Дом реабилитационного проживания открыт для сотрудничества

В Гатчине, в микрорайоне Въезд есть особенный дом - Гатчинский Дом реабилитационного проживания, который гатчинцам известен как бывший ПНИ.
Яблоневый сад, теплички, ухоженная территория, корпуса с уютными помещениями. Сотрудники делают все, чтобы обитатели чувствовали себя как дома. Здесь живут особенные люди, для которых важно жить полноценной жизнью, общаться, посещать кружки, заниматься творчеством, круглосуточно получать необходимую медпомощь.
В течении года в Доме работает дневной стационар, находиться в котором можно с 8 до 16 часов. Подробнее обо всм рассказала директор Гатчинского Дома реабилитационного проживания Мария Ларионова.

Гатчинские сезоны
18 октября 12:43
502

Елена Гордиенко:
- С чем связано изменение названия?

Мария Ларионова:
- Поменяли мы не только название. В принципе, мы просто обозначили то, чем это учреждение занимается много лет. Это различные формы социальной реабилитации - любая реабилитация с приставкой социальная: это и социально медицинские, социально педагогические, социально юридические - все формы реабилитации.

Елена Гордиенко:
- Реабилитация - это, можно сказать, возвращение человека в социальную жизнь?

Мария Ларионова:
- Это не просто возвращение. Это и поддержка той самой жизни, которую человек имел до того, как поселился у нас. Конечно, это и возвращение, и даже обучение, и где-то сопровождение.
Это такое большое общежитие для особенных людей, которым нужна определенная помощь, нужна определенная форма реабилитации.

Елена Гордиенко:
- Кто может рассчитывать на жизнь в Гатчинском доме реабилитационного проживания?

Мария Ларионова:
- В основном это жители Ленинградской области - те, у кого есть индивидуальная программа социальной реабилитации, по которой прописано получение социальных услуг в стационарной форме.
Стационарное - это круглосуточное проживание.

Елена Гордиенко:
- То, что люди дома не могут получить, даже если есть родственники?

Мария Ларионова:
- Здесь мы говорим о круглосуточном не только наблюдении и сопровождении, но также о круглосуточном предоставлении медицинских услуг. Я не думаю, что в каждой семье есть и медики, и педагоги. Это широкий круг специалистов, которые оказывают помощь в течение 24-х часов.
Не будем забывать, что каждому члену семьи нужно тоже иметь свое развитие, и у каждого есть своя собственная реализация.

Елена Гордиенко:
- У нас в России, я не знаю, как в других странах, считается, что такие учреждения - это не очень хорошо: сдали родственника в дом престарелых. А на самом деле как?

Мария Ларионова:
- Давайте будем говорить о том, что это тоже определенная форма инвалидности. Нам сейчас часто рассказывают о том, как нужно относиться к людям с особенностями развития, с особенными возможностями, к людям с инвалидностью. Это форма ментальной инвалидности: ничего в этом страшного нет. Это просто особенные люди, которым нужно оказывать помощь, поддержку и сопровождение. Им помогают люди не только со специальным образованием, это необычные медицинские, социальные работники. Они приходят в дом к другим людям и становятся на какое-то время членами их семьи. Тебя утром встречают, вечером провожают, в выходные по тебе скучают. Если мы возьмем, к примеру, больницу, то там постоянный круговорот пациентов. У нас это постоянные проживающие. Мы туда приходим, а они там живут. Мы приходим для того, чтобы им условия жизни улучшать, сопровождать и помогать.

Елена Гордиенко:
- Коллектив, который работает в Гатчинском доме реабилитационного проживания, насчитывает сколько человек?

Мария Ларионова:
- 203 человека. 2/3 - медицинские сотрудники, они работают по сменам. На территории нашего дома реабилитационного проживания работает 40 наших проживающих. Красота внутри, ландшафтный дизайн, уход за растениями, вся уборка, вплоть до работы в буфетах – это их труд. Они получают заработную плату, которая в полном размере остается на их счетах.
Думать о том, что мы находимся за забором и никто оттуда не выходит, неверно. 9 наших проживающих работают за территорией интерната, у другого работодателя.

Елена Гордиенко:
- Это здорово. Каждому человеку важно понимать, что он нужен, что у него есть какие-то задания.

Мария Ларионова:
- У нас большая территория: 7 гектаров, огромный яблоневый сад, теплицы, где мы выращиваем овощи, зелень, чтобы было разнообразие в пище. Щавелевый суп, яблочное варенье, компот – все, как в обычной жизни.

Елена Гордиенко:
- Чтобы ухаживать за садом, нужно какое-то умение, знания?

Мария Ларионова:
- Два наших садовника прошли обучение по специальности «садовник», они обучены, понимают, как ухаживать.

Елена Гордиенко:
- А сколько проживающих у вас?

Мария Ларионова:
- 414.

Елена Гордиенко:
- Расскажите, как все начиналось?

Мария Ларионова:
- Я истории коснусь. На том месте, где находится сейчас дом реабилитационного проживания, всегда было социальное учреждение. Для Гатчины оно не ново. С 1908 года это была земская больница.
И те корпуса, которые мы сейчас имеем, также и стояли, только были деревянные. Потом их перестроили в 1956-1986 годах. Интернат не имел статус психоневрологического. Это был дом-интернат для инвалидов. Часть проживающих перешли под нашу опеку в 1986 году, когда поменялся статус. У нас есть проживающие, которые живут здесь уже по 50 с лишним лет. Поэтому для них это не просто дом, это вся их жизнь. Это не временное место пребывания.

Елена Гордиенко:
- У вас есть какой-то музей?

Мария Ларионова:
- Мы задумываемся по этому поводу. Работа с личными делами наших проживающих, практически, не велась, у нас не было опытного архивариуса. А сейчас мы внедряемся в эту работу, пересматриваем дела. Дано распоряжение о том, чтобы все, что имеет историческую значимость, откладывали. отом мы, скорее всего, создадим какой-то уголок нашей исторической памяти.

Елена Гордиенко:
- Это интересно: вашему учреждению больше 100 лет! Такая богатая история. Я думаю, есть, что показать.

Мария Ларионова:
- Первое распоряжение о создании дома инвалидов было в 1944 году, когда еще шла война, город только-только освободили, но нужно было учреждение для решения социальных задач.
Это не черная точка на карте Гатчины. Это современное развивающееся учреждение, которое оказывает услуги не только в стационаре, у нас есть отделение дневного пребывания. Об этом отделении, я думаю, будет полезно узнать жителям Гатчины, особенно тем, у кого в семье есть человек с ментальными особенностями, которого нельзя оставить дома одного.
Есть дети, которым 18+, но которые уже никогда не станут взрослыми, всегда останутся детьми. Они живут в своих семьях и становятся нашими временными проживающими. Они у нас находятся с 8:00 до 16:00. Живут по расписанию нашего реабилитационного дома.
Это касается творческой, спортивной, культурной деятельности. У нас проходят концерты, по четвергам - дискотеки. Такая технология и называется «детский сад для взрослых». У нас есть своя театральная студия, мы выступаем на различных фестивалях, конкурсах. Кроме этого, у нас есть хор. Скучать не приходится.
У нас живут 8 профессиональных художников, картины пишут и рисунки. У нас есть интересная лепка из пластилина, мы выходим сейчас на взаимодействие с комитетом по культуре Гатчинского округа, чтобы мы могли показать свои возможности, свои работы, чтобы их увидели при проведении массовых культурных мероприятий, чтобы мы могли продемонстрировать свое творчество.
Часто выезжаем на экскурсии: бывает порядка двух экскурсий в неделю. Но мы ограничены в своем транспорте, точнее, в посадочных местах в этом транспорте. Потому что 2 наших транспортных средства больше нацелены на то, чтобы не посещать какие-то массовые мероприятия, а сопровождать инвалидов на коляске.
Воспитатели сопровождают наших проживающих. Небольшими группами, но мы можем выезжать, начиная от центра Санкт-Петербурга и заканчивая областными музеями. Чаще всего это происходит на благотворительных началах.

Елена Гордиенко:
- Люди, которые приходят к вам как в детский сад для взрослых, тоже имеют такую возможность?

Мария Ларионова:
- Да, по их желанию, по нашим возможностям. У нас есть два мальчика, которые с нами уже больше года (отделение открыли 1 июля 2023 года), кто-то из них остается у нас на ночевку.

Елена Гордиенко:
- Не могу не спросить про оплату?

Мария Ларионова:
- Конечно, есть минимальная плата. Она устанавливается не интернатом, а правительством Ленинградской области. Это не огромные деньги, хотя задействованы большие трудовые ресурсы, начиная от воспитателя и заканчивая младшей медицинской сестрой, которая всегда сопровождают приходящих в отделение дневного пребывания. Это как детский сад. Если наши, которые постоянно проживают, все знают. Но тем, кто приходит к нам на какой-то отрезок времени, сначала нужно сориентироваться, адаптироваться. Это естественно. И персонал конкретно за ними закрепляется. Как в детском саду: в каком состоянии приняли, в таком отдали обратно.
Сейчас в рамках этого отделения дневного пребывания, буквально несколько недель, взаимодействуем с общественной организацией, которая зарегистрирована в Гатчине. Это мамы и особые ребята, которые прошли все формы обучения для детей до 18. А после 18? Они уже становятся взрослыми. Им некуда пойти. Поэтому сейчас мы с ними входим в пробное соглашение о том, что они будут посещать только наши культурные, спортивные мероприятия. Для начала.
Как развивающийся творческий коллектив мы тоже заинтересованы, чтобы было вливание новых членов команды. Я думаю, у нас все получится.

Елена Гордиенко:
- В Ленинградской области есть подобные дома реабилитационного проживания?

Мария Ларионова:
- Это пилотный проект губернатора Ленинградской области, в который входит 3 бывших психоневрологических интерната: дома реабилитационного проживания в Кировске, в Гатчине и Дом милосердия в Будогощи.
При этом наши проживающие как были, так и останутся с нами, будут здесь проживать.
У нас еще широкий путь для реабилитации. Есть проживающие, которые требуют больше не нашего, а сестринского ухода, но они также с нами останутся, потому что являются жителями Гатчины. Они всегда здесь жили, у них здесь социальные связи, друзья, медицинский персонал и воспитатели, к которым они привыкли. Часть ресурсов для такого медицинского сопровождения будет задействована в любом случае. Мы не перещёлкнулись с 1 февраля только на реабилитацию, забыв про все свои прошлые формы работы. На самом деле, очень здорово, что появляются такие учреждения.

Елена Гордиенко:
- Куда обратиться, если у кого-то возникнут вопросы, где можно узнать информацию?

Мария Ларионова:
- У нас живой сайт, набирайте «Гатчинский ДРП». Там есть все контакты отделения дневного пребывания, как к нам обратиться по очереди, какие у нас события происходят, какие услуги. У нас есть группы ВКонтакте, в Телеграм.
Мы хотим изменить отношение к таким учреждениям, как наше. Это светлое место, это очень современно и цивилизованно.

Елена Гордиенко:
- Через два, три, пять лет что вы видите в доме реабилитационного проживания? Ваши планы, ваши мечты?

Мария Ларионова:
- Первое - по улучшению реабилитационных услуг, которые касаются именно социальной занятости.
Да, моя гордость, что 40 человек в интернате работают, и я являюсь для них первым работодателем. Дальше мы смотрим, как они сориентируются в трудовых отношениях. Они понимают, что есть не только права, но и обязанности. Но это очень малая часть из всех проживающих - 40 из 400.
Что такое социальная занятость? Это когда человек выполняет определенный пассивный труд, когда он сегодня хочет позаниматься чем-то, а завтра не может по состоянию здоровья. Поэтому нам нужно укреплять материально-техническую базу, развиваться в направлении каких-то мастерских (в учреждении никогда не было никаких мастерских).
Мы планируем участвовать в программе, чтобы имеющееся у нас пустующее здание превратить в мастерскую и дальше с индивидуальными предпринимателями либо с малым бизнесом оказывать им какую-то помощь в элементарной производственной цепочке -что-то собирать, лепить, склеить. В такой социальной занятости, конечно, нуждается большое количество наших проживающих. Им хочется получать какие-то результаты своего труда.
Нам хотелось бы, чтобы наши проживающие более широко участвовали в городской жизни. Мы говорили про творческую жизнь, у нас есть еще обширная спортивная жизнь. Мы недавно вернулись со специальной спортивной олимпиады из Дагестана: завоевали 2 золота, бронзу и серебро. Мы этим очень гордимся! Это не первый наш выезд на специальную спортивную Олимпиаду: в 2023-м мы были в Казани, тоже там собрали много наград.
Мы заинтересованы в тех подрастающих ребятах, которые будут подкреплять нашу команду. В интернате работает профессиональный тренер, который готов их развивать по большому количеству видов спорта. И в планах у нас в следующем году вместе с комитетом по спорту Гатчинского округа провести спортивный праздник для инвалидов с ментальными нарушениями.
Мы проводим Дни открытых дверей: пожалуйста, заходите, смотрите. Увидите, что это не закрытое учреждение, которое не готово делиться своими достижениями. У нас еженедельно проходят встречи с волонтерами, мы выражаем огромную благодарность всем, кто нам помогает, спасибо депутатам Законодательного собрания от Гатчинского района.
Мы благодарны всем тем, кто именно с душой нас посещает. К нам приходит писатель, который читает свои произведения, творческие коллективы проводят концерты в русском народном стиле. Приходит рок-группа, которая устраивает концерты.
Огромное спасибо всем, с кем мы обмениваемся положительной энергией. Я знаю, что мы даем большое количество положительных эмоций тем, кто к нам приходит. Поэтому приходите! Отдавать всегда приятнее, чем получать.