Гатчинская летная школа ждет всех влюбленных в небо!
Реализовать мечту о небе, о полетах, самостоятельно поднять в воздух настоящий летательный аппарат! Тысячи мальчишек мечтают об этом, а юным гатчинцам повезло: в столице Ленобласти начинает работу Юношеская Летная Школа.
Кто может стать курсантом, принимают ли девочек, как и где будет проходить обучение, рассказал гость программы "Гатчинские сезоны" Борис Шляпников - директор аэродрома ДОСААФ "Сиворицы", а директор Музея истории военной авиации Геннадий Панёв поделился своей историей любви к авиации и сообщил о подарке, который Музей предоставит будущим юным авиаторам.
Борис Шляпников:
- Гатчина - родина российской военной авиации. Но здесь нет ни одного летного учреждения, поэтому на базе аэродрома «Сиворицы» и решается вопрос открытия данной школы. Дети с 15 лет будут обучаться бесплатно.
Сначала будет проходить теоретический курс, обычно в зимнее время - с октября по май, а летом - практика. Первые полеты будут выполняться на планерах. После прохождения теоретического курса - сдача зачетов, как в школе, все по-настоящему, все серьезно.
Мальчики, девочки - предпочтения не будет. Задача не стоит из них летчиков сделать. Задача – дать детям направление, а там они сами определят, хотят ли поступить в летное училище - военное или гражданское.
Они будут проходить военно-летную врачебную экспертную комиссию в Академии гражданской авиации, чтобы подросток, начиная изучать теорию, уже предварительно знал, годен он к летной работе или нет. Если не годен, будет другим заниматься. Чтобы не было морального удара для ребенка, когда он подойдет к летной программе, а врачи скажут: «Извините, вы не годны к полетам». Такого не должен был быть.
Елена Гордиенко:
- Программа составлена уже?
Борис Шляпников:
- 234 часа - это вся программа вместе с практическими занятиями. В летную подготовку входит наземная подготовка непосредственно на аэродроме, предварительная подготовка, «парковые» дни. Дети узнают, что это такое, а также им предстоит разбор полетов. Летная программа такая же, как летчики проходят, как в боевых полках это делается, точно так же ребята будут к этому подключаться.
Елена Гордиенко:
- Где будут занятия проходить?
Борис Шляпников:
- Есть предварительная договоренность с директором школы-лицея №3 имени Перегудова в классе ОБЖ. Класса своего у нас пока нет, но, надеюсь, что в скором времени будет.
Елена Гордиенко:
- Кто будет преподавателем?
Борис Шляпников:
- Преподаватели дополнительного образования, все они летчики, практики, будут и теорию читать, и как летчики-инструкторы на планерах будут работать с ребятами и свой опыт передавать.
Хочу сказать, что без предварительных парашютных прыжков летчика не бывает, поэтому вводится сначала парашютная программа, которая будет вместе с летной преподаваться. Это входит в обязательную программу. Каждый военный летчик в год выполняет по два прыжка, иначе к полетам не допустят.
Мы, как организация более военная, готовим военных летчиков: по окончании наши выпускники сами определятся. Есть уже у нас ребята, которые с отличием окончили Краснодарское военное училище и сейчас летают в Кубинке в «Стрижах».
Елена Гордиенко:
- Сейчас уже начался набор?
Борис Шляпников:
- Да. Мы тесно связаны с Гатчинский музеем военной авиации. Там есть тренажер. От музея - четкая дорожка к нам на аэродром, где будет осуществляться практика. Я считаю, это очень доступно и наглядно для детей. У нас свой сайт есть. На нашем сайте АСК (Авиационно-спортивный клуб) «Сиворицы» в ближайшие дни информация о школе будет. Мы планируем начать с первых чисел февраля.
Елена Гордиенко:
- Геннадий Анатольевич, а это что за экспонаты Вы принесли?
Геннадий Панёв:
- Это экспонаты Гатчинского музея истории военной авиации. Я их принес, потому что тема беседы авиационная. А те, кто пойдет в военную авиацию, должны знать, что в состав экипировки летчика-истребителя всегда входят защитные шлемы.
Но я бы хотел рассказать о другом. До 7-го класса я мечтал быть летчиком. У меня до ближайшего аэродрома было 11 километров. И зимой на лыжах, а летом на велосипеде минимум через день я туда мотался. Первое время технари, которые обслуживали летательные аппараты и на этом аэродроме служили, меня гоняли. Потом увидели, что пацан вроде интересуется, перестали меня гонять, разрешили мне колодки из-под пневматики колес самолета убирать. Потом - разрешали делать фиксацию закрыла рулей или дронов и так далее. Однажды техник самолета пригласил на нем полетать. Мы зашли в кабину АН-2, он завел самолет и проехал 15 метров, потому что летчик не в одну линейку поставил этот самолет. У меня впечатлений было! А в седьмом классе я начитался под одеялом с фонариком Жюля Верна (у нас было полное собрание сочинений), родители даже пробки выкручивали! Весной я узнал, что у меня очки. Моя мечта – стать летчиком – закончилась. Я поступил в ЛИАП, закончил, работал. А летать начал в 60 лет на мотодельтаплане!
Очень удивительно, что сейчас у ребят есть возможность бесплатно учиться летному делу. У кого-то, предположим, не получится из-за здоровья летать, но, во-первых, многое меняется с возрастом, во-вторых, есть летные специальности, которым обучают в МАИ, ЛИАП, ГУАП и так далее. Авиацией нужно заболеть, нужно проверить, как ты к этому относишься, и благодаря Борису Борисовичу, его идеям и его работе, дается возможность это дело «пощупать». Я вижу, какое количество людей летом на аэродроме. Это стоит денег, но все равно много людей приезжает прыгнуть с парашютом или, как называют на сленге, на покатухи - прокатиться на планере. А здесь есть возможность - обучиться летному делу, почувствовать себя в небе, не просто полетать на тренажере, а почувствовать себя пилотом, ребята же будут на настоящем самолете летать! На учебном полигоне нюхнут запах авиационного бензина, аэродрома - это специфический запах.
Елена Гордиенко:
- А кто будет зачислен?
Борис Шляпников:
- Соберем родителей, я все подробно расскажу, обсудим график занятий. В приоритете, конечно, учеба в средней школе. И если она будет неудовлетворительной, то этих ребят мы не будем брать, потому что заниматься надо или по субботам-воскресеньям, или после уроков на двухчасовых занятиях. Расписания пока четкого нет.
Елена Гордиенко:
- Сколько вы предполагаете взять ребят?
Борис Шляпников:
- Группа 15 человек. Больше, наверное, сложно, и неудобно для детей. У нас 5 инструкторов - по 3 обучаемого на каждого инструктора. Так спокойно работать и учиться. Ребята в течение года уже будут знать, кто они и куда хотят.
Геннадий Панёв:
- Я сам мечтал об авиации и пошел в авиационный вуз. У нас, например, предмет «Введение в специальность» был с 1-го курса. Сейчас «Введение в специальность» начинается с 3-го курса, а до этого общетехническое образование - там и химия, и физика, и математика. А что такое авиационная специальность, ты понимаешь только на третьем курсе.
Я когда уже был на старших курсах, понял, что не туда поступил. Я поступил в авиационный институт, но на специальность «Авиационные приборы, автоматика летательных аппаратов». А по своему внутреннему менталитету я уже понимал, что мне нужно поступать было в МАИ, мой мозг, мои способности больше приспособлены к железу - в плане крыльев, фюзеляжа, конструирования этих вещей. Электроника не совсем мое было, но я служил в авиационных частях, обслуживал именно авиационное оборудование.
Важно как можно раньше понять, чем ты дальше должен и хочешь заниматься. А для этого желательно попробовать. И вот здесь уникальная возможность – попробовать тем, кто об этом думает или мечтает.
Борис Шляпников:
- У нас еще работает авиамодельный кружок. Он находится в Гатчине. На Урицкого, 25, там тренируются летать на БПЛА. Михаил Голубков - известная личность, президент Федерации авиамодельного спорта радиоуправляемых моделей Ленинградской области, живет в Гатчине, это его детище тоже.
Елена Гордиенко:
- Авиамодельный кружок – это немножко другое.
Борис Шляпников:
- Там дети с восьми лет. Я сам начинал с восьми лет, потом до армии признали искривление позвоночника, плоскостопие. Отслужил 2 года срочной службы и все равно поехал поступать, закончил Ейское училище в 79-м. Я уже более 45 лет в авиации. Если заболел авиацией, она уже не отпустит.
Геннадий Панёв:
- Борис Борисович - скромный человек. Он был летчиком-испытателем летно-испытательного отдела НИИ радиоаппаратуры, подразделение этого НИИ базировалось сначала в Гатчине, потом в Сиверском, в Пушкине. Борис Борисович участвовал в испытании системы посадки «Бурана», за что получил орден Красной звезды.
Видите, первая ступенька – это авиамодельный спорт. Следующая возможность - теоретическое и практическое обучение в школе юных пилотов и парашютистов-летчиков. Следующее - поступление в военное училище либо в институт гражданской авиации. Работа в области авиации - пилот, инженер и так далее. Далее эту деятельность можно продолжить, как я, в Музее истории военной авиации. Получается путь от авиамодели до авиамузея.
Когда я учился летать на мотодельтаплане в Гостилицах, там у папы одного парнишки был двухместный самолет. Вначале они с папой летали, потом парнишка прошел курс и начал летать самостоятельно. Затем пропал, я отца спрашиваю: «А где Миша?». А Миша поступил в военный вуз: парень пришел в училище, а у него уже есть летная книжка и налет. Точно так же и в университете гражданской авиации: если человек прошел через эти курсы, его возьмут с большей привилегией и желанием. Если есть какой-то теоретический и практический диплом, свидетельство, будет легче поступить.
Елена Гордиенко:
- А после вашей школы диплом будет?
Борис Шляпников:
- Нет, мы дипломов пока не имеем. У нас цель такая - дать направленность ребенку, чтобы он знал, куда он может или хочет идти: хочет летчиком стать или техником, и он сам сможет определиться.
Они будут не только в самолетах сидеть, они будут самолет готовить, будут знать, как заправляется масло, куда заправляется, как самолет прогревается, как планер взлетает.
Елена Гордиенко:
- Возрастные ограничения есть?
Борис Шляпников:
- На планере ребенок с 15 лет может начинать, а на самолетах - только школьники. Мы набираем ребят, которые хотят определиться, а не на улице болтаться.
Геннадий Панёв:
- Желательно 15-летних, но если будет недобор этого возраста, то тогда, может быть, и постарше будем брать. Начинать лучше пораньше.
Елена Гордиенко:
-Это только для нашего округа предложение?
Геннадий Панёв:
- Если будут желающие из Петербурга, из Пушкина, Красного Села –
пожалуйста, ограничений нет, просто ездить далеко.
Елена Гордиенко:
- А летом, когда будет практика, ребятам придется самим добираться на аэродром?
Геннадий Панёв:
- Здесь от Гатчины до Никольского 10-15 минут на автобусе.
Я встречался с представителем правительства Ленинградской области, и мне рассказали, что в Гатчине реализуется идея развития профильного образования и авиакосмического в том числе. Ту общеобразовательную школу, которая на Аэродроме строится, губернатор предложил назвать «Высший пилотаж». Планируется, что там будет формироваться кадетский класс, и может быть, будет школа с космическим уклоном. Параллельно будет формироваться и реализовываться идея авиационно-космического кадетского училища в Гатчине.
И в этот план вписывается все то, о чем говорит Борис Борисович. Естественно, что касается исторической или тренажерной части - наш музей вписывается тоже.
Елена Гордиенко:
- Назовите, пожалуйста, куда можно обращаться?
Борис Шляпников:
- Подробную информацию можно получить по телефону 8 911 991 8898 или на сайте авиационно- спортивного клуба "Сиворицы" ДОСААФ России https://sivoritsy.ru/.
Геннадий Панёв:
- Как только сформируется список людей, которые подали заявления на вступление, они могут приходить к нам в музей и начинать летать на тренажерах бесплатно. Мы работаем в связке, и это здорово, это первый этап проверки своей готовности к этой специальности по жизни.
В ближайшее время мы планируем подробно рассказать о жизни музея, о том, что у нас изменилось и как мы готовимся к летнему периоду. Новогодние каникулы показали, что летом будет большой наплыв посетителей, и, похоже, нам будет трудно справляться с этим потоком. Я очень прошу неравнодушных к авиации - приходите к нам, включайтесь в нашу команду. У нас много интересной работы, и для молодежи, кстати, тоже - мы зовем их как в качестве волонтеров, так и в качестве штатных сотрудников.