дистанцию пробежать за две минуты сорок секунд. Я когда последний год служил в армии, ездил на соревнования на первенство округа в Кавголово. Был бег на тысячу метров. Я оказался в одном забеге с Олегом Райко (был такой сильный спортсмен). Не знаю, за сколько он пробежал, но он выиграл у всех. Я пробежал за две минуты тридцать семь секунд.
И лыжи я очень любил. Помню, в армии, когда нас собирали на соревнования, я всегда с охотой шел. И когда в институт поступал, специализацию сдавал по легкой атлетике. Там тоже все получалось. Я пробежал три тысячи метров, а принимал у нас экзамен Артенюк (тоже знаменитый бегун, чемпион Еврропы), так вот он меня освободил от всех экзаменов по легкой атлетике, а еще пять видов надо было сдавать – «автоматом» поставил пять.
Еще гиревой спорт я очень уважал. Занимался им серьезно. Выступал на соревнованиях, призовые места занимал. Спорт надо любить! Особенно для того, чтобы улучшить свое здоровье или не потерять его.
Галина Паламарчук:
— А сейчас Вы каким спортом занимаетесь?
Николай Пименов:
— Сейчас я бегать особо не могу: перенес две операции – мне заменили два тазобедренных сустава. Бегать – не бегаю, но хожу в бассейн – плаваю.
Галина Паламарчук:
— Многие руководители относятся к спортивной работе как к чему-то несерьезному. Вы испытывали такое отношение на себе?
Николай Пименов:
— Я очень серьезно отношусь к этой работе. Однако вы правы. Когда я работал в колхозе и на «Гатчинсельмаше», считалось, что делу время, а потехе час. И, несмотря на то, что Василий Михайлович любил спорт, нет-нет, да скажет: «Зачем бегать, давайте лучше картошку копать!» Когда я пришел работать в спорткомитет и попал в команду Станислава Семеновича Богданова, все было по-другому. Он спрашивал за спорт как и за все остальное. Трудно было порой, но интересно. Он хорошим руководителем был. Ведь в нашем городе все началось с него. Взять, например, искусственное поле, которое построили в Мариенбурге – нигде в области не было, а мы построили. Когда началась перестройка, все сооружения взяли под эгиду города, за исключением бассейна «Буревестника». Так что не все руководители подходят к спорту несерьезно.
Галина Паламарчук:
— В каком времени Вам комфортнее: в советском или нынешнем?
Николай Пименов:
— Я считаю, что если у меня есть работа – была того и есть сейчас – все хорошо. Потому что человек должен трудиться. И, конечно, оцениваться по достоинству. И тогда будет все хорошо.
Галина Паламарчук:
— Какой Вы хотите увидеть Гатчину через 10 лет?
Николай Пименов:
— Конечно, спортивной! Чтобы появилось больше спортивных сооружений, чтобы люди с удовольствием занимались спортом, чтобы все были здоровы и счастливы!