Не бойтесь изучать свою территорию и пробуйте делать первые шаги

В рубрике «Гатчинские сезоны» - разговор о том, как мы, люди, можем менять города, поселки, деревни, то место, в котором мы живем, как мы можем стать гениями этого места.
Галина Лапонова, директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, и Ольга Грачёва, руководитель ресурсного центра «Творческие проекты Кайкино» помогут нам.

Гатчинские сезоны
26 июля 2024 11:42
3574

Галина Паламарчук:
- С каждым днем эта тема становится все более актуальной. Опыт Благотворительного фонда Тимченко интересен каждому малому городу, потому что не одними столицами живет страна (хотя Гатчина и стала теперь областной столицей, но не перестала оставаться малым городом). О чем говорит 10-летний опыт работы благотворительного фонда Тимченко? В миссии фонда написано, что вы верите в человека и идете туда, где ему более всего необходима поддержка. Оправданна ли эта вера в человека, хочет ли человек менять свой город и какая поддержка ему нужна?

Галина Лапонова:
- Да, это оправдано. На юбилей фонда мы анализировали то, сколько мы всего сделали, какие проекты были реализованы и как меняется малая территория. Вы правы в том, что фонд Елены и Геннадия Тимченко работает на малых территориях и заботится о том, чтобы малая территория за счет активизации местного сообщества была сама для себя ресурсным состоянием, которое может поддерживать себя за счет взращивания и людей, и ресурсов, существующих на месте за счет партнерских взаимоотношений.
Мы видим, что все это возможно. Далеко ходить не надо: пример Ольги Грачёвой - один из значимых в истории фонда.
Мы работали по четырем программам, и все эти программы реализовывались на малых территориях. Один из них - социокультурные проекты под эгидой программы «Культурная мозаика». За 10 лет было реализовано больше 480 проектов на разных малых территориях Российской Федерации.
Появились, скажем так, хабы. В нашем понимании хаб - это инфраструктурная организация на территории, которая дает возможности развиваться не только себе, но и другим небольшим организациям, некоммерческим или государственным, которые хотят развивать свою малую территорию. Для нас таким хабом являются как раз «Творческие проекты Кайкино», потому что Ольга вместе со своей командой дает возможность другим развиваться.
Следующая программа – «Старшее поколение». Мы долгое время работали по ней со старшим поколением, с активным долголетием, сейчас несколько поменяли свой ракурс.
Мы работали также по профилактике сиротства и по развитию спорта на малых территориях. Мы хотим, чтобы спорт развивался на малых территориях и давал возможности массового спорта для детей, которые проживают в небольшой местности.
Мы считаем, что необходимо вкладываться в малую территорию, в людей, проживающих там. Я новый генеральный директор, и для меня важно все то, что уже сделал фонд, я могу смотреть на это со стороны и вижу, сколько всего сделано. Недаром говорят в роли личность в истории. Проекты, которые реализует фонд на малых территориях, бесценны. Благодаря Ольге, благодаря таким лидерам, как она, малая территория развивается, происходит не отток, а приток населения на территорию, что очень важно.

Галина Паламарчук:
- Наиболее яркие проекты можете назвать?

Галина Лапонова:
- Совсем недавно я побывала в селе Лох Саратовской области. Там живет семья Марии Кислиной, которая вместе с родителями переехала из Саратова в небольшое село после того, как посмотрела экскурсию и решила, что это то место, где они хотят жить. Начинали с того, что пришли в фонд, так как реализуют социокультурный проект – они делали музей. Сейчас уже на территории села есть своя пиццерия, есть несколько ферм, делают прекрасные сыры. Есть культурный центр, восстанавливают храм, идет приток предпринимателей из города в село. Стали покупать дома, а сейчас строят горнолыжную трассу. Это все сделала одна семья, которая приехала и занялась развитием малой территории. И теперь каждый житель включен в те или иные проекты, они занимаются старшим поколением, уязвимыми и пожилыми, идет развитие детей и подростков. И все это благодаря одной инициативе, благодаря музею, который создали в селе.

Галина Паламарчук:
- А фонд Тимченко помог в создании этого музея? Они участвовали в проектах?

Галина Лапонова:
- Да, они участвовали в проекте «Культурная мозаика». Мне кажется, уникальность фонда в том, что он проводит конкурсы, и когда победители выявляются, они получают гранты на реализацию своих проектов, но при этом на получении гранта все не останавливается. «Культурная мозаика» была трехгодичной программой.
Сейчас мы приехали в Гатчину для тиражирования «Культурной мозаики» в Ленинградской области. Смысл в том, что в течение трех лет мы даем возможность – 1-й год реализовать проект, 2-й и 3-й годы - пойти с нами дальше и глубже, чтобы искать партнеров, выстраивать партнерские сети, думать о том, какие могут быть еще проекты на этой территории.
Также мы даем образовательную программу, возим на стажировки. Это вообще уникальный опыт благодаря стажировке и общению в кругу тех же людей, которые реализуют проекты, это дорогого стоит, потому что каждый участник понимает: «Я переопыляюсь, набираюсь опыта, и этот опыт я забираю, это люди из разных областей нашей большой страны, и я понимаю: если они это сделали, то я тоже могу, я знаю, к кому обратиться, чтобы перенять этот опыт на свою малую территорию.» Таким образом, у нас есть сопровождение, образовательная программа, стажировки. Мы 3 года поддерживаем проекты, готовые с нами идти такой длинный путь, чтобы они были устойчивые и самостоятельно продолжали работу.

Галина Паламарчук:
- И возвращаясь к тому примеру, который Вы привели: Лох теперь звучит гордо?

Галина Лапонова:
- Гордо! Сергей, это папа Маши Кислиной, рассказывал нам, что они проводят экскурсии. К ним был запрос от губернатора области, от правительства сменить название, потому что «как-то оно звучит не очень красиво». Они объяснили значение слова «лох» - это достаточно добрый человек. И сказали: «Нет, это уже бренд». И это, действительно, бренд, и не только для Саратовской области.

Галина Паламарчук:
- Ольга, Вы ощущаете себя хабом по развитию социально-культурных программ Ленинградской области?

Ольга Грачёва:
- Для меня это большая радость. На самом деле, это действительно погружение в развитие, в социокультурную деятельность. Знакомство с «Культурной мозаикой» для меня лично и для моей команды - это открытие страны по-новому, это открытие новых человеческих возможностей, другого отношения к жизни.
Мы с мужем переехали 16 лет назад в Ленинградскую область, в деревню Кайкино Волосовского района. В 2015 году мы стали участниками такого трехгодичного цикла по проекту «Культурная мозаика». Как раз Маша Кислина из того же самого пула. Мы были первой некоммерческой организацией Волосовского района, где всего 50000 жителей, и все, что мы узнавали - новые технологии, опыт насмотренности, другие проекты, поддержка инициатив, - это было ценно, и этим хотелось сразу делиться. Мы старались сами расти и помогали расти другим инициативам.
Теперь радуемся, что у нас в районе 14 организаций некоммерческих, и есть сообщество. Таким примером, как Маша из Саратовской области, у нас, наверное, может быть Таня Поддубная из деревни Беседа, в которой 700 жителей. Таня в 2015 году участвовала в проекте «Деревенская практика», будучи преподавателем музыки. Деревня Беседа - с такими же проблемами, как везде: уезжает молодежь, нет рабочих мест, два фермера работают и стараются как-то поддерживать жизнь. Теперь в деревне Беседа каждый год проходит огромный фестиваль «Праздник полевых цветов», куда приезжают до 2000 человек, и отдельно туристы приезжают автобусами. Это и фермер Рима Николаевна Петрова, которая раньше пыталась продать своего клариевого сома в мегаполисе, искала поставщиков, рестораны, кафе, покупателей в Петербурге, а теперь 60 тонн рыбы продается в Беседе благодаря туристическому потоку, который организовали люди. Да, мы тоже Таню возили на стажировку в Коломну, проводили много семинаров.
Важно, что не только инициативные занятые работой жители занимаются социокультурными проектами, но увлекаются и домохозяйки. Сотрудников личных подсобных хозяйств мы отправляли на стажировку, чтобы посмотреть, как развиваются фермы на других территориях. Люди возвращались и делали совершенно все по-новому. У нас появился клуб сыроваров «День сырка». Это здорово, это работает.
Важно, что технология «Культурной мозаики» помогает поддержать инициативы самих людей, дает им какие-то новые знания, помогает увидеть, что есть еще такие же люди и в этом районе, и в соседних. И это очень вдохновляет.
Я рада, что в эту тему погрузилась, и мы себя чувствуем, действительно, хабом.

Галина Паламарчук:
- А понятие конкуренции работает или нет в этой сфере? Когда Вы начинали, поучаствовали в конкурсе со своим проектом, получили грантовые деньги, реализовали, узнали что-то больше и подумали, что будете одни в Волосовском районе, зачем делиться? Или это не так работает?

Ольга Грачёва:
- Для меня команда очень важна всегда. С детства я 10 лет играла в баскетбол. Видимо, это какая-то инфицированность командным духом. Мне жалко тех людей, которые тратят время, чтобы понять, что не конкуренция - а взаимодействие, не конкуренция - а партнерство. Это приносит большие эффекты и большие результаты.
Для меня это не было сложной проблемой или осторожностью. Мне кажется, чем больше отдаешь, тем больше получаешь, чем больше устраиваешь партнерских систем, тем больше приходит развитие. Мы стараемся это донести до своих и участников, и жителей. Мы всех заражаем партнерством, ценностями взаимодействия.

Галина Паламарчук:
- Вы ресурсный центр уже для всего нашего региона? Что можно сказать про активность в других районах Ленинградской области?

Ольга Грачёва:
- Интересно, что разные районы - разная активность. Это связано и с экономическими составляющими: есть территории, близкие к Петербургу, где много заводов, где много работы, где дорогая земля, где много активностей, и где магнит-Петербург мешает тому, чтобы жители понимали, что конкретно они могут делать на своих территориях. Есть дальние районы, скажем, Подпорожский, Бокситогорский или Сланцы, где сложнее с занятостью, но люди прекрасные. Люди готовы развиваться, но для них возникает проблема удаленности, реже доходят информация новая, реже приезжают эксперты, спикеры, вдохновители, чтобы включаться в эту деятельность. Но это замечательные люди, и когда они включаются, они быстрее и энергичнее делают интересные перемены на своих территориях. Разная и прекрасная Ленинградская область!

Галина Паламарчук:
- Гатчинский район как-то отметите?

Ольга Грачёва:
- Гатчинский район – как мне кажется, где-то посередине: с одной стороны, рядом Санкт-Петербург, и в то же время Гатчина - город с культурным наследием, музеями. Но есть Гатчинский район, и когда ты делаешь два шага в сторону, возникают сложности, и нужно помогать людям увидеть потенциал и помочь поверить, что они могут что-то менять на своей территории. Здорово, что у нас появилась столица, это очень вдохновляет. Гатчина для этого - подходящий город.

Галина Паламарчук:
- Галина, фонд переформатировал свою стратегию и обозначил новые векторы. Что теперь в фокусе вашего внимания?

Галина Лапонова:
- Фонд, как и любая организация, растет и развивается, и со временем меняет фокус, понимая, что здесь ты сделал, здесь ты видишь результат, и можно вкладываться в другое. Поэтому фонд поменял немножко свой вектор, но не на 180 градусов. Если раньше было четыре программы, то теперь у нас два направления, которые фонд продвигает: это направление развития и направление заботы. Нам кажется, что все то, что фонд делал на протяжении 10 лет, аккумулируется сейчас в этих двух направлениях.
Мы продолжаем работать на малых территориях, мы не забываем, что есть большие крупные города, где есть стабильные и с интересными подходами некоммерческие и государственные организации. И мы приглашаем их принимать участие в наших конкурсах, чтобы они показали свой опыт и реплицировали его на малой территории.
Мы сейчас работаем с несколькими целевыми группами.
Прежде всего – это уязвимые пожилые. Я часто бываю на малых территориях и вижу, что уязвимым пожилым необходима помощь. Чаще всего именно соседское сообщество поддерживает, помогает. Мы знаем, что на малых территориях молодежи немного. Поэтому мы сделали два направления. С одной стороны, это развитие детей и подростков, чтобы молодежь получала услуги, чтобы она развивалась на малых территориях, чтобы не было оттока населения. А даже если он был, то молодые люди или возвращались на свою малую территорию, или не забывали малую родину и помогали ей. Таких примеров много. Один из них - село Забалуйка в Ульяновской области, где есть ТОС Светланы Белиной. Молодые уезжают, но при этом они создали свой фонд по поддержке уязвимых пожилых на селе и какие-то отчисления делают, чтобы местные жители могли поддерживать пожилых.
Вторая тема - это семьи в трудной жизненной ситуации, проживающие на малых территориях, это семьи, находящиеся в кризисной ситуации. Нам кажется правильным, что, когда семья выходит из кризиса, дальше, после заботы, мы занимаемся её развитием. Вот такие два вектора мы для себя сейчас определили.

Галина Паламарчук:
- Для развития партнерских связей тема недоверия друг к другу актуальна сейчас? Недоверие к власти в том числе. Был период, когда мы 70 лет жили коллективом, а потом, в 90-е, выживали каждый самостоятельно. А сейчас мы, наверное, как-то движемся друг к другу. Насколько мы приблизились?

Галина Лапонова:
- В некоммерческом секторе мейнстрим сейчас - развитие партнерства. Я не скажу, что мы приблизились на все 100%, но мы точно идем навстречу друг другу. У нас проходила стажировка по теме старшего поколения и уязвимых пожилых в Саратовской области, где присутствовали и представители госучреждений, и представители некоммерческого сектора. И когда была обратная связь, участники говорили, что ехали и не знали, а смогут ли НКО работать с госсектором, «мы же некоммерческий сектор - мы же другие!». Но, действительно, выстраивается взаимодействие, оно формируется, и мы сейчас видим, что при помощи эффективного взаимодействия гораздо больше важных задач решается на малых территориях.

Галина Паламарчук:
- Ольга, что Вы скажете про доверие?

Ольга Грачёва:
- Отсутствие доверие - это, наверное, одна из главных проблем, с которой работает некоммерческий сектор на малой территории. Люди перестали верить друг другу, не верят власти. Но потепление идет благодаря усилиям со стороны в том числе самой власти: усиливается и поддержка инициатив, и поддержка некоммерческого сектора. Когда мы начали 13 лет назад, это была проблема: люди не верили друг другу на одной территории, не верили каким-то публикациям. Это была первичная задача – разрешить эти стереотипы, но сейчас идет потепление, идет сближение, в том числе и благодаря тому, что за последние 10 лет появилось больше инициативных, сильных точек – будь то бюджетные организации культуры, или образовательные бюджетные организации, или некоммерческие организации. Они уже пропитаны этим духом, что нужно доверять, нужно быть вместе, нужно вовлекать, нужно все время в эту сторону двигаться.

Галина Паламарчук:
- Что вы посоветуете тем, кто решил, что он уже готов что-то делать не только для себя, но и для своего сообщества? Куда ему смотреть, куда ему обратиться?

Ольга Грачёва:
- Выходить из дома, к людям, на те фестивали, мероприятия, которые организуются в поселениях, деревнях. Это прямо призыв! В первые годы меня шокировало: ты делаешь в маленькой деревне, где 500 жителей, силами маленькой инициативной группы прекрасный фестиваль, приезжают какие-то необыкновенные люди, а жители просто не выходят из домов. Совет - выходить, спрашивать, участвовать в мероприятиях тех некоммерческих организаций, которые приглашают. Самим некоммерческим организациям и инициативным группам - чаще проводить дни открытых дверей, где больше рассказывать о том, что они делают. И доверять друг другу.

Галина Паламарчук:
- Галина, какой совет дадите?

Галина Лапонова:
- Важно сначала изучить свою территорию, понимать и знать, что происходит, какие некоммерческие организации работают, какие ТОСы, какие инициативные группы, соседские сообщества, а затем - приходить к ним в качестве волонтера. То есть первые шаги - это волонтерство: я приду, я сделаю первый шаг и возьму на себя ответственность, приму какое-то участие. А потом это затягивает, и я уже сам инициирую, сам хочу реализовать свою задумку, идею.
Но начинается все с осмысления: я посмотрела на свой двор, и понимаю, что, например, можно здесь сделать клумбу, но как к ней будут относиться? Цветы сорвут? А если я объединюсь с другими жильцами, что будет, какой эффект? Поэтому – выходить, не бояться изучать свою территорию и пробовать делать первые шаги.