Тамара Бояринцева: «При наличии современного инвентаря изучать сложные элементы намного легче»

Тамара Бояринцева - тренер, преподаватель детской юношеской спортивной школы № 1 — 4 ноября отметила юбилейный день рождения. Накануне 55-летия она ответила на вопросы нашей редакции.

Спорт
1 марта 2017 11:44
427

Елена Гордиенко:
— Тамара Федоровна, расскажите о себе. Как Вы пришли в гимнастику? Как спортивная гимнастика стала Вашей профессией?


Тамара Бояринцева:
— Я родилась в Гатчине, пришла заниматься в спортивную школу в 7 лет. Не могу сказать, что это был сознательный выбор. К нам в школу пришел тренер и отобрал несколько девочек, подходящих по телосложению для занятий гимнастикой. В их число попала и я.


Елена Гордиенко:
— И Вы не стали сопротивляться?


Тамара Бояринцева:
— Нет, мне это сразу стало интересно, и на занятия я пошла с удовольствием.


Елена Гордиенко:
— Родители тоже были не против?


Тамара Бояринцева:
— Родители были довольны, что ребенок чем-то будет занят. Я очень хорошо училась в школе, и спортивная школа учебе не мешала. Но в спорте были не только взлеты, были и падения. Порой, очень хотела бросить занятия. Как раз родители и помогли мне этого не сделать, и я осталась в гимнастике. Когда уже училась в седьмом классе, меня и еще двух девочек пригласили в спортивный интернат Ленинграда. Там и закончила одиннадцатый класс школы. Жили в общежитии, учились, и тренировки были основным нашим занятием. Хотя не могу сказать, что учеба, по крайней мере, для меня была на втором плане. Училась я хорошо и там, интернат закончила с отличным аттестатом. Тогда спортсмены очень ценились, и мне предложили поступать сразу в несколько институтов: в финансово-экономический, в институт приборостроения. Но я уже тогда решила, что профессия тренера мне ближе, чем профессия инженера. Закончила институт им. Лесгафта, год отработала в Санкт-Петербурге, вышла замуж, родила ребенка и в Гатчину вернулась случайно. Я встретилась со своим тренером Юрием Александровичем Фениным, который и предложил мне поработать в Гатчине, пока муж был в армии. В итоге работаю здесь уже 30 лет. Я вернулась в свою спортивную школу, которая тогда все еще располагалась в Кирхе, а в 1994 году переехала в Дом культуры. Условия для занятий чуть-чуть улучшились, но специального зала для занятий не было и там. Это бывает особенно заметно, когда мы ездим на соревнования (а ездим мы много), где выступаем в шикарных, хорошо оборудованных спортивных залах. Для современной гимнастики хорошо оснащенный зал нужен обязательно: нужны лонжи, батуты, хорошие спортивные снаряды, ямы. А у нас оснащение почти не изменилось с тех пор, когда еще я, будучи ребенком, пришла заниматься гимнастикой. И это, конечно, очень жаль. В этом году зашел разговор о строительстве новой спортивной школы в Гатчине, и мне бы очень хотелось поработать в такой школе. У нас очень талантливые дети: многие стали мастерами спорта, выступают за сборную страны. Но современный спорт подразумевает: с наименьшими потерями – к наибольшим результатам, то есть меньше травматизма, меньше страха. Надо, чтобы ребенок не боялся учиться сложным элементам, не боялся травмироваться. Есть дети, которые приходят к нам только для здоровья, и большие спортивные результаты их особо не интересуют. Мы рады работать и с такими детьми. Но есть дети, которые нацелены на олимпийское золото. Вот таких детей особенно жалко, потому что они могли бы достичь отличных результатов быстрее, будь у нас хорошо оборудованный зал. Спортивная гимнастика — очень ранний вид спорта. Мы сейчас набираем деток с четырех лет.


Елена Гордиенко:
— Родители приводят?


Тамара Бояринцева:
— Сейчас приводят родители. Я бы очень советовала заниматься спортивной гимнастикой с детства. Да, сложный вид спорта, да, травмоопасный, но и не травмоопаснее, чем другие виды спорта. Спортивная гимнастика развивает координацию, силу, гибкость. Очень маленьких детей мы начинаем вывозить на соревнования, и эти дети по жизни становятся более самостоятельными. А дальше они сами сделают выбор – оставаться им в гимнастике или нет. Бывает, что со временем кто-то из ребят выбирает другой вид спорта, но я рада сказать, что наши детки везде остаются лучшими. Мы их с детства приучаем к труду, к самостоятельности, к ответственности.


Елена Гордиенко:
— Чем отличаются сегодняшние методы воспитания от тех, которые использовали Ваши тренеры?


Тамара Бояринцева:
— Всегда было и останется общее – это любовь к детям. Это самое главное.


Елена Гордиенко:
— Имеет отношение детская спортивная школа к каким-то химическим составляющим для улучшения спортивных показателей?


Тамара Бояринцева:
— Я не буду говорить про другие виды спорта, но в гимнастике, тем более детской, это исключено категорически. Гимнастика – координационный вид спорта и от большой силы толку не будет. Если ребенок координационно не готов к сложным элементам, тут уже ничего не поможет, он их не выполнит. Поэтому ребенок может работать только на своих силовых возможностях. Тренировки, тренировки и ничего больше. А вот при наличии современного инвентаря изучать сложные элементы намного легче. Но, к сожалению, у наших детей в Гатчине этого нет. Недавно мы приехали из Северодвинска (тоже небольшой город), но там есть и современные дорожки, и лонжи. Нам очень нужен новый спортивный зал. Установить, прикрепить современное оборудование к стенкам, к потолку в ДК — невозможно.


Елена Гордиенко:
— Расскажите про Ваших воспитанниц.


Тамара Бояринцева:
— Когда заставляешь детей работать на тренировках, ситуации бывают разные. Бывает, мы их хвалим, а бывает, и ругаем. Бывают и обиды, и слезы. Но я очень рада, что дружу с семьями моих учеников. Моя первая ученица Саша Музыченко (она была в сборной России) привела в нашу школу свою дочь. Рита Тамашаева водит сестренку. То есть мои ученики приводят уже своих детей. И это не только у меня, и у других тренеров тоже. Значит, что-то мы для них значим, значит, все было не зря. У меня у самой спортивная семья: муж тоже спортсмен. И я очень благодарна ему за поддержку и понимание. Трудно работать тренером, если нет поддержки в семье. У нас много разъездов, иногда по неделе, по две. Много времени проводим на работе. И это в течение тридцати лет. Поэтому семья должна относиться к твоей профессии с пониманием и уважением.


Елена Гордиенко:
— Вы могли представить себе, что спортивная гимнастика станет Вашей жизнью?


Тамара Бояринцева:
— Наверное, нет. Были представления, но загадывать намного лет вперед трудно. А вот уже столько лет я остаюсь в этой профессии и ни разу об этом не пожалела. Я рада, что у нас дети долго ходят в спортивную школу, а закончив институты, приходят к нам работать. И опять, возвращаясь к нашему залу, есть желающие работать, но мы порой не можем взять только потому, что нет места и условий. В Великом Новгороде, куда мы часто ездим, есть группа при спортивной школе «Мама, папа, я», в которую ходят детки с двух лет. Они приходят, конечно, с родителями, половина детей еще в памперсах. Вы даже не представляете, какое удовольствие смотреть на этих детей! Преподаватель дает задание, и каждый родитель занимается со своим ребенком. Наши родители тоже бы так хотели, но нет условий.


Елена Гордиенко:
— Девочки, которые сейчас приходят в гимнастику, отличаются от Вас в том же возрасте?


Тамара Бояринцева:
— У нас не было такого большого выбора в то время: три-четыре секции, столько же программ по телевизору и все. Сейчас у детей выбор огромный. Но дети почему-то стали более ленивые. Может быть, потому, что много времени проводят за компьютером, в телефонах. И, к сожалению, отдают им большее предпочтение. Будучи ребенком, я была более самостоятельная: сама, без сопровождения взрослых, ходила и в спортивную, и в образовательную школы. Сейчас детей одних отпускать страшно. И часто ребенок бросает занятия спортом не потому, что не хочет заниматься, а потому что у родителей нет возможности его водить. В нашей спортивной школе родители, которые приводят детей с Аэродрома, вынуждены где-то находится два часа, пока ребенок занимается. В том же Великом Новгороде в здании, где занимаются дети, есть фитнес и для родителей. Это очень удобно и здорово. Но мы не теряем надежду, что у нас когда-нибудь это тоже будет.


Елена Гордиенко:
— Чем Вы гордитесь в жизни?


Тамара Бояринцева:
— В первую очередь своей семьей. Мы с мужем вместе 32 года. Вырастили сына, дождались внучку. Есть замечательный коллектив, в котором я работаю. Это удача — работать в таком коллективе. Есть любимое дело. На протяжении всей моей жизни меня всегда окружают очень хорошие люди. Это дает мне основание думать, что я тоже неплохой человек. Вот всем этим и горжусь.