Татьяна Чурсина: «Зависть подавляет личность»

Татьяна Чурсина , тренер, преподаватель гатчинской спортивной школы № 1, недавно отметила юбилей, с чем мы ее поздравляем, и ответила на вопросы нашей редакции.

Спорт
1 марта 2017 12:13
531

Елена Гордиенко:
— Ваш педагогический стаж – 27 лет, в Гатчине Вы с 2007 года. Как Вы попали в Гатчину?


Татьяна Чурсина:
— Меня пригласили учиться в аспирантуру при Академии им. Лесгафта (сейчас это Университет физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта), а потом предложили остаться здесь работать. Согласилась я не сразу, думала, пока ездила на сессии. Но когда умерли родители, меня в Ленинск-Кузнецке Кемеровской области, откуда я родом, уже ничто не держало.


Елена Гордиенко:
— Вы рассказывали, что с 10 лет учились в спортивном интернате. Спорт – это Ваша жизнь?


Татьяна Чурсина:
— В гимнастику я пришла в 6 лет, а с третьего класса стала учиться в школе-интернате спортивного профиля. Классы были небольшие — по 18 детей. Там все было для нас организовано: и одевали, и кормили, — только тренируйся. Было по три тренировки в день, но они были очень жесткие. Первая начиналась в шесть утра. Это был бег при любой погоде, в любое время года. Но и на учебу времени хватало. Мы понимали, что спортсмен не может учиться плохо. В интернат привел меня старший брат. Когда родители увидели мои мозоли, усталость, предложили уйти из школы. Хотя и была сильная усталость, но к тому моменту мы все были уже пропитаны спортивной идеей, и я отказалась, сказав родителям, что хочу стать тренером и мастером спорта, и пока не стану – гимнастику не оставлю.


Елена Гордиенко:
— Мастером спорта стать – это понятно: здоровые амбиции. А почему тренером?


Татьяна Чурсина:
— Как вид спорта гимнастика мне нравилась очень: умение владеть телом в пространстве, чувствовать себя. И мне захотелось с этими чувствами остаться на всю жизнь. Мне было в них уютно, было уютно в этом мире спорта. В нем более благородные люди, честные, открытые, трудолюбивые. У меня и друзья все из мира спорта. И своим ученикам я говорю: «Дети, я желаю вам таких же настоящих друзей, какие есть у меня». После окончания школы я стала учиться в Ленинграде. Это от нас – 4 часа на самолете. Родители были в шоке, но я сказала, что учиться буду только там, другой институт мне не нужен. Я хотела учиться в самом лучшем.


Елена Гордиенко:
— Поступили с первого раза?


Татьяна Чурсина:
— Я поступила сразу по эксперименту: если сдаешь два экзамена и набираешь 9 баллов, то ты уже поступил, не сдавая остальных экзаменов. Я оба экзамена сдала на отлично и сразу была зачислена. У меня был хороший аттестат (без троек) и звание мастера. После окончания института уехала работать в родной город. Директор спортивной школы в Ленинск-Кузнецке сделал на меня запрос в деканат. У нас там прекрасный спортивный зал, шикарные условия. Я тренировалась у заслуженных тренеров Маметьевых, их уже сейчас нет в живых. Их воспитанники — Мария Филатова, двукратная олимпийская чемпионка, Никита Игнатьев из нашей сборной. То есть Ленинск-Кузнецкий – кузница спортсменов-гимнастов высокого класса. И мне было интересно там работать. Я тренировалась и преподавала. Потом случилось замужество, потом – декретный отпуск, потом аспирантура.


Елена Гордиенко:
— А зачем нужна аспирантура?


Татьяна Чурсина:
— На тот момент в нашем городе открывался Кузбасский областной педагогический институт, и туда набирали кадры. Получилось, что я одна оказалась там с такой спортивной жизнью за плечами и с высшим профессиональным образованием. Поэтому и возникла потребность в аспирантуре. Работать в институте лучше, когда есть какое-то научное звание. Мне доверили должность декана спортивного факультета, поэтому надо было соответствовать. Какой же декан без звания ученого? Условия для учебы были хорошие: муж не препятствовал, и я успевала все. А после аспирантуры меня пригласили на работу в Академию Лесгафта. Я решила попробовать. Рос сын, и о его будущем тоже надо было задумываться. Но в Питере все надо было начинать с нуля. Случайно встретилась с институтской подругой. Вот она мне и предложила поехать в Колпаны. Так я встретилась с Мариной Валентиновной Бычининой. Когда-то я занималась студенческим движением, потому что, работая в институте, мало быть только преподавателем. Я предложила Марине Валентиновне свои идеи. Тогда еще главой администрации Гатчинского района был Александр Петрович Худилайнен. Вот эти два руководителя поддержали мою инициативу, поверили мне и дали развиваться.


Елена Гордиенко:
— А с чего Вы начинали?


Татьяна Чурсина:
— В Больших Колпанах я начала работать завучем по воспитательной работе в школе, в администрации работала специалистом по работе с детьми и молодежью, рганизовала студенческий отряд «Беркут» по охране правопорядка.


Елена Гордиенко:
— Время на семью оставалось?


Татьяна Чурсина:
— Оставалось. Я даже пироги успевала печь, и пельмени для семьи делать, даже носки вязать успевала. Наверное, молодая была, здоровье было, и времени на все хватало.


Елена Гордиенко:
— Когда в Вашей жизни появилась спортивная школа № 1?


Татьяна Чурсина:
— В 2007 году я встретилась я с директором школы Евгением Ивановичем Слуцким, и мне захотелось снова вернуться в гимнастику непосредственно в зал. Мне и самой было интересно, каким я стала педагогом за эти годы.


Елена Гордиенко:
— У Вас была своя методика тренировок и воспитания?


Татьяна Чурсина:
— В основе моего воспитания были простые библейские каноны: не убей, не укради, относись к ближнему, как к себе.


Елена Гордиенко:
— А как это связано со спортивной гимнастикой?


Татьяна Чурсина:
— Гимнасты воспитываются тоже в коллективе. Родители приводят нам своих шестилетних детей, доверяют их нам. Из таких детей можно слепить все, что угодно, но хотелось бы лепить в первую очередь хорошего человека. Быть таким человеком в спорте очень важно.


Елена Гордиенко:
— А как же соперничество?


Татьяна Чурсина:
— Я всегда детей учила не завидовать, а радоваться успехам других. Зависть подавляет личность. Радоваться за другого человека – это искусство, это надо в себе воспитывать.


Елена Гордиенко:
— Есть отбор детей, когда их приводят родители?


Татьяна Чурсина:
— Первое, — это здоровье, на втором месте уже рост и весовые показатели. Но если я вижу у ребенка большое желание, то не могу отказать, даже если он со средними данными и способностями. Если есть большое желание, ребенок даже со средними данными может дойти до кандидата в мастера спорта. У меня своя воспитательная система, в основе которой три обязательные составляющие: тренер, ученик и родитель. Я провожу занятия, я объясняю родителям, что требуется ребенку. Поэтому с родителями всегда есть обратная связь, если у ребенка что-то не получается. Иногда ребенок стесняется что-то сказать. Родители – мои союзники, и поэтому много раз получалось так, что родители помогали мне помочь их ребенку, даже преодолеть какие-то страхи и сомнения. На международной конференции я заняла первое место по теме «Воспитательная работа в системе детско-юношеской спортивной школы». Мне самой в жизни повезло с учителями в том же спортивном интернате, повезло с преподавателями в институте, например, куратор Раиса Николаевна Терехина, доктор наук, зав.кафедрой гимнастики, судья международной категории. Мы с ней общаемся и дружим до сих пор. Я не могу подвести своих учителей.


Елена Гордиенко:
— Вы все время говорите, что Вам в жизни повезло с людьми, с педагогами. Как это получается?


Татьяна Чурсина:
— Может, я покажусь нескромной, но, наверное, я и сама неплохой человек. Хорошее тянется к хорошему. Мне повезло с мужем, с сыном. Мне просто повезло в жизни. Наверное, так звезды встали. Хотя в жизни ничего случайного не бывает. Когда я приезжаю в свой родной город, я обязательно встречаюсь со своими преподавателями и всегда благодарю их.


Елена Гордиенко:
— Почему брат привел Вас именно в гимнастику, а не в фигурное катание, к примеру?


Татьяна Чурсина:
— Город у нас маленький и именно гимнастика была на очень высоком уровне. В 1976 году в Монреале наша Мария Филатова завоевала золотую медаль. Это еще больше подстегнуло интерес к гимнастике. Тогда многие родители приводили своих детей, но и отбор был жесткий.


Елена Гордиенко:
— А сейчас девочек приводят в гимнастику тоже после каких-то больших событий в мире спорта или это регулярный поток?


Татьяна Чурсина:
— Нет, такой связи сейчас нет. Родители понимают, что спорт – это определенная модель жизни. В маленьком зале, в маленьком коллективе дети взрослеют, учатся преодолевать трудности, страхи и становятся просто здоровыми.


Елена Гордиенко:
— А когда вы пришли, Ваши родители понимали, что спорт – это маленькая модель жизни?


Татьяна Чурсина:
— Я думаю, нет. Они не думали тогда, что спорт станет моим выбором на всю жизнь. Я училась хорошо, у меня было много других способностей. Хорошо шли физико-математические науки, английский язык. Родители не очень хорошо воспринимали профессию тренера. Но я им смогла объяснить, что как человек будет относится к своему делу, каким он будет специалистом, так будут относиться и к его профессии. Спорт – это и физиология, и психология одновременно.


Елена Гордиенко:
— Сегодняшние ребята отличаются от Вас в таком же возрасте?


Татьяна Чурсина:
— У нынешних шестилетних детей мотивация и упорство заниматься спортом нисколько не меньше, чем у детей того времени. Например, они могут сказать мне: «Вы знаете, я хорошенько подумала над тем, чему Вы нас учили, сосредоточилась, и у меня — получилось». Мне кажется, в мои шесть лет не было такого, чтобы я подумала, сосредоточилась… Мы, наверное, на первых порах больше играли в гимнастику.


Елена Гордиенко:
— Не все из поступивших сегодня к Вам девочек станут спортсменками?


Татьяна Чурсина:
— Нет, не все. Но это сразу бывает не видно. Кого-то со временем подводит здоровье, и родители вынуждены забрать ребенка, прекратить занятия. Кто-то не может преодолеть страх. Должна быть устойчивая психика и характер. Вот возьмем такой снаряд, как бревно. Все начинается с простого по нему хождения. Кто-то из детей заскочил и пошел сразу, еще и пританцовывая, и с закрытыми глазами. А кто-то боится даже на него подняться. Но это все можно развить, этому можно научить, точно так же, как писать и читать. Правда, разные дети на то, что не получается, реагируют по-разному. Кто-то и заплакать может. Я успокаиваю: «Мы пришли сюда учиться, и все получится, если будете стараться». Надо научить поверить в себя. Иногда дети попробовали и поняли, что это не их спорт. Такое тоже может быть.


Елена Гордиенко:
— Татьяна Александровна, Вы — депутат Большеколпанского поселения с 2014 года. С какими просьбами к Вам приходят люди?


Татьяна Чурсина:
— С разными. И если я могу, я всегда помогаю. Сделаю все максимально, чтобы помочь.


Елена Гордиенко:
— Как Вы все успеваете?


Татьяна Чурсина:
— У меня очень хорошая поддержка в семье. Мы живем в частном доме, и все делаем сообща. Я дома – мама и жена, всегда с цветами, всегда любима. Меня берегут, обо мне заботятся. Поэтому я успеваю все.


Елена Гордиенко:
— Что бы Вы посоветовали тем девочкам, которые собираются пойти в гимнастику, и их родителям?


Татьяна Чурсина:
— Дорогу осилит идущий, и идущий — дойдет. Это касается не только спорта, а вообще жизни.