Наталья Васильева: «Я не могу не расписывать бутылки»

В рубрике «Гатчинские сезоны» - Наталья Васильева, жительница Вырицы, автор работ, представленных на выставке «Чувства не мысли», которая проходит в районной библиотеке имени А.С. Пушкина в Гатчине. Самые простые, утилитарные вещи – стеклянные бутылки – превращаются в руках Натальи в предметы искусства, которые можно разглядывать часами.

Гатчинские сезоны
4 октября 15:20
2220

Елена Гордиенко:
- Работы, которые Вы сегодня принесли к нам в студию, с выставки, или они из тех, которые хранятся у Вас дома?

Наталья Васильева:
- Я подготовила эти работы специально для передачи.

Елена Гордиенко:
- Это стекло? Украшенное или раскрашенное, как правильно сказать?

Наталья Васильева:
- Я говорю, что раскрашиваю стекло, хотя, по идее, это уже живопись. Я пишу на стекле акриловыми красками.

Елена Гордиенко:
- Такую красивую бутылку можно поставить на полочку, а в быту применять можно? Наливать что-то в нее?

Наталья Васильева:
- Да, конечно. Это абсолютно функциональная вещь, что, собственно, меня и мотивировало на создание именно таких работ. Первый вопрос, который мне обычно задают: почему я не пишу на холсте? Почему-то мне интереснее работать со стеклом, такие бутылки можно применять: налить в них напитки, использовать как вазу, и это будет смотреться очень хорошо. Я знаю, что многие, кто брал эти бутылки у меня, наливали в них что-нибудь вкусное, ставили на стол – получается и функционал, и украшение.

Елена Гордиенко:
- Сколько у вас работ? Их и на выставку хватило, и на продажу что-то уже ушло?

Наталья Васильева:
- За все время, которое я этим занимаюсь, думаю, было бы сложно сосчитать количество работ. Наверное, не меньше 400. А сейчас в наличии около 150-ти. Какие-то бутылочки стоят у меня дома, какие-то в городе у дочки. Новые работы рождаются постоянно, потому что это как бы часть меня, мое творчество. Как обычно говорят, что, если человек поэт, он не может не писать. Вот и я не могу не раскрашивать бутылки.

Елена Гордиенко:
- Как называется эта техника?

Наталья Васильева:
- Она никак не называется. Это почему-то пришло мне в голову. Я, не лукавя, могу сказать, что такого я нигде раньше не видела. Обычно расписывают или более крупноформатно, или делают работы в технике декупаж.
Если бы была такая возможность, я бы хотела заниматься чем-то, связанным с витражом. Но это более затратно финансово, и специальная мастерская нужна. Я пробовала это делать. Получается, что роспись стеклянных бутылок отчасти шла от подражания витражу, а пришла к самостоятельной живописи на стекле.
Особенно мне интересно и нравится писать на бутылках, потому что, в отличие от холста, тут нет края, узор закругляется. В этом есть что-то философское, нет ограничений: ты смотришь с любой стороны, можешь посмотреть и так, и этак, и по-всякому можешь повернуть.
Иногда я использую чужие идеи. Специально для этой передачи я придумала, что можно использовать работы Кандинского. Почему такие узоры? Мне с детства нравится абстрактная живопись. Я не училась живописи, но всегда этим интересовалась.

Елена Гордиенко:
- То есть специального профессионального образования нет, но есть походы по музеям, насмотренность? Некоторые Ваши работы мне напоминают Тиффани.

Наталья Васильева:
- Есть такое, конечно. «Сад Тиффани» – это самый яркий представитель техники витража. Не классического витража, это более простая техника, мелкая, позволяющая делать в том числе не плоские вещи, а вот эти самые абажуры. Тоже функциональные, не просто украшения.

Елена Гордиенко:
- Сколько времени уходит на одну работу?

Наталья Васильева:
- Приблизительно от 4-х до 6-ти часов.

Елена Гордиенко:
- Вы сразу видите, как это будет выглядеть, или узор рождается в процессе работы?

Наталья Васильева:
- Творческий процесс – вообще очень удивительная вещь. Конечно, какую-то мысль я вынашиваю, какие-то эскизы делаю, у меня всегда с собой есть набор фломастеров или карандашей, какой-то блокнотик, и, если что-то приходит в голову, то я это сразу зарисовываю. Но творческий процесс не статичный, а динамичный. Ты рисуешь одно, потом начинаешь выбирать краски для работы – получается другое, когда проводишь линию на стекле, понимаешь, что это уже что-то третье. И все время с замиранием сердца: что получится? Буквально в момент окончания работы я закрываю глаза, мне страшно, я смотрю свежим взглядом и испытываю либо огромную радость, либо нет. Бывает, конечно, в среднем каждая четвертая, наверное, вещь не получается.

Елена Гордиенко:
- Что значит «не получается»?

Наталья Васильева:
- Я испытываю чувство неудовлетворенности, хочется что-то изменить. Какая-то незаконченность. Не радостно на нее смотреть. Не складывается чувство гармонии. А почему, я не знаю пока, для меня это загадка.

Елена Гордиенко:
- Что вы делаете с теми работами, которые не понравились?

Наталья Васильева:
- Я жестоко поступаю – соскабливаю рисунок. Это можно сделать острым предметом. Закрашивать – не самый лучший выход. Иногда, когда что-то можно исправить, то идет второй, третий, четвертый слой. Но тогда теряется прозрачность. Потому что радостнее смотреть на светящееся стекло, особенно если бутылка стоит, например, на подоконнике, и солнце светит сквозь нее. Если это ваза, то с водой и без воды тоже стекло по-разному играет. Поэтому, если хорошая бутылка, если мне ее жалко, хочется еще раз что-то с ней сделать, я зачищаю ее. У меня даже специальные насадочки есть на инструмент, который убирают получившийся мусор.
Обычно я все работы фотографирую, и для себя, и для публикации тоже.

Елена Гордиенко:
- Выставка, которая сейчас проходит в библиотеке имени А.С. Пушкина, называется «Чувства не мысли». Почему такое название?

Наталья Васильева:
- По первому образованию я юрист. Работа юриста требует, как известно, много думать, анализировать. На протяжении 30-ти лет я так работала, а параллельно увлекалась творчеством. В какой-то момент я поняла: чтобы расслабиться, мне нужно творить. Все знают, что существует арт-терапия, и действительно, в какой-то момент это стало для меня как терапия, как отдых, как возможность в конце рабочего дня, в выходные выплеснуть эмоции, которые накопились. И, конечно, хотелось не думать, не гонять все время какие-то вопросы, задачи, не анализировать, просто уйти от этого. Это мои эмоции, мои чувства.

Елена Гордиенко:
- Получается? Вы не раздумываете, а оно рождается само?

Наталья Васильева:
- Да.

Елена Гордиенко:
- У вас же есть какой-то план? Это как что-то общее?

Наталья Васильева:
- Я буквально недавно изучала вопрос: что является творчеством? Есть такая концепция: творчество – это когда нет алгоритма. Тем не менее, все-таки я поняла, что какой-то алгоритм изначально существует. То есть я составляю у себя в голове какой-то план, подбираю принцип построения рисунка, а потом как бы выключаюсь. На самом деле, очень многим творческим людям это свойственно, когда ты смотришь потом и думаешь: «Неужели я это сделала?» И это удивительно. Бывает, через какое-то время я хочу повторить, но я не помню, как.

Елена Гордиенко:
- Вы вообще рисовали в детстве? Это было Вашим хобби, любимым предметом в школе?

Наталья Васильева:
- Ни художественной школы, ни кружка никакого у меня в детстве не было. Ну, в школе получалось рисовать. Там ведь учат рисовать только в начальных классах, а потом нигде это не всплывает. Но я очень хорошо помню, как показатель любви человека к живописи: когда ты сидишь на лекциях в университете и рисуешь преподавателей, всё, что видишь вокруг себя, просто автоматически. И у меня все это сохранилось, очень забавно рассматривать теперь. Потом я начала работать, что-то изменилось. Сейчас не могу вспомнить, как это произошло, но я захотела стать дизайнером одежды. Тогда я начала заниматься частным образом с преподавателями. Это была работа и с обнаженной натурой, и с натюрмортом по классике, и пейзаж. Потом я писала и акварелью, и маслом, и очень люблю пастельную живопись. У меня дома есть несколько моих больших работ из путешествий, которые я писала пастелью. Это тоже отдельная тема, философия, которой я бы хотела сейчас заняться и изучать – почему визуальная культура уходит от реалистической живописи к абстрактной?

Елена Гордиенко:
- А действительно, почему? Вот эти бутылки – это абстракция? Но здесь есть гармония, она нам нравится. То есть там есть какие-то законы? Это не просто так, пятна?

Наталья Васильева:
- Нет, не просто. Этому посвящены целые труды ученых, культурологов, искусствоведов. Я не чувствую себя настолько компетентной, чтобы говорить об этом. Каждый цвет, в зависимости от сочетаний, смотрится абсолютно по-разному. Не получается сочетать их хаотично. И мы всегда чувствуем гармонию или ее отсутствие. Мы всегда чувствуем, когда есть контрасты. Мы понимаем, что, допустим, черное рядом с белым – это здорово, а если все черное – это скучно, если все белое – это тоже скучно. Такие элементарные есть, с одной стороны, вещи, а с другой стороны, есть очень субъективные моменты. Допустим, тот же Кандинский посвятил этому несколько работ, но воспринимаются они современным читателем довольно сложно. Хотя мне нравится то, что я вижу, но как он словами выражает свои мысли, мне не близко и на данный момент не понятно. Очень много мы понимаем интуитивно. Я много времени посвятила тому, чтобы изучить, откуда вообще и как человечеству пришло в голову что-то рисовать. Была потребность делать наскальные рисунки, но до сих пор ученые точно не знают, это была эстетическая потребность или необходимость передать какие-то знаки. На эту тему очень много суждений, но человечество продолжает этим интересоваться. Видимо, в этом скрыт один из мотивов, почему я этим занимаюсь – я тоже хочу понять, почему мне это нравится. Абсолютно искренне говорю, что я не очень понимаю до сих пор.
У нас существуют ассоциации, если мы, например, говорим «яркий цвет», значит, это что-то позитивное, если мы говорим «темный цвет», значит, это негативное. Тем не менее, Коко Шанель продвигала маленькое черное платье, но оно не ассоциировалось с какой-то грустью, депрессией, смертью. Поэтому, опять же, все очень субъективно, и все как бы к месту. Можно подать что-то мрачное таким образом, что оно не будет восприниматься мрачно.

Елена Гордиенко:
- Научиться так рисовать можно?

Наталья Васильева:
- Я думаю, что да.

Елена Гордиенко:
- Но это же, если нет порыва, той самой искорки, будет неискренне, неинтересно, некрасиво. Просто ремесло.

Наталья Васильева:
- Это абсолютно верно в том случае, если человек этого не хочет. Ремесло – это не всегда плохо, но это не то. Но научиться росписи несложно, если человек действительно этого хочет. Ко мне несколько раз уже обращались с просьбой провести мастер-класс, я давала онлайн уроки. То есть я объясняю, как это сделать технически. В планах есть проведение мастер-классов в Вырице. У нас там есть два культурных места: библиотека Ефремова, благодаря которой я попала на выставку в Гатчину, и библиотека в Минах, тоже рядом. Они приглашают провести мастер-классы и для детей, и для взрослых. В Вырице вообще очень много художников живет, это удивительное место. Есть много тех, кому интересно попробовать себя в росписи по стеклу. Я с удовольствием это сделаю. Мы обязательно соберемся, и я все расскажу и покажу. Буду очень рада пообщаться с теми, кому это близко. На мой взгляд, это несложно, процесс увлекательный и расслабляющий.

Елена Гордиенко:
- Вы сейчас на пенсии? Чем занят Ваш день, кроме творчества?

Наталья Васильева:
- В первую очередь, действительно, это творчество. Кроме того, я получила сейчас диплом психолога-консультанта. Я увлеклась изучением общей психологии, не планирую практиковать, но изучать и учиться – это бесконечный процесс. Изучать психику человека – это безумно интересно. У меня есть моя личная история, я не сталкивалась с аналогами, – когда я раскрашиваю, всегда включаю аудиокнигу. Это может быть просто художественная книга, или психология, или философия, или антропология, что тоже оказалось очень интересно. То есть я слушаю и рисую. И получилось так, что я не могу делать одно без другого. Этот процесс был изначально, у меня каждая работа ассоциируется с тем, что я слушала во время ее создания. Считается, что это невозможно, что, с точки зрения мозга, это сложно, что либо там, либо тут что-то теряется. Но у меня получилось так.
Если искренне, я два года отучилась, получила, наверное, не самое сложное высшее образование. Я не сидела за партой, это было онлайн. Но, тем не менее, для себя я открыла новый мир, который очень много мне дал, сильно увлек меня. Через год обучения по системе дополнительного профессионального образования я поступила еще в магистратуру, тоже на психологию. Сейчас заканчивается второй семестр, и буквально пару недель назад я узнала, что в том институте, где я обучалась, открывается Департамент культурных исследований, по всей вероятности, я туда буду переводиться. Это обучение будет сочетать именно культуру, искусство и психологию.

Елена Гордиенко:
- Все открытия делаются на стыках наук, то есть Вы пытаетесь алгеброй измерить гармонию? Получится или нет? Очень интересно. Не могу не спросить: зачем это Вам? Вроде, все в жизни у человека устроено: всего добился, на пенсии время есть, возможность заниматься творчеством, замечательное место Вырица, дом, участок, а Вы идете учиться дальше. Что бы ни говорили, но и для онлайн обучения нужно прилагать усилия. Зачем?

Наталья Васильева:
- Этот вопрос я задаю себе сама и не могу ответить. Наверное, просто интересно. Безумно интересно все это продолжать. Я иногда испытываю чувство тревоги, боюсь не успеть сделать все, что я хочу, столько идей возникает в голове.
У меня еще столярная мастерская есть. Когда я строила дом, чтобы переехать, я специально в проекте заложила место для мастерской. Я тогда еще не знала, чем я там буду заниматься. Думала, может быть, я куплю аппарат для фьюзинга, где плавка стекла происходит, или для обжига глины. А потом я сходила на столярные курсы, и оказалось, что работа с деревом – это тоже безумно интересно. У меня стало получаться.

Елена Гордиенко:
- Это женская работа?

Наталья Васильева:
- Абсолютно женская. Когда я ходила на курсы, увидела, что большинство занимающихся – женщины моего возраста и старше, а не мужчины. Мужчины, видимо, сами доходят до этого всего.
Мой дом был тогда практически пустой. Очень много вещей я сделала своими руками. Оборудование для мастерской, кровати, шкафчики, тумбочки, вешалки – все это я продолжаю делать. У меня есть глобальная мечта, что, в конце концов, я придумаю какое-то сочетание стекла и дерева. Эта идея пока витает в воздухе. И, как обычно это бывает, знаете, когда думаешь о чем-то, оно притягивается отовсюду, и ты случайно видишь – вот оно. Вот то, что я хочу. Видимо, это будут какие-то настольные лампы с абажурами. Думаю, что у меня все получится.

Елена Гордиенко:
- Как семья относится к Вашим увлечениям?

Наталья Васильева:
- Дочка очень сильно поддерживает. Она чудным образом оказалась искусствоведом. Видимо, это пришло к ней от моей любви к искусству, которая была всегда. Мы много путешествовали, и не было такого места, где бы мы первым делом не пошли в какую-то галерею. То есть мы не лежали на пляжах, не ходили по барам, а бежали в галерею, желательно современного искусства. И, конечно, в Петербурге мы не пропускаем выставки, все время следим, ходим, изучаем, смотрим. Бесконечный процесс развития искусства – это удивительная сфера.

Елена Гордиенко:
- Дочка помогает Вам как искусствовед, как профессионал? Дает советы? Бывает, что Вы с ней не согласны, спорите?

Наталья Васильева:
- Скорее, она со мной часто бывает не согласна, пытается что-то исправить, переделать. Первый совет, который она мне дала, когда у меня удался какой-то орнамент, роспись, и я стала делать ряд похожих, дарила их, они были востребованы, но дочь сказала: «Мама, ты повторяешься. Это плохо!» Я поняла её. И решила делать всегда по-разному. Или она видит, что что-то не очень аккуратно, что-то аляповато. Я понимаю, что это особенность психики: кто-то делает мелкий рисунок, кто-то более крупный, грубый мазок (как мой любимый Ван Гог). Это идет изнутри. По моему глубокому убеждению, копировать вообще невозможно. Даже если ты берешь чужую работу, твоя физиологическая особенность препятствует абсолютно точному копированию чужой работы. К чему это я говорю? Вот дочка дает мне советы, я через себя это прорабатываю, и получается то, что все равно мое, характерно для меня, а не для кого-то другого. И это очень здорово, это удивительно, меня это радует, и я вижу, что это радует других.
В первый раз меня вдохновило на все это то, что когда я на работе поставила как украшение несколько своих бутылок, зашли коллеги, с радостью смотрели и говорили: «Можно взять?». Эта улыбка на лице человека, которому нравится, означала для меня, что этим надо заниматься.

Елена Гордиенко:
- Это важно, когда Ваши работы не просто стоят запертые в шкафчике, а уходят в жизнь. Это приятно. А дома, где Вы храните расписанные бутылки, есть какие-то специальные места?

Наталья Васильева:
- Сейчас большая часть на выставке. Дома у меня есть большой подоконник со специальными полочками, там они стоят в несколько рядов, на просвет сквозь них проходят лучи солнца, зимой еще гирлянда включается – получается очень красиво.

Елена Гордиенко:
- Где Вы черпаете вдохновение? От поездок, походов на выставки, от Петербурга, замечательных мест Вырицы, от прочитанной книги?..

Наталья Васильева:
- Очень по-разному. Это удивительное история, тоже связанная с деятельностью мозга каждого человека. Бывает, я ложусь спать, закрываю глаза и вижу. Вижу так, что срочно обратно включаю свет, и в блокнотик начинаю зарисовывать, чтобы до утра не забыть. У меня много альбомов по искусству. Иногда я что-то ищу, задумываюсь, понимаю, что-то в голове не складывается, какие-то сочетания не те, начинаю думать, анализировать.
Художников, в большинстве своем, вдохновляет все, что вокруг.

Елена Гордиенко:
- Не могу не спросить в конце беседы про творческие планы. В Вырице или в Гатчине есть какой-то Центр, с которым Вы планируете работать?

Наталья Васильева:
- На сегодняшний день в Вырице нет такого центра. Но у нас есть планы, есть большая вероятность, наши мечты, объединяющие много творческих и инициативных людей, мы хотели бы открыть музей – краеведческий и культурный центр, чтобы в этом здании могли выставляться и работать наши мастера. Там бы проводились и мастер-классы, и встречи. В Вырице есть и поэты, и музыканты, и очень много художников, творческих людей, продолжающих жить полноценной, насыщенной жизнью.
Моя выставочная деятельность началась с «Вырицы с мольбертом». В прошлом году я случайно попала на эту выставку благодаря поддержке друзей. Для меня это было удивительное мероприятие. Оказывается, была уже 9-я выставка, а в этом году состоялась 10-я. Я очень благодарна организаторам. Мои работы стояли на подоконнике, было много хороших отзывов. Люди подходили, спрашивали, очень много вещей ушло в подарок. Для меня это действительно большая радость. Поэтому я надеюсь, что такая творческая деятельность будет продолжаться. Мне интересно общаться с этими людьми, мы понимаем друг друга, говорим на одном языке.

Елена Гордиенко:
- Спасибо большое за Вашу работу, за творчество, за выставку. Удачи Вам!