Ася Лавринович: «Мне хочется показывать здоровые отношения молодых людей»
Гостем кинофорума «Литература и кино», который проходил в Гатчине в 30-й раз в июле этого года, стала Ася Лавринович, молодой талантливый автор из Санкт-Петербурга.
Елена Гордиенко:
- Вы пишете книги в жанре сентиментальной прозы, преимущественно для девушек?
Ася Лавринович:
- И парни среди моих читателей тоже есть. На встречах подходят ребята, подписывают книги, и в соцсетях тоже в комментариях отмечаются молодые люди.
Елена Гордиенко:
- Молодые люди какого возраста? Наверное, не старше 18?
Ася Лавринович:
- Для меня это удивительное открытие, когда мои книги стали выходить на бумаге. Я пишу для подростков, но, как оказалось, читают и взрослые, и мамы, и бабушки.
Я думаю, здесь есть элемент ностальгии или желание просто проверить, что читает твой ребенок. Или, может, способ понять его лучше.
Елена Гордиенко:
- На творческих встречах какие вопросы задают? Вообще задают вопросы?
Ася Лавринович:
- Да, конечно. Самые разные бывают вопросы. И про личную жизнь. Но больше авторские, про вдохновение. Как пришла идея, как ты придумала сюжет, будет ли продолжение каких-то историй? У меня преимущественно все книги одиночные. Но читатели, видимо, привязываются к героям и хотят продолжения. У меня есть одна история «Любовь не по сценарию», она с открытым концом. Где непонятно, в итоге герои встретились или нет, все ли у них хорошо. И мне, как читателю даже такие финалы нравятся. И как автор я тоже была довольна финалом. Но очень много обратной связи получила. Я написала: да, как раз у нас героиня переводится в Санкт-Петербург, поступает в университет. Совсем другая история получилась, но с теми же персонажами, что и в первой книге. Свадьбой, правда, не заканчивается книга. Как правило, у меня очень редко случаются свадьбы, потому что у меня герои молодые. Хотя я сама рано вышла замуж, но при этом мне нравятся такие открытые концовки, чтобы читатель мог сам дофантазировать.
Я пишу хеппи-энд. Считаю, что у нас так много всего грустного. Жизнь сложная, пусть хотя бы в книжках люди получают удовольствие.
Елена Гордиенко:
- У Ваших книг все обложки яркие, но в одном стиле. Один и тот же художник с Вами работает?
Ася Лавринович:
- Серийное оформление. Его придумал мой редактор с самого начала, с 2019 года. Мне кажется, это оформление книг очень подходит к моим историям. Все такое конфетно-девичье, яркое, девчонки-подростки любят собирать серию книг, поставить их на полочку.
Елена Гордиенко:
- А идеи откуда берутся? Как приходит идея новой книги? И герои откуда появляются?
Ася Лавринович:
- Всегда по-разному. Часто это то, что для меня злободневно, мне хочется на эту тему поговорить.
Вдохновить может какая-то увиденная ситуация, например, на улице. Например, книга «Любовь не по сценарию». Там события происходят зимой. Вот я вижу, что парень и девушка, взрослые, катаются на санках, веселятся, смеются. Детей поблизости нет. Мне интересно, где они взяли эти санки, куда идут, как они встретились? Такие детские санки деревянные, как у меня в детстве были. И мне сразу хочется написать такую историю зимнюю, чтобы герой катал героиню на санках. И вот из таких наблюдений очень часто получаются идеи книг.
Я начинала вообще, как самиздат. Выкладывала книги в сети, и там я прислушивалась к читателю. Но при этом они не могли повлиять на всю историю, потому что я, когда пишу, уже продумала, чем все закончится.
Меня в этом не переубедить. Но бывает, что я что-то такое не замечала с второстепенными персонажами, и меня в комментариях просили читатели рассказать, что стало вот с той или иной героиней. Поэтому бывает, что я прислушиваюсь.
Елена Гордиенко:
- Вы сказали, что в электронном виде сначала выкладывали, то есть бесплатно?
Ася Лавринович:
- Я очень долго писала бесплатно. Хобби. Потом решила сделать работу из этого. Есть такие площадки сейчас. Я решила стать таким автором, но прогадала с аудиторией. У меня была аудитория 35 плюс, 18 плюс, словом, взрослые люди. А истории подростковые, поэтому я не могла иногда набрать нужное количество читателей, чтобы стать коммерческим автором. И писала просто бесплатно. В какой-то момент я поняла, что это не приносит мне доход и, наверное, нужно поменять сферу. Но получила письмо счастья из издательства, где мне предложили попробовать себя на бумаге. Меня заметили. Благодаря этой платформе, на бесплатных чтениях, получается, я набрала аудиторию. У меня не было цели издаться. Мне было комфортно и на самиздат-площадке. Но сейчас я понимаю, что это, действительно, к лучшему, потому что массового своего читателя я только на бумаге нашла.
Подростки любят бумажные книги.
Елена Гордиенко:
- Да ладно?! Все же жалуются, что дети не читают, с книжкой не застанешь. А вот сидит писатель, который утверждает, что читают. А все ведь утверждают, что дети читают только в социальных сетях и подкасты там слушают, смотрят?
Ася Лавринович:
- На самом деле я опровергаю это, они читают бумагу. На самом деле это очень популярный сегмент в издательстве. Больше всего покупают книги молодые читатели и женская аудитория.
Елена Гордиенко:
- На Ваш взгляд, Ваши книги по цене доступны?
Ася Лавринович:
- Нужно акции искать. Я помню, что с акциями книгу в твердом переплете можно было купить по цене электронки. Сейчас электронка тоже дорогая, тоже недешево. Но при этом у меня книги выходят с белой бумагой, с нормальным шрифтом, очень качественно сделано.
Елена Гордиенко:
- А есть модная, актуальная тема какая-то в литературе?
Ася Лавринович:
- Смотря в каком жанре. Вот молодежная романтика. Очень востребованы сейчас какие-то истории про спортсменов. Хоккей - наша гордость в стране. Но у меня нет пока книг про хоккей. Я как-то не поддалась этой тенденции, таких книг уже так много. Хочется, наоборот, переждать.
Есть герой, он хоккеист, но про его спортивную карьеру в книге мало написано, больше про отношения. На первом месте - первая любовь, наверное.
Елена Гордиенко:
- Ваши книги - это Ваш жизненный опыт, Ваше мнение, Ваши мечты? Или Вы смотрите, слушаете и советуетесь? Например, с психологами, которые советуют и подсказывают, как молодым людям пережить этот не очень легкий период в жизни – первую любовь?
Считается, что первая любовь несчастливая, хотя она разная бывает, но чаще всего несчастливая. И это, в общем-то, испытание, травмы, стресс для молодых людей. И как-то надо прожить. Ваша книга помогают?
Ася Лавринович:
- Я надеюсь, что да. Я себя очень ярко помню подростком, старшие классы, студенчество, я этот период в книгах больше всего и затрагиваю. Наверное, больше опираюсь на свой жизненный опыт, на опыт подруг, сестры, реальных людей. Что-то от читательниц узнаю. Я же с ними общаюсь. Что их беспокоит, какие истории вообще могут произойти? Это может меня натолкнуть на что-нибудь, о чем можно в книгах порассуждать. Общаюсь с читателями и на творческих встречах, и в социальных сетях. У меня есть страница в ВКонтакте, в Телеграмм. Все пишу сама. Поэтому можно написать мне. У меня нет администратора, который отвечает за общение с людьми. Мне комфортнее все делать самой. Соцсети это же отражение твоего мира. Можно понять, какой ты человек, о чем твои книги.
Елена Гордиенко:
- Интернет такая площадка, где человек практически не защищен. Попадались неприятные собеседники?
Ася Лавринович:
- Конечно. Но я и в жизни реальной, и в Интернете стараюсь не реагировать на негатив. То есть, я никогда не вступаю в споры, иначе я просто свои силы потрачу, и у меня испортится настроение. Если что-то совсем обидное, могу удалить, наверное, если откровенные оскорбления. Такое, конечно, не хочется оставлять на своей странице.
Елена Гордиенко:
- Есть постоянные читатели, постоянные собеседники, которые, можно сказать, в Вашем фан-клубе?
Ася Лавринович:
- Конечно, есть. Девчонки, с которыми мы с самого начала, это 2017 год, когда я была только в Интернете, почти 10 лет назад. Они уже не подростки, они уже выросли, но все равно поддерживаем друг друга, общаемся с кем-то, встречаемся, когда в Питер приезжают погулять.
А бывает, девчонки пишут мне честно, что они выросли из книг, но благодарны мне за то, что с моих книг начался их читательский путь.
Пишут, что книги - как таблетка от плохого настроения. Ты всегда знаешь, за какими эмоциями приходишь в историю, ты всегда их получаешь. И за это тоже благодарят.
Елена Гордиенко:
- Сколько уже у Вас произведений?
Ася Лавринович:
- 19 книг, 19 повестей. В электронном виде почти столько же - 20. Последняя выходит осенью. Получается, что у меня уже нет, как это называется в издательстве, бэк-листа, когда у тебя что-то есть в запасе, теперь надо только все с чистого листа записать.
Елена Гордиенко:
- А как происходит работа? Утром встаете, говорите себе: сегодня нужно написать пять строк, пять страниц. Или ждете вдохновения? Как это происходит?
Ася Лавринович:
- Вдохновение мне необходимо только вначале, когда я продумываю мысль, сюжет. Вот тогда мне нужно быть вдохновленной, питаться положительными эмоциями. Может, куда-то за положительными эмоциями съездить. А потом дисциплина. Это работа. Я пишу по плану. Я знаю, что мне нужно написать определенное количество знаков в день, желательно пять дней в неделю. Сначала я пишу черновой текст. Иногда, конечно, тяжеловато, но это работает. Работа, которая мне приносит удовольствие. Мне нравится фантазировать, нравится писать, мне очень нравится редактировать.
Елена Гордиенко:
- На 30-й кинофестиваль Вы приехали в качестве гостя. В первый раз в Гатчине. Вы представляете сериалы. Давайте про это поговорим.
Ася Лавринович:
- Да. Сериал «Загадай любовь», режиссер Ольга Окатина.
Она вышла на меня, кстати, через свою дочь, которая читала мои истории. И Ольга заинтересовалась, что за книга. Прочитала и «Загадай любовь», и еще какие-то книги. И связалась со мной в соцсетях. Так началось наше сотрудничество. А в конце прошлой осени вышел сериал, восемь серий по 25 минут, то есть его можно посмотреть за один день.
И я очень довольна этим сериалом. Это моя первая большая экранизация, очень красиво снято. Снимали в Подмосковье. Причем съемки были в марте, а история новогодняя. Но режиссер Ольга сама говорила, что погода была на их стороне, потому что еще было очень снежно.
История про первую любовь, где главная героиня немножечко запутывается, потому что думает, что влюблена в молодого учителя географии. Но на самом деле появляется другой персонаж, ее одноклассник. Это, наверное, один из самых любимых мужских персонажей среди моих читательниц. Его зовут Тимур, и он действительно обаятельный. Я очень довольна кастингом.
Ребята замечательные. Это их дебютные работы в кино. Они все ученики Табакерки, студенты.
Елена Гордиенко:
- А Вы принимали участие в отборе актеров? Какое-то свое мнение как автор можете сказать?
Ася Лавринович:
- Мы обсуждали с режиссером. У меня все совпало. Причем, я когда пишу, у меня нет четких прототипов в голове. У меня были образы, а когда я вживую их увидела, то поняла, что все сложилось. Очень красивые локации в сериале. Я честно скажу, что у меня в голове не так красиво, как получилось в сериале. Атмосфера сказочная, новогодняя, Мне кажется, можно пересматривать этот сериал для создания новогоднего настроения. Это не только для молодых людей, но и для взрослых тоже.
Маму, главную героиню, играет Мария Миронова, в роли директора - Татьяна Васильева. И мне кажется, взрослым тоже будет интересно посмотреть этот сериал.
Елена Гордиенко:
- А молодые люди тоже читают любовную женскую прозу?
Ася Лавринович:
- Возможно, кому-то просто нравится романтика, а возможно, они это рассматривают как пособие по общению с девушками.
Елена Гордиенко:
- Сериал можно увидеть по телевизору? Или только на платформах?
Ася Лавринович:
- Пока только на платформах.
Елена Гордиенко:
- А есть планы какую-то другую вашу книгу экранизировать?
Ася Лавринович:
- Да. Про Роберта, из истории «Нелюбовь сероглазого короля». Тот же режиссер будет снимать. И насколько я знаю, сейчас на этапе кастинга все происходит.
Елена Гордиенко:
- То есть через полтора года примерно можно будет посмотреть следующий сериал? Как долго идут съемки?
Ася Лавринович:
- Я поняла, что это очень непредсказуемый процесс. У меня в новой книжке описывается весь учебный год. То есть, получается, снимать сериал нужно блоками: осенний, летний, зимний.
Елена Гордиенко:
- Ваша семья поддерживает Вас?
Ася Лавринович:
- Конечно. Благодаря их поддержке у меня все так и сложилось удачно. Я же говорю, что бесплатно писала долгое время. Но я была этим увлечена, мне это нравилось. Процесс приносил мне большое удовольствие, и меня поддерживали. Я всегда чем-то творческим занималась. И поэтому родители всегда были за меня. Я фотографировала, правда, не очень удачно, писала стихи, рассказы, хотела в блогах себя попробовать. А в художественном тексте как-то можно пофантазировать, меня это привлекло.
Елена Гордиенко:
- Когда заканчивается книга, жалко расставаться с героями или нет?
Ася Лавринович:
- Чувствую облегчение, что все эти встречи больше не мучают. Хочется приступить к другим, снова продумывать характеры, ситуации. Мучить уже кого-то другого, потому что я люблю подкидывать проблемы героям.
Елена Гордиенко:
- Проблемы придумываете из жизни?
Ася Лавринович:
- Всякое бывает. Бывает очень экстремально. У меня герои и в болотах тонут, и дерутся. Со мной, конечно, такого не было. Но в книге герой приходит на выручку мальчику, которого засасывает трясина, и героиня помогает вытащить его.
У меня есть еще истории, где главная героиня проваливается под лед. Но если я про болото читала историю очевидцев, то со льдом было так. Я у мужа спрашиваю, что чувствует человек, когда проваливается под лед? А он говорит, что он тоже проваливался под лед, в 14 лет жил рядом с озером. И все это так буднично рассказывает. Спрашиваю - почему я только сейчас об этом знаю? А у него была психотравма на всю жизнь. И вот я с его слов описала чувство героини.
Елена Гордиенко:
- Во время ковида работали дома? Писали больше или меньше?
Ася Лавринович:
- Как я сейчас понимаю, больше. Потому что после ковида активная деятельность началась: фестивали, встречи. И сейчас, конечно, намного меньше времени именно для книг. Я понимаю, что в 20-м году это было более продуктивно, я имею ввиду по текстам. Во время эпидемии я старалась не писать. Я вообще нечасто привязана к какому-то времени.
Также со сленгом, кстати, очень опасно, с молодежным, потому что он очень быстро меняется.
Елена Гордиенко:
- Сейчас над чем работаете?
Ася Лавринович:
- С апреля я была в периоде активной гастрольной деятельности. Побывала в нескольких городах, в Москву часто ездила. Было много мероприятий и не было времени поработать над текстом, что-то начать новенькое. Идея есть, надо ее только раскрутить.
Елена Гордиенко:
- Как писатель Вы считаете, цензура нужна?
Ася Лавринович:
- Мне кажется, нужна, наверное, самоцензура. Когда ты для себя обозначаешь темы, на которые никогда не будешь говорить.
Так как я пишу романтику, пишу для подростков, я понимаю, что на мне есть ответственность. Мне не хотелось бы показывать какие-то больные отношения. Мне хочется показывать здоровые отношения молодых людей, какими они должны быть, что все можно обсудить, чтобы не было унижений, неуважения. Мне хочется показывать любовь и красоту этого мира.