Старинные кружева деревни Лампово

Деревня Лампово - старообрядческая. В ней есть дома, сохранившиеся с 19 века, они, по-прежнему, добротные и красивые за счет резных деревянных наличников, полотенец и подзоров. В последнее время жизнь в деревне оживляется, каждый год в мае проходит Никольская ярмарка, которая собирает гостей не только из окрестностей. Наш сегодняшний разговор в рубрике «Новости пешком» - об истории этой деревни.

Культура
19 мая 2023 12:59
1275

Галина Паламарчук:
- Все-таки чем эта деревня интересна?

Андрей Бурлаков, краевед, Почетный гражданин Гатчинского района:
- Лампово - уникальная деревня, здесь потрясающая история и сохранившиеся объекты, которые привлекают туристов до сих пор. Места древние. Когда-то здесь была небольшая деревушка с названием Пустошь. А вот дальше начинается странная история. Появляется деревня с названием Ламболо (название Лампово появилось в 19 веке), и в нее в 18 веке переезжают несколько семей старообрядцев из-под Архангельска, так называемые поморы, которые здесь обосновали ряд сел и деревень. Это Куровицы, Даймище, Лампово.
Петр Великий жалует все оредежские земли своему сыну Алексею. Царевич хорошо относился к старообрядцам, хотя на них в то время было гонение. А здесь им дается жизнь тихая, спокойная. Они строят здесь деревню, причем строят не просто, как мы привыкли, маленькие домики, а строят огромные терема, как это было принято у них на севере под Архангельском - красивые, добротные, с огромными дворами.
И занимаются они почти все извозным делом.
Лампово – деревня извозчиков, здесь жили целые династии извозчиков. До наших дней сохранились уникальные постройки - дома крестьян, украшенные резьбой. Здесь работали две артели: артель подрядчика Филимонова и артель подрядчика Смирнова. Их даже еще помнят местные жители. Сейчас есть еще коренные, очень старые ламповские жители.
Когда я впервые сюда приехал, застал людей, которые жили здесь в конце 19 века. Люди этих мест не очень-то любят общаться по привычке староверов. Нужно было как-то начать с ними общение, разговор о прошлом. Но я уже запасся материалами, поработал в архивах, узнал, кто раньше жил, узнал их имена, фамилии. И этим расположил местных бабулек, которые не хотели до меня ни с кем общаться.
Когда одна бабушка, Мария Васильевна Лаптева, начала со мной разговаривать, я начал ей рассказывать о ее дедах и прадедах. Она даже меня спросила, сколько мне лет и откуда я все знаю. Я ей сказал, что работал в архивах. Я смог ее убедить раскрыться. Потом она повела меня к бабушкам, которые жили по соседству.
Я был потрясен историей этой деревни, много в памяти старушки еще сохраняли. Был тогда огромнейший хор в местной действующей общине. Мало осталось уже тех людей, которые верят в старообрядство. Их буквально по пальцам можно пересчитать. А тогда, в 90-е годы, было все-таки много еще.
Конечно, здесь столько рассказов, легенд, преданий, даже о царевиче Алексее, о князе Витгенштейне (здесь рядом его имение), о стекольном заводе в Дружной Горке. И, конечно, о самом Лампове, об извозчиках. Не случайно почти все старинные дома здесь были украшены фигурками лошадей. Мы сегодня все это можем еще увидеть.

Галина Паламарчук:
- Вот мы проходим мимо молельного дома. Расскажите его историю.

Андрей Бурлаков:
- Он здесь не первый, но на этом месте он был всегда, этот - примерно конец века 19-го. Здание, конечно, много раз обновляли, перестраивали. По спискам 19 века, здесь было более 2-х тысяч жителей. То есть, большая была деревня: 3 улицы - Центральная, Жуковка и Бертовка. Тоже интересное название, явно нерусское. Молельня сейчас действующая: ее возродили, есть священник.
В деревне стоят и дубы старинные. Они, может быть, еще с середины 18 века сохранились, такие настоящие патриархи. Красивое местечко на горке, внизу протекает речушка Ламповка. Кстати, Ламповку часто местные называют, видимо, еще по старой своей привычке Ламбовкой. Красивая речушка, чистая. В ней до сих пор раки водятся. Много родников, люди любят ходить за местной водичкой.
О Лампово много написано. Это одно из таких мест, которое входит во все маршруты.
Когда-то самым большим домом в Лампово был терем Даниила Алексеевича Тиханова. Он был старостой деревни в конце 19 века, его бабушка давала деньги именно на это здание молельни. Это я нашел в документах. Бабушка была, видимо, человеком не бедным. Даниил Тиханов здесь все оберегал. Он был тогда известным торговцем. У него была в доме лавка, был огромнейший трактир. Я даже застал его дочь, которая была здесь в 80-е годы. Кстати, свой дом она отдала органам власти, но те, к сожалению, не смогли его сберечь. Дом стоял бесхозный, без охраны, его начали грабить и постепенно просто разобрали на дрова. А дом был уникальный, действительно, мог быть музейный дом, подаренный дочерью бывшего старосты. Целый особняк! Есть его фотографии, какие-то вещицы я успел забрать для музеев. Помню, приехал в этот дом, а брать там практически было уже нечего, все, что можно было, уже разграбили. Я тогда собирал как раз предметы для наших музеев – Суйда, Кобрино, Выра. В центре дома стоял огромный сундук. На нем мальчишки играли в карты, приходили по вечерам. Я крышку когда открыл, увидел, что весь сундук и крышка изнутри обклеены старинными прогонными документами. Там было написано, сколько стоил тогда прогон между Гатчиной и Вырой, по тем еще пушкинским временам. Уникальная вещь. Сейчас сундук находится в музее в Суйде. В Лампово, конечно, должен быть музей, но пока он не получился, к сожалению. Хотя, конечно, об этом и сейчас мы говорим, что нужен здесь музей быта, старинного, настоящего, деревенского, крепостного, старого быта.

Галина Паламарчук:
- Главное, что сейчас здесь возрождается жизнь, а значит, есть люди, которые заинтересованы в этом.

Андрей Бурлаков:
- Здесь есть свои подвижники, которые в Лампово все время что-то обновляют. Здесь всегда были люди сильные, которые пережили все эпохи невзгод. Здесь была и коллективизация, и времена фашистской оккупации.
Старинных домов осталось немного, но я думаю, что с десяток осталось, хотя каждый год здесь или горит какой-то дом, или просто увозят под снос.
Нет пока еще программы по сохранению Лампово как уникальной деревни, особой деревни, где можно было бы посетить хотя бы одну старинную улочку. Но уже не получится – все сохранившиеся старые дома стоят разрозненно.

Галина Паламарчук:
- Здесь ведь много фильмов снималось?

Андрей Бурлаков:
- Да, и до сих пор киношники приезжают сюда на съемки. И в советское время съемок было много. Есть знаменитый советский фильм «Уходя уходи», в котором все натурные съемки были в деревне. Много было фильмов документальных, и сказки тоже. Здесь киношники всегда находили кусочки для своих фильмов, в которых была показана деревня.

Галина Паламарчук:
- Мы сейчас на очень милой, тихой улице Жуковка. Такое приятное деревенское название. Здесь есть ряд старых домов, они хорошо отремонтированы и видно, что дома эти будут жить, они не ветхие. А мы идем к одному из старейших домов постройки 19 века.

Андрей Бурлаков:
- Да, такой небольшой домик, но есть дома и большие, где в первых этажах находились хозяйственные помещения, какие-то лавочки, трактиры и прочее. Но все дома – и маленькие, и большие – были обязательно с резьбой. Здесь это был культ, который сохранялся, люди верили, что узоры ограждают жилище.
Вот дом, явно немножко заброшенный, заросший сильно. Но резьба сохранилась. А вот дом извозчика по фамилии Сонин 1880 года постройки. В нем живут прямые потомки, и, конечно, еще есть элементы резьбы. Дом размашистый, большой даже по тем меркам, с двором, где находилось все хозяйство, обычно 2-3 лошади, причем они зимой обычно работали где-то в Петербурге на извозах, а летом – здесь.
В Лампово охотно отдавали дома под дачи, когда начался дачный бум. Лампово котировалось как дачная местность. Рядышком Сиверская. Приезжали дачники целыми семьями, обычно их селили в верхнюю часть дома. Ламповцы капитально освоили такой вид промысла, который давал им хороший доход. В Лампово все было продумано, дома строились на века, обычно они переходили из поколения в поколение.

Галина Паламарчук:
- Дома, которые появились здесь в большом количестве в середине 19 века, в общем-то, и строились двумя этими артелями – Филимоновыми и Смирновыми?

Андрей Бурлаков:
- Да, Филимоновы были пораньше, Смирновы попозже. Я застал потомков тех и других. Они рассказывали, что тогда были приняты такие резные украшения, хотя, конечно, все это было заимствовано из северных широт.
Вот уникальная надпись – 1860 год постройки, старейший дом. При нашем-то питерском климате дома быстро уходят, а этот дом в хорошем состоянии. Бережно покрашен, видно, что хозяева его берегут.
И, кстати говоря, подписных домов не много. Есть дома, которые, может, и были подписаны, но сейчас просто мы уже не можем найти след этих надписей.

Галина Паламарчук:
- Пойдемте дальше гулять. Мы еще увидим ряд уникальных домов?

Андрей Бурлаков:
- Мы на улице Центральная, это самая главная улица. Мы подошли к дому, который, к счастью, находится еще в очень хорошем состоянии. Это дом Сафроновых, его первый владелец Сафрон Евсеев был не просто извозчиком, он держал артель по производству конской упряжи. Был человек богатый, имел 5 лошадей. Дом красиво украшен фигурками лошадей, это можно увидеть на фронтонах. Дом 1866 года постройки, в идеальном состоянии, несмотря на то что это дача. Здесь живут прямые потомки. Удивительно сохранилась резьба, балкон, фронтоны и наличники. Чудо! Его все очень любят.
Вообще деревня была богатая, судя по таким домам. До революции здесь было только одних лавок штук 15, еще 3 трактира и даже было свое фотоателье. Его содержал житель по фамилии Бобенцов, потомки которого живут здесь до сих пор. Поэтому деревня всегда была на слуху.Есть старинные фотографии с надписью «Бобенцов».
Конечно, здесь чувствовалась забота и местного помещика. А помещиками были Витгенштейны, они вкладывали деньги в первую народную школу.
Витгенштейн помогал разными делами, его любили. Я еще застал отклики о нем, что он помогал, давал деньги, кому – на похороны, кому – при пожаре. И давал хорошие суммы.

Галина Паламарчук:
- И везде дубы. Рядом с такими вековыми дубами разве можно было построить что-то некрасивое?

Андрей Бурлаков:
- В Лампово всегда был свой колорит. И дубы, и клены. Дубы, конечно, были на первом месте. И, конечно, отрадно, что все-таки Лампово живет и дальше, в XXI веке. Появляются и современные дома, но и в них чувствуется тот деревенский уклад. Люди пытаются хоть как-то идти в ногу с тем, старым временем.

Галина Паламарчук:
- Но мы проходим мимо пепелища…

Андрей Бурлаков:
- Да, одна из последних утрат. Дом, к сожалению, сгорел. Он был красивый, двухэтажный, огромный. На его фундаменте можно было прочитать год постройки – 1886. Дом Панкратьевых. Это тоже старинный ламповский род.
Мы посетим кладбище, оно небольшое, сельское, древнее, известно со времен появления деревушки. Я в свое время делал здесь полное описание старых захоронений. Интересные кресты сохранились, старообрядческие, деревянные.
В свое время здесь была интересная история. Довоенный и послевоенный краевед Ангелий Николаевич Дубовский тоже, видимо, ходил здесь, может быть, что-то пытался найти. И в часовне он обнаружил 2 огромные иконы. Их решили передать в один из музеев. Когда их стали расчищать, то под слоем краски обнаружили на одной из них на месте ликов святых Алексея Орлова, брата Григория Орлова, на другой - светскую даму. Когда стали более детально изучать эти картины, оказалось, что это 18 век и это работы Боровиковского. Отдали их в Русский музей.
Я уже рассказывал, что здесь был местный староста Даниил Тиханов. Его бабушка, которая давала деньги на молельный дом в конце 19 века, здесь похоронена. У нее интересная фамилия – Голова. На плите написано: «Аминь. Здесь покоится тело рабы божьей Анны Анисовны Головой, скончавшейся 9 октября 1898 года».

Галина Паламарчук:
- Сейчас мы с вами идем по брусчатке в самом центре деревни, где сохранился фрагмент старого деревенского мощения улицы…

Андрей Бурлаков:
- И идем мимо интереснейшего объекта - дома Геринга. Дело в том, что рядышком находится поселок Дружная Горка, где был известный стекольный завод. Его основали немцы. Сюда привезлимного немецких известных стеклодувов, мастеров. Один из них был Адольф Геринг. Он купил этот дом у ламповских жителей. Видимо, ему это место приглянулось. Основательный дом с огромным двором, садом, с банькой. И на фронтоне можно увидеть год – 1883. Дом красивый, с балконами. Одна из местных жемчужин.
Слава богу, что у дома появился хозяин. Дом долгое время искал своего покупателя, он был выставлен на торгах. Мы верим, что у него хорошее будущее. Судьба Адольфа Геринга не была простой, потому что - Адольф, да еще Геринг. Он был выслан еще до войны в Вологду, где и умер. Здесь жила его супруга, а дочка стала известной учительницей местной школы в Дружной Горке.

Галина Паламарчук:
- А где же знаменитый ламповский родник?

Андрей Бурлаков:
- Через дорогу от дома Геринга. Туристы запасаются водой из него. Правда, в родник могут попасть листики, он открытый, но все равно для чая многие берут здесь воду. Родник интересный. Над ним - огромные корни от огромной ели в виде паука. Он как бы охраняет вход. Вообще, здесь более 10 разных мест, где берут родниковую воду. Этот центральный. Красивое место. Тут всегда очень темно. Летом тут прекрасно, нет жары, всегда прохлада. Просто сказка!
Над этим родником находится самый сказочный дом в Лампово. Это улица Центральная, 85. По фасаду 9 окон. Герасим Прохоров, знаменитейший извозчик, был основателем этого дома. У них тоже была лавка на первом этаже, склад был свой. Красивое место на горочке. Здесь живут прямые потомки. Они много рассказывают, особенно, когда приезжают киношники для съемок различных сюжетов. Дом большой по размерам. Как хозяева мне рассказывали, иногда им бывает страшно находиться в нем. Они построили рядышком новый дом, где обитают летом, а это у них такой музейный дом, они его берегут, не перестраивают.
Мы поднимаемся по красивой каменной лестнице, тоже старинной. Здесь живописно. По рассказам владельцев, дому 200 лет, может быть, и не 200, а чуть поменьше, но они считают, что он чуть ли не времен Екатерины Великой. Действительно, он по каким-то размерам, по каким-то деталям окон, ставенкам, характерен для 18 века.

Галина Паламарчук:
- Маленькие окна, потому что стекло дорогое?

Андрей Бурлаков:
- Раньше вообще не было стекла, обтягивали окно бычьим пузырем. Первый этаж был чисто хозяйственный. Причем, все детали подлинные. Такой размах дома, потому что была большая семья: внуки, правнуки жили. Один из них был участником Первой мировой войны. Некоторые потом уже подались в город, уехали. Вплоть до 50-х годов была здесь бурная жизнь. Потом, конечно, ушли старики, и люди приезжали, как дачники.
Мне в свое время владельцы передали целый ящик старинных документов, фотографий, почтовых открыток. Поэтому архив дома находится у меня. Есть фотографии еще его первых владельцев.
Многие местные торговцы, которые здесь жили, возили свой товар в Сиверскую, в Гатчину, тот же хлеб. Он здесь был какой-то особый. Они возили туда, где было побольше покупателей.
Дом трехэтажный, там еще огромный подвал. Рассказывали, как сюда приезжали артисты для съемок фильма «Уходя уходи». Фильм в нем и снимался. Артисты мылись в баньке, которая была здесь внизу. Это 1978 год.
Конечно, Лампово повезло. Оно уходит, как и все наши деревни, но все равно остается, потому что еще много чего можно увидеть. И, конечно, для путника, который здесь окажется впервые, – посещение будет сказкой.
.