По каналам в Шлиссельбурге

2 сентября Шлиссельбург отмечает 700-летие со дня своего основания. По этому поводу в городе будет большая праздничная программа. В рубрике «Новости пешком» - разговор о Шлиссельбурге.

Новости пешком
2 сентября 2023 12:00
1642

Галина Паламарчук:
- За мной – Нева. В истории Шлиссельбурга отдельная страница – это строительство двух каналов - Староладожского и Новоладожского. Все это нас отсылает сначала в эпоху Петра I и, конечно, в эпоху Екатерины II.
Юрий Валентинович, когда Вы изучали историю создания этих каналов, Вас не поражал замысел Петра Великого?

Юрий Овсянников, краевед:
- Безусловно, поражал. Грандиозное строение. Староладожский канал на тот момент был одним из крупнейших в Европе. Окончание строительства было в 1730 году: 11 сентября пустили воду на последнем участке канала. Как раз в дату освобождения крепости, бывшей крепости Орешек, которую шведы назвали Нотебург.

Галина Паламарчук:
- А задумывал канал Петр I в 1718 году?

Юрий Овсянников:
- Да. Строительство канала началось, по одним данным, 22 мая, по другим - 22 марта 1719 года. Петр I лично загрузил 3 тачки с землей и отвез на место будущего вала. Так в Новой Ладоге началось строительство этого гидротехнического сооружения, которое завершилось здесь, в Шлиссельбурге. Управлял строительством канала Григорий Скорняков-Писарев по им созданному проекту. Однако проект оказался далеко не точным, не был учтен перепад воды в Ладожском озере, который доходил до двух метров.

Галина Паламарчук:
- То есть, задумывали его самотечным, чтобы сделать в уровень Ладожского озера и чтобы больше уже не придумывать никаких гидротехнических сооружений?

Юрий Овсянников:
- Да, но была совершена ошибка, поэтому, как выяснилось потом, судоходство из-за этого в канале сильно страдало. В 1723 году Скорнякова-Писарева Петр убрал со строительства канала, так как он плохо справлялся со своими работами. На его место поставил немца Миниха. В 1724 году он стал генерал-директором Ладожского канала. Завершить строительство планировали через 2 года, но этому помешала смерть Петра, который скончался в 1725 году.
И как я уже вам говорил, канал закончили только 11 сентября 1730 года.

Галина Паламарчук:
- Но задумывали его, действительно, как самое большое гидросооружение 18-го века в Европе - больше 100 километров.

Юрий Овсянников:
- Да, 104 версты, 111 километров.

Галина Паламарчук:
- Ширина 20-25 метров?

Юрий Овсянников:
- Да, где-то так: доходит по верхней кромке. Канал как бы шел с укосом, по нижней части ширина была до 5 метров, по верхней – до 15 метров.

Галина Паламарчук:
- Задумывали его для того, чтобы избежать прохождение судов по суровой Ладоге, где каждое третье судно тонуло?

Юрий Овсянников:
- Тонуло огромное количество судов. А Петербургу нужны были строительные материалы: город строился. Нужны были продукты. И поэтому, чтобы обезопасить город, Петр принял решение соединить Волхов и Неву обходным каналом - Ладожским. Но, чтобы поддерживать нужный уровень воды, так как мы уже знаем, что уровень воды в Ладоге изменялся, в канале были построены вдоль Южного берега и вдоль Северного берега так называемые водоспуски. Роль южных водоспусков заключалась в том, чтобы подпитывать канал водой, которая собиралась вдоль Южного берега из ручьев, каналов, болот и других природных резервуаров. Эти водоспуски открывали и, если воды в канале было мало, соответственно, вода в канале поднималась. Если же в канале был слишком высокий уровень воды, открывали северный водоспуск и лишнюю воду сбрасывали в Ладогу.
Принцип работы канала в этом и заключался. В шлюзах выдерживали нужный уровень воды, который стоял в Ладоге и в Шлиссельбурге.

Галина Паламарчук:
- Когда не хватало денег на строительство, тогда даже был введен канальный налог, его платили и крестьяне, и купцы. Фактически это была народная стройка…

Юрий Овсянников:
- Да, народная стройка. В ней участвовало огромнейшее количество, десятки тысяч людей, даже шведские пленные солдаты. Было много военных, казаков и вольнонаемных людей. Канал построен на костях, потому что была огромнейшая смертность из-за болезней и непомерного труда. Очень много людей бежало с канала, но Миних сумел навести порядок. Строительство шло. Правда, оно иногда и останавливалось. После смерти Петра, например, когда были проблемы с деньгами.

Галина Паламарчук:
- Какие суда здесь ходили?

Юрий Овсянников:
- В 1731 уровень воды в канале был маленький, шлюзов еще не было, это стесняло судоходство. И пришли к выводу, что надо строить шлюзы. В 1732 году были построены трехкамерные шлюзы, и Анна Иоанновна прибыла со своей свитой на 24-х разукрашенных лодках посмотреть шлюзы и то, как проходили первые суда через них.
Потом Анна Иоанновна со своей же свитой пустилась в путешествие по каналу до Новой Ладоги и обратно, чем была очень довольна. Второй раз Анна Иоанновна проходила по каналу буквально месяца три спустя, в августе того же года она проходила по каналу из Новой Ладоги. В составе было 80 судов, она сама находилась на огромной яхте, как пишут современники. И Миних, чтобы эта огромная яхта, которая не была предназначена для плавания в столь узком русле, смогла пройти, дал приказ сбросить с южных спусков всю воду, чтобы поднять уровень воды в канале, что и было сделано. Так Миних успешно сдал экзамен на готовность своего великого детища.

Галина Паламарчук:
- Что из себя сейчас представляют эти гидротехнические сооружения? Учитывая, что потом появился Новоладожский канал, который до сих пор остается судоходным. А Староладожский?

Юрий Овсянников:
- Этот канал не судоходной. Канал начал постепенно разрушаться, мелеть. Гидротехнические сооружения тоже ветшали. Нужно было их реставрировать. И в 1820 году началась крупная реконструкция гидротехнических сооружений на Петровском канале. Управлял этими работами Петр Петрович Базен. С именем этого человека связаны многие мосты Санкт-Петербурга, Обводный канал. Им был создан проект защиты Петербурга от наводнений. Также Базен придумал землечерпальные машины для очистки русла Невы и Ладожских каналов. Человек умный, известный. За строительство этих шлюзов Базен был награжден орденом Белого Орла. Это довольно высокая награда. Также он принимал участие в строительстве Петровского моста, на тот момент мост имел два разводных пролета! Это во времена, так сказать, телеги и мотыги! А в наше время, когда его восстановили, сделали обычный пролет, не разводной, да и движение однополосное. Мост стоит на гранитных монолитных колоннах - это работа артели известнейшего на тот момент каменотеса Самсона Ксенофонтовича Суханова, вологодского мужика. Но фамилию этого человека знает весь мир. Его работа - это Александрийский столб в Санкт-Петербурге, гранитная набережная на Васильевском острове. Даже ходит легенда, что шары на набережной Васильевского острова были сделаны на глаз, без определенных инструментов! Прожил этот мастер до 40-х годов 19 века. Случилось так, что изготовленные им пьедесталы для памятников Кутузову и Барклая де Толли были погружены на баржу, которая шла по Ладоге и затонула, как и многие другие суда. Чтобы как-то компенсировать эти потери, ему пришлось продать все свое имущество и на оставшиеся копейки заново создать эти постаменты, которые сейчас уже и стоят, соответственно, у Казанского собора. Мастер умер в нищете.

Галина Паламарчук:
- Мы с вами сейчас находимся у старого устья канала. Пришлось сделать еще и новое?

Юрий Овсянников:
- Новое строительство началось в 1800 году. Канал еще до этого начал терять свои пропускные способности. Павел I, проходя по каналу в 1798 году, был недоволен огромным скоплением судов, которые не могли выйти в Неву из-за небольшой волны и низкой пропускной способностью. Он приказал построить новое русло в Шлиссельбурге, чтобы хоть как-то разгрузить канал. Но это тоже не помогло.

Галина Паламарчук:
- Новое русло называют Екатерининским.

Юрий Овсянников:
- Да, канал имени императрицы Екатерины II либо просто Екатерининский, а сейчас просто Малоневский канал.
Вот интересная штучка – швед-мотылек (маленький бронзовый арт-объект на мосту) - наша достопримечательность. В свое время в нашем городе летало огромное количество этих мотыльков. Деревья были не зеленые, а коричневые, и по дороге шли, как по сугробу - все было усыпано ими. Я не знаю, то ли экология изменилась, но буквально 10 лет назад их не стало.
В память о нашей достопримечательности такую штучку сделали.

Галина Паламарчук:
- Это какие-то особенные мотыльки?

Юрий Овсянников:
- Адам Олеарий, немецкий ученый, путешественник, математик, сюда приезжал в 17-м веке и потом писал, что местное население (а это были шведы) называют их русскими душами. Кто как называл их. Они летали, и было не видно ничего на уровне вытянутой ладони, не просто руки, а ладони. Так их было много. Они сами летели в костер, сгорали. Ученый Андреев, который занимался изучением Ладожского озера в 19-м м веке, пишет, что местное население называло их уже липушками. Получается, «швед» - это более позднее название. Почему назвали шведами? То ли потому, что форма их похожа на треуголку, то ли потому, что они такие же назойливые были, как шведы во время битвы. История об этом умалчивает.

Галина Паламарчук:
- А как здесь изменилась жизнь, когда появился и уже вошел в силу Староладожский канал?

Юрий Овсянников:
- Строительство домов велось с учетом гидротехнических сооружений. Нельзя было строить, допустим, самовольно каменные дома. Все постройки велись с учетом того, чтобы не нарушать архитектурную красоту.

Галина Паламарчук:
- После того, как не удалось углубить русло старого канала, появилась идея построить новый. И когда он уже был построен, кстати, гораздо быстрее, чем первый, эти места уже перестали так процветать, как раньше?

Юрий Овсянников:
- Да, когда появился новый канал, основная масса судов стала ходить по нему. По старому каналу пускали, в основном, плоты, которые уходили по Екатерининскому руслу потом, везли пеньку и сено. Это основной груз был. А все продукты, строительные материалы, камень, еще что-то, в основном, везли по Новоладожскому каналу - тогда он был назван в честь погибшего императора Александра II, который, кстати, был на открытии.

Галина Паламарчук:
- Если строительство Староладожского канала началось с Новой Ладоги, то Новоладожский начали из Шлиссельбурга?

Юрий Овсянников:
- Именно так. Ладожский канал начали строить в Шлиссельбурге весной 1861 года. Управлял строительными работами бывший крепостной мужик Григорий Васильевич Гладин. Это был добрейшей души человек, очень грамотный и умный. Будучи крепостным, он сумел заработать деньги и выкупить сначала вольную у помещика себе и своей семье, а уже позже всем крепостным крестьянам своей деревни в количестве 150 душ. Этот человек строил каналы Белозерский, Онежский, принимал участие в грандиозных стройках, на которых доходило количество строителей-рабочих до 30 тысяч человек. Сам Гладин всю жизнь был безграмотным и расписывался по памяти. Представляете, какой человек был! Рабочие его очень любили. Ни один человек не уходил от него обиженным. Он к каждому относился с душой, и поэтому его звали добрым дедушкой. Сам Гладин до окончания строительства канала не дожил. Он скончался в 1865 году, и только в 1866 году канал закончили уже его сыновья и приказчик Плевин.
На открытии канала, как я уже сказал, присутствовал император Александр II. Он прошел по готовому участку пути на своем катере с золотыми обвесами один километр. После чего Шлиссельбургское купечество обратилось к императору с просьбой оставить этот катер на память, что и было сделано. Спустя несколько лет в Шлиссельбурге появился павильон. Он был сделан по проекту Жибера. В этом павильоне хранился катер Александра II и ботик Петра I, на котором император прошел также по готовому участку пути, но старого канала от Новой Ладоги до деревни Дубна. После чего этот ботик хранился в деревне Дубна, но потом его перевезли в Шлиссельбург. В этом же павильоне хранились знамена Ладожского строительного батальона, а также лопатки, которыми августейшей особы открывали готовые участки пути.
Все это имущество хранилось в Шлиссельбурге до 30-х годов 20 века. Куда все потом подевалось – неизвестно. Известно только, что знамена Ладожского строительного батальона хранятся в Военно-морском музее.

Галина Паламарчук:
- Таким образом, Новоладожский канал был построен всего за 5 лет, он находится ближе к Ладожскому озеру, чем Староладожский, а его ошибки учли?

Юрий Овсянников:
- Да, учли все ошибки, и суда безо всяких задержек проходили. Не надо было останавливаться в Шлиссельбурге для шлюзования.

Галина Паламарчук:
- То есть, тут нет никаких гидротехнических сооружений?

Юрий Овсянников:
- Никаких.

Галина Паламарчук:
- Этот канал шире?

Юрий Овсянников:
- Шире, глубже. И поэтому до сих пор он в работе, по нему ходят небольшие теплоходы, яхты, те суда, у которых позволяет осадка.
Что интересно: из-за строительства каналов Шлиссельбург, который находится на воде, остался без воды. Когда строили Новоладожский канал, строители уверяли местных жителей, что вода в канале будет чистая, и ее можно будет употреблять в пищу. Но это оказалось не так. Огромное судоходство по каналу мутило воду. То же самое было со Староладожским каналом. В общем, люди, находясь у воды, не могли брать воду даже в Неве: грязная вода стекала в Неву, и вода в Неве тоже была мутная. На Ладожское озеро за водой было уже не выйти из-за Новоладожского канала.
Спустя годы был построен водопровод. Произошло это тоже интересно. Жители Шлиссельбурга помнили, как император посещал город, и решили собрать деньги и установить в городе часовню в память об убиенным царе. Деньги собрали и передали вышестоящему руководству со своей просьбой. Там наверху подумали: в принципе, в Шлиссельбурге часовен и церквей и так полно, а людям нужна вода. И построили на эти деньги водопровод. А чтобы уважить жителей Шлиссельбурга, назвали этот водопровод именем убиенного Александра II. В общем, убили сразу двух зайцев.

Галина Паламарчук:
- Что за уникальное сооружение, к которому мы подошли?

Юрий Овсянников:
- Это чугунный створный знак. В 1871 году впервые на Кошкинском фарватере, а это довольно сложный участок судоходства, по которому суда попадали из Ладожского озера в Неву и обратно, были установлены такие вот чугунные створы. Ночью эти створы освещались керосиново-каминными фонарями. Благодаря этому суда безаварийно могли проходить сложные участки пути.
Примерно в этот же период здесь проводили испытание товарного или цепного пароходства. Суть такого движения заключалась в следующем: по каналу протягивали цепь, заводили ее на барабан, который крепился на судне. Паровая машина приводила в движение этот барабан, он тянул цепи, и судно двигалось. Испытания прошли успешно, но, когда посчитали, во сколько обойдется эта цепь длиной 100 с лишним километров, пришли к выводу, что такое пароходство здесь не нужно.
Хотя на Шексне такие суда ходили. У нас же отказались.
Еще интересная вещь. В 1900 году инженер Караулов решил баржи таскать не благодаря бурлакам и конной тяге, а электрической тележкой, которая приводилась в движение, получая питание по натянутым проводам. В 1902 году такие испытания прошли в Санкт-Петербурге на одном из заводов. Испытания прошли успешно, но на этом дело остановилось. Спустя 30 лет именно используя эту разработку в СССР появился первый троллейбус.
В начале 20 века сильно упал уровень воды в Ладожском озере. Это сказалось даже на Новоладожском канале. Чтобы улучшить пропускную способность, примерно в этом месте были построены деревянные ворота. Они выполняли роль шлюза: когда ворота закрывали, вода в канале поднималась, ворота открывали, и суда с большой водой выходили в Неву.

Галина Паламарчук:
- Что Вы скажете про Шлиссельбург в XXI веке?

Юрий Овсянников:
- Город без истории. Все едут в крепость Орешек. А о городе можно рассказывать и рассказывать.