Северный Патмос

Это место называют бывшим форпостом России, прежним и нынешним духовным центром, а также территорией, где фиксируют аномальные явления. В рубрике «Новости пешком» читайте об Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре.

Новости пешком
16 июля 2023 12:00
2082

Монастырь расположен на одном из островов (теперь это полуостров) живописного Череменецкого озера, недалеко от города Луги.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце появляется в Переписной книге Вотской пятины 1500 года, но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.


Михаил Уваров (клуб прогулок и путешествий «Ингрия»):
- Это место называют Северный Патмос. И пусть этот остров на самом деле уже не остров, а полуостров…

Галина Паламарчук:
- …потому что в какое-то время назад здесь возникла дамба…

Михаил Уваров:
- …и изменился уровень воды. Все равно это один из древнейших монастырей на нашей территории, в Лужском районе. Есть версия, что «череменец» происходит от слова «черма» - это возвышенность посреди воды, холм у воды на древнеславянском языке. Очевидно, что именно от этого места появилось название озера. Мы на самой южной его части. Здесь когда-то, много столетий назад проходил путь из варяг в греки. Но не тот основной путь, который известен - по Неве, по Ладоге, Волхову. А альтернативный – дополнительный, запасной: когда не было по какой-то причине возможности у викингов или древних славян пройти основным путем, например, их там поджидали враги, или те, кто с них хотели долг взыскать, то они могли обходить по Луге - к северу как раз Луга протекает. Они могли идти по этой воде и потом волоком дотащить до Новгородской волости. И так свои денежки сохранить и жизни, возможно.
Совсем недалеко, в верховьях Луги уже в Новгородской области есть огромный курган или сопка, который называют «могилой Рюрика». Будто бы сам князь Рюрик за эти земли воевал и здесь погиб - есть такая народная версия, не летописная. В те Рюриковские времена или около того и появилось здесь поселение: здесь высокий берег, вода, есть защита на острове.
Конечно, древние славяне были людьми опытными, понимали, что есть много опасностей, поэтому появляются несколько укреплений. Вероятно, одним из таких было озеро Череменецкое. А другим - соседняя горка Городец, там тоже был монастырь, по дороге из Луги в Псков. Несколько веков было поселение, а потом возник монастырь.

Галина Паламарчук:
- Вот мы сейчас подходим к дубу, который даже старше монастыря - рассказывают, что ему 700 и более лет.

Михаил Уваров:
- Интересно, сам ли этот дуб вырос здесь или же его кто-то посадил? Если посадил, то это должны были быть какие-то купцы, может быть, заморские. Здесь рядом есть деревня, которая называется Госткино – от слова «гость», гости, часто это были богатые важные купцы, чтобы попасть в монастырь, должны были идти на лодке по здешнему озеру как раз из этой деревни, ибо воды когда-то было гораздо больше и это неудивительно. После Ледникового периода, который закончился где-то здесь 1000 лет назад, остатки ледника превратились в моря, северные озера. И, следовательно, воды было много. Потом она медленно стала уходить.

Галина Паламарчук:
- Рассказывают, что озеро - очень протяженное, довольно глубокое.

Михаил Уваров:
- С озером много непонятного. Глубокое - чуть ли не до 40 метров, официально 23 метра, но местные говорят, что и глубже есть котловины. Оно вытянутое, похоже на вулканическое, скальное озеро. Может быть, когда-то очень давно, еще до Ледникового периода, здесь действительно произошел какой-то разлом в коре, и образовалось озеро. Оно, действительно, отличается от всех остальных водоемов вокруг. Возможно, кстати, что эти истории про аномальные и паранормальные явления - свечения, шумы, ветер, который стихает мгновенно в нужное время и потом поднимается снова, маленькие загадочные смерчи - связаны с подобными разломами. Известно, что во многих культурах именно в таких местах разломов устраивались и храмы, как у древних греков в Пифии, и капища, святилища, и священные рощи, где поклонялись богам и приносились жертвы. Монастырь не просто так здесь возник.

Галина Паламарчук:
- Этому монастырю будет в этом году 545 лет.

Михаил Уваров:
- Получается, что это времена совсем допетербургские, задолго еще до основания Петербурга, при князе Иване III Московском был этот монастырь основан. Есть монастырское предание о явлении иконы Иоанна Богослова на этом самом холме. Одному из здешних крестьян…

Галина Паламарчук:
- …по имени Мокий, очень странное имя, то ли греческое, то ли непонятно…

Михаил Уваров:
- …то ли финно-угорское, какое-то загадочное. В любом случае, этот Мокий или люди, которые были с ним, раструбили об этом удивительном событии, и о нем узнал Иоанн Васильевич III, который в это время как раз воевал с новгородцами и присоединял эти земли. А это же были новгородские земли, и для князя это стало знаком, что ему удастся завладеть этими землями, ведь явилась икона его небесного покровителя. Иоанн Богослов - один из апостолов Христа, он же создатель Евангелия от Иоанна, а также такого очень пугающего произведения, как Апокалипсис, которым заканчивается Библия. В честь него и крещен был Иоанн III. И как раз после явления этой иконы ему удалось разбить новгородцев под Шелонью и присоединить Новгород к России. Великий князь не забыл об этом знаменательном событии, и вскоре здесь, на холме, по его указу начинает строиться монастырь. Возникает обитель, строится Иоанно-Богословский собор, где эта икона Иоанна и размещалась.
Есть версия, будто бы собор был построен зодчим Иоанна Васильевича Аристотелем Фиораванти, строителем Успенского собора в Кремле, московским кремлевским зодчим. Насколько это правда - нам это уже точно не сказать.
К сожалению, мы не можем точно понять этого по зданию, которое было разрушено уже в советское время. Тот собор, который сейчас стоит, восстановлен, и уже сложно найти там почерк старого зодчего.
Храм датируется 15-м, может быть, началом 16-го века - это бесспорно, судя по его облику. Конечно, это делает его одним из самых старых в Ленинградской области.
Вскоре эта территория становится пограничной: проходит несколько десятилетий, начинается Ливонская война. Уже внук Ивана Васильевича Иван Грозный ее ведет. Война не самая удачная, сюда начинают заходить и поляки, и литовцы, и шведы, причем с разных сторон. Монастыри, которые здесь возникали, могли нести оборонную функцию. Они недаром стояли на этих древних городищах, на возвышенности. Тем более, здесь был остров. Это сейчас территория Череменецкого монастыря соединяется с сушей по дамбе, которую проложили только в 20-м веке, в советские уже годы, когда здесь некоторое время был санаторий НКВД. А когда-то, это была островная территория, и взять ее было довольно сложно.
Тем не менее, в 1580 году сюда приходят банды литовцев, которые разграбливают обители. Известно, что они жестоко расправились с настоятелем соседнего Городецкого монастыря отцом Трифоном: его просто разрубили на части, потому что он отказался уходить во время службы, которую вел. Когда появились литовцы, он остался и молился дальше, потому что не мог прервать службу. Они проникли к нему и иссекли его саблями. Вероятно, что-то подобное происходило и здесь.
Удивительно, что икона Иоанна Богослова уцелела. Возможно, каким-то образом монахам удалось откупиться от тех литовцев, или же те не тронули святыню и, разграбив обитель, удалились.
А потом - Смутное время, и в начале 17-го века шведы отхватили землю к северу за озерами, за Лугой - Гатчина и земли будущего Петербурга оказались под шведской властью. А здесь был форпост России, это были северные пределы Новгородской русской земли, граница проходила у Мшинских болот, совсем рядом. Следовательно, монастыри опять несли свою оборонную функцию: здесь даже стрельцов держали специально как такие пограничные пункты.
Сами монастыри получают большое влияние, потому что они должны были обеспечивать этих стрельцов, и вся округа подчинялась им, и крестьяне, которые здесь проживали, были монастырские.
И так продолжалось в следующие века. В 18-м веке здесь была построена Преображенская церковь, это произошло при Петре I, а также реконструируется территория обители. Интересно, что корпуса - братский корпус, старая трапезная - выложены гранитом, бутом, ледниковым камнем, который когда-то ледник сюда притащил много лет назад. Он валяется у нас повсюду - по полям и под землей. Этот камень свозили, чтобы выкладывать здешние здания.
На территории монастыря был очень богатый комплекс. Здесь, судя по сохранившейся карте, было много зданий, целый городок.

Галина Паламарчук:
- Здесь же была пристань?

Михаил Уваров:
- Да, их было несколько, главная пристань была с южной стороны, в более глубоком месте, куда подплывали на лодках, но к концу 19-го века один из богатейших владельцев усадеб на озере, сенатор Александр Половцов завел здесь собственный колесный пароход. На нем он со своими гостями отправлялся в монастырь, поскольку здесь была похоронена его матушка.

Галина Паламарчук:
- Склеп сохранился?

Михаил Уваров:
- Да, он находится наверху.
В это время к монастырю приходят финансы не только от владений, но и от помещиков, потому что повсюду появляются усадьбы послепетровской эпохи. Здесь они приходят на службу, стоят службу, потом здесь их хоронят, они, естественно, отдают свои деньги на развитие обители.
Поэтому при монастыре появляется и несколько гостиниц, и школа для крестьянских детей, монахи их обучают. Было здесь свечное производство, пасека и даже аптека. Сами монахи занимались аптекарским делом, фактически был лазарет для всей округи. То есть в монастырь стекались люди, в том числе на лечение, а не только для молитвы.
Такой расцвет у обители был до революции, пока эта округа богатела и развивалась, и были у монастыря меценаты.
А потом наступила новая страница в истории России, и, как мы знаем, после революции монастырям было тяжело. Все монастыри не только подверглись разорению, но и были закрыты. Череменецкий монастырь довольно скоро превращается в санаторий. Он был приписан к санаториям НКВД, которые по всему озеру располагались в усадьбах.
Удивительно, что Иоанно-Богословский собор уцелел в войну, его использовали как хозяйственную постройку, а потом руководитель дома отдыха распорядился его взорвать – нужен был строительный материал для нужд соседнего колхоза «Скреблово». Где в большом количестве было взять стройматериалы после войны, когда поставок нормальных не было? В 46-м году взорвали со второй попытки собор и материалы вывезли.

Галина Паламарчук:
- Надгробные плиты сохранились?

Михаил Уваров:
- Надгробные плиты тоже как материал вывозились с территории кладбища, которое было за храмовым комплексом, на горе. Может быть, это делалось централизованно, может быть, кто-то просто забирал к себе на участки для строительства дома.
Как рассказали монахи, некоторые люди потом вернули их возрождающейся обители со своих участков, когда поняли, что у них от отцов и дедов осталось.
С начала до середины 90-х годов эта территория была передана окончательно монастырю. Вначале приводят в порядок Преображенскую церковь, а это зимняя церковь, петровских времен, еще 1707-года года.

Галина Паламарчук:
- И она сохранилась с тех времен?

Михаил Уваров:
- Утрачена колокольня, ее восстанавливали, а само здание уцелело. Даже фундамент мы можем видеть, в основном, из известняка. Начинается воссоздание и самого главного здания - собора Иоанна Богослова. Туда вносят икону, она долгое время в Петербурге находилась - её удалось вывезти из этой обители после ее разорения.
На Храмовой горе - склеп, который стоит на территории кладбища у церкви. Именно в этом склепе была похоронена мать Александра Александровича Половцова. Удивительно, но склеп, в общем, сохранил даже свою художественную часть, но, к сожалению, кто выполнил эти работы, мы не знаем. Поскольку Александр Половцов был куратором и меценатом Академии Штиглица, будучи женатым на дочке барона Штиглица, достоверно известно, что он привлекал преподавателей – художников, архитекторов - из этой академии для строительства своих усадеб, для обустройства своих парков. Скорее всего, кто-то из преподавателей, а может, даже академик выполнил склеп. Это однозначно художественное произведение декоративного искусства. У него когда-то еще был купол металлический, который, конечно, сняли.
Есть такая местная история, что будто бы все, кто покушался на этот склеп, в советское время либо умерли вскоре от инфаркта, либо потеряли руки и ноги.
Мать Половцова, кстати, была урожденная Татищева - тоже из древнего знаменитого рода.
Сейчас, конечно, уже время другое, идет восстановление, в монастыре есть несколько послушников. Монастырь достаточно уединенно существует, и не так часто здесь человека встретишь, прогуливаясь по территории.
Дай Бог, что обитель достигнет своего дореволюционного уровня и будет достойна славы Северного Патмоса.