Остров милосердия

В силах ли одному человека создать целую маленькую страну для приюта страждущих? Пример священника Алексея Петровича Колоколова доказывает, что это возможно. В рубрике «Новости пешком» - рассказ об «Острове милосердия» в Волховском районе, который появился в конце 19-го века и процветал до революции.

Новости пешком
21 октября 2023 12:00
2490

Галина Паламарчук:
- Там, где река Прусыня впадает в Волхов, посреди воды стоит остров. И ничто не напоминает о его истории конца 19-го века. А на самом деле, это был целый город. Какие названия были у этого острова?

Егор Фальков, председатель Волховского отделения ВООПИик:
- Изначально он назывался Прусынский. Затем, когда построили церковь Успения, он стал называться Успенским. В народе было название Остров Милосердия. А уже в советское время он стал Островом Октября.

Галина Паламарчук:
- Но, наверное, вернее всего отражает суть того, что здесь происходило, название Остров Милосердия. А как Вы узнали историю этого острова? Вы же местный житель?

Егор Фальков:
- Да, я местный житель. Как-то мне сказали, что у нас есть такой уникальный остров. Я полез в Интернет и как раз наткнулся на название Остров Октября. И прочел его удивительную историю. На сохранившихся фотографиях видно, что это был настоящий город, в нем все было застроено учреждениям и ломами. Также на острове были две пристани. В то время сюда даже приезжал патриарх Тихон. Был большой, говорят, посеребренный колокол. Его хотели даже вывезти в советское время, но не получилось: он утонул. На куполах, по легенде, были хрустальные кресты. Великие князья часто приезжали и княгини. В попечительском совете состояли многие знатные петербуржцы. Поэтому остров так и разросся. Даже пожарная часть была.

Галина Паламарчук:
- А он ведь небольшой?

Егор Фальков:
- Совсем небольшой. Наверное, метров 700, даже километра нет.

Галина Паламарчук:
- Все это, собственно говоря, результаты трудов Алексея Петровича Колоколова, который таким образом реализовал свою мечту - создал приют для страждущих. Что Вас в его истории потрясло?

Егор Фальков:
- Наверное, то, что он отдал себя этому делу. Отдал все свои силы и устроил такое место, куда мог, как говорили, прийти любой страждущий и душой, и телом.

Галина Паламарчук:
- Алексей Колоколов мечтал найти такую территорию, где он мог бы построить такой город. И он реализовал мечту. А почему она зародилась в нем? Что это был за человек?

Ирина Пузанова, главный хранитель фондов музея истории города Волхова:
- Алексей Петрович родился в 1836 году в семье священника. Родился в Прусынской Горке Новоладожского уезда. Деревня находилась рядом с Прусынским островом. Алексей мальчиком плавал на этот остров, играл там с друзьями, рыбачил, мечтал сделать этот остров нужным и полезным людям. Но это была такая детская мечта. Потом он окончил Санкт-Петербургскую семинарию, вернулся в соседнее село Хотово, и люди его полюбили, ему поверили. Очень многим Алексей Петрович смог помочь и в строительстве новых изб, помогал другим селениям в возведении храмов - и деревянных, и каменных. Отслужил в Санкт-Петербурге в церкви Святого Георгия. И вот тогда, когда появились достаточно состоятельные прихожане, которые смогли поддержать идею Алексея Петровича, уже окончательно сложилось то, что заросший лесом остров Прусынский, который был необитаем, превратил в Остров Милосердия - остров добрых благородных дел.

Галина Паламарчук:
- И что в итоге на этом острове было построено?

Ирина Пузанова:
- Остров потом даже не вмещал все учреждения и заведения, которые там возводились. Но самое первое, что будет построено, - храм Успения Божьей Матери. И остров будет называться Успенским. Потом будет построен дом для духовенства, построена богадельня - то есть место, куда каждый страждущий, болеющий телом или душой, кому требовалась работа или просто милосердие, медицинская помощь, мог обратиться, ни копейки за это не платя. Строительство на острове государству тоже не стоило ни копейки – все было сделано на деньги попечителей, среди которых были очень богатые и знатные люди, и они поверили Алексею Петровичу.

Галина Паламарчук:
- Там же еще была больница, школа?

Ирина Пузанова:
- Больница, оснащенная по последнему слову техники. Были школа, детский приют, куда брали бесплатно сначала девочек, потом присоединились дети тех, кто работал или служил на этом острове, потом мальчишек тоже - всех кормили, поили, одевали, обували, давали образование, профессию. Самое главное - православное нравственное воспитание. Этому огромное значение уделялось на этом острове.
Была также водопроводная система, канализационная система. Были две пристани, укреплены берега, был куплен пароход «Дар» для того, чтобы на воскресные службы сюда привозить людей из окрестных деревень.

Галина Паламарчук:
- Даже телефон там был?

Ирина Пузанова:
- Телефонная станция на пять номеров. Все здесь это было, все строилось. И дома были красивые - двух-, трехэтажные, каменные, деревянные, разноцветные, они утопали в зелени. Очень жалко, что фотографии того времени были черно-белые, потому что по воспоминаниям журналистов, писателей, проходящих на теплоходах мимо острова, - это была просто сказочная детская игрушка. Этот остров был не только нужен, важен и полезен, но еще и очень красив.

Галина Паламарчук:
- Ведь это невероятных усилий стоило! Нужно же было доставить туда строительный материал!

Ирина Пузанова:
- Да, доставляли. И заводики по производству цемента, кирпича были на острове.

Галина Паламарчук:
- Алексей Петрович умер в 1902 году?

Ирина Пузанова:
- В 1902 году. Но дело Алексея Петровича было продолжено. Было создано благотворительное Алексеевское Общество милосердия на реке Волхов. Дамы и господа с состоянием, с титулами взяли на себя все функции по жизнеобеспечению учреждений на этом острове. Все развивалось до 1918 года.

Галина Паламарчук:
- Отца Алексея похоронили на острове Успения. Как же его перезахоронили на его родине, в Прусынской Горке?

Егор Фальков:
- Изначально он был похоронен на острове, в крипте под храмом. Было у него мраморное надгробие. В советское время (в 20-30-е годы) останки были вынуты и перезахоронены на кладбище Алексеевского общества. Там был скит, были постройки, была церковь Алексея, человека Божия, в подвале церкви и были захоронены останки. Затем церковь разрушилась, и люди потеряли место захоронения. И в 2000 годах исполнительный директор благотворительного фонда «Благовест» Николай Шверикас нашел эти останки, и их перенесли на родину отца Алексея.

Галина Паламарчук:
- А батюшка отца Алексея тоже был священником?

Егор Фальков:
- Да, здесь служил. На месте этой часовни когда-то располагалась церковь Рождества Иоанна Предтечи 17-го века. А чуть подальше, в 20 метрах, стоял Казанский каменный храм.

Галина Паламарчук:
- Как сложилась дальнейшая судьба острова?

Ирина Пузанова:
- В 1918 году остров переименовали в Остров Октября. Так он сейчас до сих пор и называется. К сожалению, богоугодные заведения были закрыты. Сначала на острове будет работать колония для несовершеннолетних преступников, потом в больнице поселится психоневрологический интернат. В 1954 году психоневрологический интернат откроют в городе Волхове и с острова уедет последний человек. К сожалению, то, что не разрушила война, разрушит время – сейчас на острове остались руины.
Война тоже разрушила очень много. Остров Октября был той частью Волховского района, которая будет в оккупации почти месяц. И все пациенты окажутся в руках у фашистов. Будут попытки их спасти. Туда пошлют баржи, но, к сожалению, людей спасти не удастся. А фашисты и инвалиды - понятия несовместимые. Страшнейшая трагедия.

Егор Фальков:
- 450 постояльцев Дома инвалидов было убито немцами, 25 из них были сожжены заживо, так как они были не ходячие.

Галина Паламарчук:
- Мемориал в Прусынской Горке был организован в нашем веке?

Егор Фальков:
- Да, в нашем веке. Посвящен он инвалидам, которые погибли на Острове Октября.

Галина Паламарчук:
- Одна из версий, что там, где создали мемориал, были захоронены останки?

Егор Фальков:
- Мы доподлинно не знаем, где вообще находятся останки этих постояльцев. По одной из версий, их привезли с острова зимой на санях и похоронили здесь. Но это из вырезки газеты, так что мы не можем стопроцентно этому верить. По другим версиям, часть инвалидов захоронена на самом острове. Доподлинно неизвестно. Нужно проводить раскопки, чтобы это определить.

Галина Паламарчук:
- Ухаживают за этим местом?

Егор Фальков:
- Да. Каждый год перед 9 Мая место всегда приводится в порядок. В наших планах, конечно, создать настоящий мемориал, пока это только мемориальное место, где стоит закладной камень будущего мемориала. А ведь это был настоящий геноцид, потому что у немцев была идеология расового превосходства и уничтожения инвалидов. Это были кровавые события.

Галина Паламарчук:
- Вы с соавтором написали статью на эту тему. Она была опубликована в Германии?

Егор Фальков:
- Да. Мы с Русланом Никовцом написали большую научную статью, которая вышла в сборнике «Помни о нас». Она вышла и в Германии, и в России.
.
Ирина Пузанова:
- Сейчас, к сожалению, остров снова необитаем. Сохранились стены домов красного кирпича. Это и дом духовенства, и храм, и богадельня. И сохранилась центральная аллея Успенского острова. В прошлом году комитет по культурному наследию правительства Ленинградской области признал Остров Октября памятником культурного наследия.

Галина Паламарчук:
- Нынешние жители деревень, которые расположены рядом, знают об этой истории?

Егор Фальков:
- Конечно, практически все знают про этот остров, и многие там часто бывают даже. Но так: посмотреть на руины, порыбачить с острова. Не более того. Потому что проблема туда добираться, хотя, казалось бы, он совсем рядом, но течение здесь очень большое.

Галина Паламарчук:
- Какая у Вас мечта, связанная с этим островом?

Егор Фальков:
- Первоначальный вариант, по нашей задумке, - сделать по контуру острова деревянный настил с мостиками, по которым можно было бы ходить и смотреть на оставшиеся руины. Там их еще достаточное количество. И стенды прозрачные про историю этого места.