Николай Рерих: «Культура есть сердце человека»

История этих мест восходит к 10-му веку, а история дворянской усадьбы, на территории которой мы находимся, к веку 18-му. Здесь провел свои детские и юношеские годы Николай Рерих – мыслитель, путешественник, художник, философ. Здесь он писал, здесь даже участвовал в археологических раскопках. Отсюда юношей уехал навсегда из России и всю жизнь вспоминал Извару. Что же такого поэтического в этих местах? Местах, где сформировалась личность человека, ставшего инициатором подписания Пакта о сохранении культурных ценностей мира.
В рубрике «Новости пешком» – разговор об Изваре Волосовского района и Николае Рерихе.

Новости пешком
6 октября 2023 10:35
2003

Галина Паламарчук:
- Валерий Анатольевич, все-таки в чем поэтичность этих мест? Почему они так повлияли на молодого Рериха? Что здесь так завораживает посетителей, и когда-то завораживало Рериха?

Валерий Смирнов, старший научный сотрудник музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре:
- Я думаю, что природа, в первую очередь. Даже если сравнить два музея: Рождествено и Извару, то, конечно, видно, как черта города накладывает свой отпечаток, уже какая-то суета, много народу. А здесь такой лесной уют, ощущается уединение. Здесь вокруг охота, клюква… И по сей день это, кстати, сохранилось. Вообще в Волосовском районе было до сорока усадеб. Гости нашего музея спрашивают: «Как Рерих выбрал имение?». Просто Петербург был столицей Российской империи, и раздавали земли, как сейчас: на Рублевском шоссе брось палку и попадешь в депутата, в генерала, в артиста какого-то, то же самое и здесь. Поэтому мы видим огромные храмы, это есть и в Волосовском районе, всё это люди, которые занимали посты, им раздавали земли, и они приводили в порядок эту территорию.

Галина Паламарчук:
- Батюшка Рериха купил этот дом готовым?

Валерий Смирнов:
- Да, в 1872 году, ещё за 2 года до рождения в будущем известного художника Николая Константиновича Рериха. То есть Рерихи владели этой усадьбой 28 лет.

Галина Паламарчук:
- Мне кажется, что очертания дома в чем-то совпадают с будущей судьбой жителя этой усадьбы Николая Рериха. Как так получилось?

Валерий Смирнов:
- Если мы будем смотреть на свою жизнь, на какие-то личные события, мы поймем, что случайности – это закономерности. Мы не прошли бы мимо конкретного человека, мы занимаемся тем, что мы любим. Вообще Рерих писал о том, что жизнь материальна, что, если мы о чем-то подумали, мысль начинает привлекать возможности для воплощения этого события. Поэтому он и рекомендует иметь чистые мысли, светлые образы, мечты, которые могут изменить к лучшему нашу жизнь. Ну, а в детстве, конечно, что с нами произошло, то и впоследствии развернулось, спроецировалось на взрослую жизнь.

Галина Паламарчук:
- А сам Рерих как относился к этим местам?

Валерий Смирнов:
- У него есть лист дневника, который называется «Самое первое», там он пишет: «Проезжаем деревни Заполье, Захонь, Извара, колёса ландо шуршат по гравию, за березами и жимолостью забелел дом, там радость, и сразу надо бежать. В прихожей пахло яблоками…». Дальше он пишет, что состояние радости его сопровождало, когда он пребывал в Изваре. Я думаю, что нормальные родители понимают, что только в природе можно воспитать полноценного человека. Часто говорят: почему Рерих так далеко выбрал имение? Здесь еще есть две деревни, и больше никаких населенных пунктов нет. В одной деревне даже электричество только недавно провели. Представляете, какое замечательное место?! Здесь, действительно, места дремучие. То есть к Рериху специально ехать надо. Мы не на трассе.

Галина Паламарчук:
- Откуда едут туристы?

Валерий Смирнов:
- В основном, из Петербурга. Конечно, хотелось бы, чтобы жители области больше ощущали свою связь с таким великим человеком, как Николай Рерих.

Галина Паламарчук:
Ехали ведь раньше еще из-за границы?

Валерий Смирнов:
- Очень много. Приезжала англичанка, я даже поменял свое представление об англичанах. Информация, которая нам подается, это зачастую политика. И вот приезжают три англичанки: бабушка, дочка и ее маленькая девочка. Они приехали в Россию, девочка хочет учиться в России. Рерихом интересуется ее мама. А бабушка родилась в Индии. Вообще этот район как-то связан с Индией. В Волосовском районе Римский-Корсаков написал «Садко», здесь съезды цыган происходили. Рерих и Индия, конечно, это неразрывно. Говорят, что русские себя очень хорошо чувствуют в Индии, а индусы в России. В русском языке много санскритских слов, это индоевропейская языковая ветвь. И Рерих это ощущал – через археологию, через язык, через культуру. Знаете, когда я в Индию приехал, то ощутил, что как будто я дома – очень странное чувство.
Здесь все-таки жизнь суровая, и даже какой-то отпечаток этого виден на лицах людей. Вообще пограничные территории рождают неуживчивый характер. Кольцо крепостей – Псков, Новгород – эти территории, в первую очередь, встречала врага … Поэтому и характер суровый и у петербуржцев, и у новгородцев, и у псковичей (даже стало нарицательным прозвище «скобарь» – такой неуживчивый характер). Постоянно как-то пытались переформатировать нас: то крестовые походы здесь шли, то еще что-то, история полна примерами, когда хотят изменить наше сознание.
А Рерих любил эту природу. Я думаю, что он правильно понял, что такое культура, именно глубоко погрузившись в природу. Человек без природы не может существовать. Вообще Музей-усадьба Николая Константиновича Рериха – это еще и памятник природы. В 2009 году мы сами зарегистрировались, стали особо охраняемой природной территорией. Были проведены исследования: по насекомым, бабочкам, по змеям (герпетолог приезжал), было сделано ботаническое описание (здесь был ботаник по фамилии Ганнибал, Борис Константинович, раньше он служил в штате нашего музея).
Экологи говорят, чем выше коэффициент биоразнообразия, тем среда для проживания человека более благоприятна. В Изваре очень высокий коэффициент биоразнообразия – из 50 видов млекопитающих здесь найдено 26. И горностай, и американская норка, косули, белоспинные дятлы, которые занесены в Красную книгу.
Конечно, во времена Рериха природа была еще более девственная, это сейчас все распахали, леса спилили, стали применять химические удобрения, гербициды. Как-то раз к нам на экскурсию пришел глава СЭС, и я его спросил: «Почему так много птиц стало?». Он говорит: «Просто всего два вида гербицидов разрешили применять».
А теперь представьте, как было во времена Рериха?! Запрещено было даже разрушать птичьи гнезда. Рерих учился в гимназии Карла Ивановича Мая, там был музей, куда поступали летние находки учащихся. И он пишет в департамент, что ему с научными целями нужно собрать коллекцию птичьих яиц, ему дают разрешение, он собирает эту коллекцию, и коллекция поступает в музей. Потом при строительстве дороги он собирает коллекцию камней, собирает гербарии. В 10-летнем возрасте Рерих увлекается археологией. Он весь этот видимый физический мир через свое сознание пропустил.
Знаете, я все время думаю, почему Рерих так привлекает людей? Наверное, это идея единства, какой-то целостности, где Рерих все связал – от былинки-травинки до звезды. А мы стремительно теряем целостное восприятие мира.

Галина Паламарчук:
- С чего началась история этой усадьбы?

Валерий Смирнов:
- Вообще, усадьба возникла на месте древнего поселения. Например, на территории усадьбы мы нашли височное кольцо XII века. Люди заселяли эту территорию очень давно. Калитинский могильник, например, сохранился, там в свое время Рерих проводил раскопки.

Галина Паламарчук:
- Это тоже такое совпадение, которое и не совпадение вовсе? Человек интересуется археологией, и вот ему выпадает такое счастье поучаствовать в раскопках…

Валерий Смирнов:
- В Лондоне был митрополит Антоний Сурожский, который говорил, что человек до тех пор не верит в Бога, пока в глазах другого человека не увидит отблеск Христа.
Вот то же самое и мы, когда встречаем людей, почему увлекаемся чем-то? Потому что мы видим, что это реальность. Так же и Рерих подружился с Липовским. Так же в усадьбу заехал Лев Константинович Ивановский, который занимался археологией, проводил на этой территории раскопки. Мальчику было 9 лет, и он так увлёкся археологией, что впоследствии так себя и реализовал – художник, археолог. Рерих пишет: «Руки дрожат, глаза горят, сижу как Кощей Бессмертный, перебирая предметы археологической охоты». Вообще он не материалист, о себе говорил: «Я не копил сокровищ груду… я без них парю…».
И здесь пишет, занимается творчеством и рыбалкой. Он даже пишет статьи в охотничьи журналы. О чем пишет? Видите ли, он изобретает состав лака для покрытия приклада ружья, чтобы оно, пока висит на стенке зимой, не портилось.
За что бы он ни брался, конечно, доходил до профессионализма. Возьмем его рассказ про лучение рыбы ночью (внизу подписывают: «Не пытайтесь повторить», потому что такие методы рыбалки сейчас запрещены): Рерих пишет, как они ночью встают, идут к реке, садятся в лодку, на металлическом листе разжигают костер, рыба идет на свет, и они насаживают её на острогу. Это замечательно, поэтично!
Рерих переписывался с великим критиком Стасовым, и тот сразу понял, что в этого молодого человека можно вкладывать какие-то знания. На втором этаже дома есть фотография, где изображены Стасов с Рерихом. И Стасов начинает критиковать Рериха за увлечение охотой, поскольку Рерих просто уходил на несколько дней в лес летом и зимой, в сугробах. У него с детства были больные легкие, и врачи ему прописывали находиться на природе. И он пишет: «Ползучую пневмонию как рукой снимало». И Стасову отвечает: «Но зверовую охоту бросить я не могу. Уж больно она исторична». Какой охотник сейчас скажет, что для него охота – это познание истории? Конечно, мы не можем понять сейчас Некрасова или деда Мазая с зайцами, и зайцев-то уже столько нет. Что такое охота? Это познание живого вещества планеты, как пишет Вернадский. Мы – часть этого живого вещества, мы изучаем законы планеты, мы ничем не отличаемся от жуков, бабочек, птиц. Только мобильные телефоны имеем, какие-то гаджеты, при помощи которых можем обмануть человека или помочь ему, вот что нас отличает от других живых существ, а больше ничего. А нам кажется, что мы цари природы. Но царь – это тот, кто помогает своим подданным: дать образование, поддержать людей в старости, но не наоборот. Мы должны так себя вести по отношению к природе, к живому веществу планеты, тогда она откликнется, поймет.
Знаете, когда мы делали Извару памятником природы, то птицы как-то поняли, что мы их защищаем. Существует связь между мыслями человека и природными объектами. У меня знакомый один есть в соседней деревне, он говорит: «Как без ружья в лесу пойду, так звери попадаются под ноги, как с ружьем – так никого». Я говорю: «Наверное, какую-то агрессию, какой-то газ выделяешь, желание убить».
Поэтому у Рериха есть стихи, где он пишет: «Мальчишка жука умертвил, мальчишка птичку убил, узнать он хотел... мальчик зверя убил… Можно ли для добра, для знаний убить?». Такие вечные вопросы он ставит. Где грань нашего исследования? И все это он обдумывает здесь, в Изваре. И, несмотря на то, что папа - такой состоятельный человек и мог позволить себе купить такое имение, он не растет изнеженным сыном: он хорошо скакал верхом на коне, стрелял из ружья, и этот навык походной жизни ему впоследствии пригодился в Гималаях, в Индии, в Транс-Гималайской экспедиции (ему тогда было почти 50 лет, приходилось ночевать в горах при отрицательных температурах, это требует определенной подготовки). Уверен, без Извары не было бы и Рериха.

Галина Паламарчук:
- Усадьба сохранилась в том виде, в каком она была?

Валерий Смирнов:
- Усадьбы дворянские начинают возникать, когда дворяне освобождаются от воинской повинности. И они, начитавшись английской и французской философии, начинают разбивать парки, закладывать какие-то идеи.
По-моему, Никита Михалков говорил, что во время революции силами хаоса (я не буду какую-то политическую окраску давать) уничтожались, в первую очередь, русские монастыри и русские усадьбы. Почему? Потому что в усадьбах шла смычка образованных людей и простых. Надо сказать, что редко встретишь какого-то жестокого помещика (были, конечно, патологические личности, жестокие люди, но, в основном, люди пытались помочь местным жителям). Например, папа Рериха считал, что крестьяне должны сокращать физический труд, и, поскольку он был состоятельный человек, в Англии купил дорогие паровые машины: здесь у нас исток реки Изварки, была дамба, опускались затворы, наполнялась вода, образовывались заливные луга. Коровы кушали эту траву, жирность молока увеличивалась. А он привез, установил эти паровые машины, чтобы поднимать тяжелые металлические затворы.
Но крестьяне не поняли отца Рериха, растащили детали машин. Деньги были выброшены на ветер. Потом он решил: раз не понимают, значит, надо дать им образование, людям надо помочь. И он купил дорогую библиотеку. Кстати, книжки из этой библиотеки читал Рерих, и в Индии он вспоминает их: это и «Айвенго», и древнерусские былины, и «Минин и Пожарский» – у Рериха вообще было очень сильное чувство патриотизма. И вот отец купил дорогую библиотеку, построил здание, пригласил педагогов, процитирую Рериха: «Но не дал неизбежную взятку, и школу закрыли за левизну». Надо сказать, что папа был противник взяток, и Рерих впоследствии пишет: «Чувство собственного достоинства перешло к нам от скандинавов», и это тоже сформировало в правильном направении мировоззрение мальчика. Эта неподкупность, когда человек не зависит от результатов, - это очень важно. Контора папы Рериха процветала, несмотря на то, что он не брал взяток, мало того, клиентами являлись великие князья, тогдашние руководители нашего государства. Они знали: Константин Федорович неподкупен, не подведет, можно ему доверить деликатные вопросы и даже какие-то вопросы, связанные с наследством золотых приисков. Он, конечно, не Федорович, это на русский манер звучит, а был он Фридриховичем. Дедушка Фридрих дожил до 105 лет. Предки Рериха – выходцы из Лиепаи. «Рёрих» переводится как «богатый славой».

Галина Паламарчук:
- Веранда, на которую мы поднимаемся, это обязательное условие усадебных домов?

Валерий Смирнов:
- Я думаю, каждый на свой вкус создавал, как хотел. Центральная часть каменная, более старая, Рерих пишет: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит». Обратите внимание на толщину стен: действительно, толстые кирпичные стены, больше метра. По бокам деревянные постройки, в том числе и веранда. Есть фотография, на которой Рерих сидит на этой веранде, верхом на перилах, как будто бы скачет верхом на лошади. Он позирует себе для картины «Иван Царевич наезжает на убогую избушку», к сожалению, она не сохранилась. Рерих пишет: «…эпическая поэзия. Совсем она меня в полон забрала». Вот мы своего эпоса, конечно, не знаем, кроме «Трех богатырей» ничего не можем назвать. Для справки: в специализированных филологических ВУЗах 2 часа выделено на эпическую поэзию. Про другие ВУЗы и говорить нечего. Мы оторвались от своей культуры, к сожалению. И Рерих нас отправляет к корням. Он в нашем эпосе находит отголоски индийского. «Извара» на санскрите и переводится как «милость богов». Санскрит входит в основу всех языков индоевропейской языковой ветви. Рерих пишет: «Вёрст 40 отсюда, соседнее имение, жил индусский раджа загадочный». Рерих так и не знал, кто этот загадочный индусский раджа, который дал название имению Извара. Но один востоковед написал о том, что во времена Екатерины II индийского мальчика императрица привечала (как арапа Петра Великого), такой принц жил в этом имении (сейчас это место называется Шадырицы), он получил хорошее образование, закончил Пажеский корпус, служил в армии, писал стихи по-французски (они сохранились). Считается, что он был разведчиком у Наполеона. И вот этот вот индусский раджа дал название имению Извара. Действительно, здесь сама земля дышит связями с Индией.

Галина Паламарчук:
- Пройдя через прихожую, где «пахло яблоками», мы попадаем в гостиную.

Валерий Смирнов:
- «В гостиной, – как писал Рерих, – висели копии старых голландских мастеров в николаевских рамах, стояли угольные диваны красного бархата». Редко встречающийся тип мебели, как говорят специалисты из Эрмитажа и из Русского музея, угольный диван у нас есть (раньше их было как минимум два).
Дело в том, что в 1947 году в усадьбе располагались другие организации, и следующий владелец, немецкий барон Верландер, настроил деревянную башню в три этажа в центре дома, в ней произошел пожар, и дом какое-то время стоял открытым, мебель растащили, а этот диван оказался в соседней деревне у тракториста. Новый хозяин приделал к нему от трактора отрезанное мягкое кресло, не хотел расставаться с такой ценностью, но гражданский подвиг совершил - отдал. Мы вложились в реставрацию, был применен натуральный немецкий бархат. Вот такая мебель была в усадьбе.
Кстати, пожар был чуть ли не день в день – Рериха сжигают в Индии (по индийской традиции), в Гималаях, 15 декабря 1947 года, а в России в декабре сгорает его дом. Видимо, какая-то связь между его домом и его жизнью осуществлялась. После пожара были найдены часы, зеркало, инкрустированный слоновой костью столик (к сожалению, использовался одной бабушкой как кухонный стол в деревне, верхняя крышка вся была уничтожена, поэтому верх сознательно закрыли фотографиями, на сохранившейся части видны античные сюжеты, единороги). Такая мебель была в усадьбе. По воспоминаниям Рериха, от прежних владельцев осталась репродукция «Гора на закате Канченджанга» (высочайшая вершина мира), когда Рерих оказался в Индии, то вспомнил, что в детстве уже видел эту работу. Так что Индия буквально Рериха сопровождала с детских лет.
Также в нашем музее есть диван, принадлежавший Рериху, из его петербургской квартиры с улицы Большой Морской, откуда он уехал за границу на рубеже 1917 года. Тогда он отдал мебель своим родственникам.
Наш музей открылся в 1984 году, кстати, это старейший музей Рериха в России, единственный, который находится в доме, в котором он жил. В Петербурге тоже много адресов, где жил Рерих, есть мемориальные доски. В столовой, восстановленной по фотографии (правда, сделанной уже при следующем владельце, немецком бароне), также находятся предметы мебели, переданные потомками Рериха. Есть круглый стол (в блокаду родственники сожгли его середину), стеновые панели, потолки из ясеня, Рерих вспоминает большие буфеты. Кресло тоже найдено после пожара 1947 года. Рерих вспоминает: в Изваре всегда было многолюдно. Кто здесь мог бывать? Наверняка, известный скульптор Микешин, он и обратил внимание на увлечение мальчика рисованием, его можно считать первым учителем художника. Химик Менделеев, историк Костомаров, приезжали востоковеды, вели разговоры о путешествии на восток, в Индию.
Сейчас в Эрмитаже работает родственница Рериха, Мария Дмитриевна Кузнецова, онамного вещей подарила в наш музей и переписку Рериха о возвращении в Россию. Он вообще хотел вернуться в Россию, надеялся, что ему дадут визу, но, к сожалению, возвращения его при жизни не произошло.

Галина Паламарчук:
- Что можно увидеть на втором этаже дома?

Валерий Смирнов:
- Там располагались детские комнаты. Какая была планировка, неизвестно. Когда музей открывался, в двух комнатах второго этажа разместилась вся экспозиция, все остальное место занимал сельский совет, до 1991 года. Сейчас весь дом принадлежит музею, 60 гектаров, землеотвод, даже процедуру межевания мы прошли.
На фотографии запечатлены дети, помимо сестры Лидии братья Николай, Борис и Владимир. Все мальчики закончили одну гимназию, жили на Васильевском острове, самое лучшее образование в университете получили. Можно сравнить две фотографии – когда Рерих в Петербурге и когда в Изваре. Петербург – грустное лицо, какая-то маска, то есть городская культура, вообще город накладывает свой отпечаток на людей, на отношения. Конечно, есть какая-то гармония в городских пейзажах, но она другая. «Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования; и тело наше и то ополчилось и толкает к природе, нас, измочалившихся суетою и изверившихся», - в 1901 году писал Рерих.
Мария Дмитриевна Кузнецова подарила нам этюд, который Рерих подписал брату Борису. 22 марта 1904 года, улица, снег на крышах лежит, какие-то шпили, печные трубы. Вот такая замечательная работа. Ну а вторая подлинная работа (у нас всего три подлинника) – «Папоротник», этюд, написанный маслом на доске. Он любил еловые, папоротниковые темные леса. Конечно, природа Ижорской возвышенности необычна, она завораживала мальчика. Такие леса еще сохранились в окрестностях.
«Вечер богатырства киевского» – называется работа Рериха, о которой хочется сказать особо.
В Хельсинки есть исторический музей, Аксели Галлен-Каллела, финский неоромантик, художник, расписал своды этого здания по мотивам финского эпоса «Калевала». Он оказал на Рериха большое влияние, но, к сожалению, проект Рериха не был воплощен, как у финского художника: своды остались только на холсте. Вот такой эскиз фрески. Многие художники стремились к монументальному, к большим площадям. В 1896 году написана эта работа, по былине. Древнерусские киевские богатыри всех победили, сражаться стало не с кем, они стали вызывать на бой небесные силы и, обращаясь к небу, говорили так: подавай нам, братцы, силу хоть небесную, мы и с этой силой, братцы, справимся. Небесные воины выставляют двух воинов, обладающих чудесной способностью: начинается сражение, разрубили небесного на две половинки, а они оживают и в двух воинов превращаются. Количество небесных воинов растет. Как богатыри, что же с ними? Затупились их мечи булатные, намахались их плечи молодецкие, они повернулись спиной к врагу, бегут и в этот момент превращаются в камень. Вот один уже превратился в камень: ручки сложены, голова, меч воткнут; центральная фигура всадника, ноги каменные, верх еще живой, он пытается сдвинуться с места, но тщетно, и ворон на шлем сел (вообще в былинах в чью сторону вороны летят, того приходит смертный час). Тревожат душу пожарные краски. Заканчивая описание картины, Рерих пишет: «Возгордились богатыри и окаменели».
У нас на первом этаже есть скульптура Махатмы Ганди, вот он пишет: «До тех пор, пока вы считаете себя выше хотя бы одного человека на планете, вам закрыт путь к духовному совершенствованию». Можно самому себе поставить диагноз – насколько мы близки к духовному совершенствованию, и не питать иллюзии, что мы выше кого-то, это самое большое заблуждение в жизни. Особенно если человек получает большую власть.

Галина Паламарчук:
- Мировоззрение Рериха, даже судя по этой картине, к этому периоду уже сформировалось?

Валерий Смирнов:
- Часто спрашивают: в чем философия Рериха? Знаете, философия Рериха – это его биография. Разве существует наша философия отдельно от нашей жизни? Философия нашей жизни – это поступки, дела. Чем занимается Рерих? Что он пишет? Вот это и есть философия каждого человека. Ничего другого не существует.

Галина Паламарчук:
- Его понимание мира к 20 годам, мне кажется, уже сложилось.

Валерий Смирнов:
- Конечно. Посмотрите, какой у него серьезный вид на фотографии.
Вообще Рерих – человек колоссально работоспособный. Когда он в гимназию пришел поступать, директор посмотрел на этого собранного, сосредоточенного мальчика в очках и сказал – наверное, это будущий профессор. Действительно, Рерих не тратил время попусту, он очень много работал. Посмотрите на его жизнь – 6000 картин, разделите на количество прожитых дней, плюс юридическая деятельность, Пакт в защиту культурных ценностей, путешествия, археология, научная, общественная деятельность.
Рерих очень много успел в этой жизни. И мысленно всегда обращался в Извару. Когда от фашистских захватчиков освобождали эти земли, Рерих следил за сводками. В письмах и дневниках он пишет: «Освободили Гатчину», «освободили Волосово». Вместе со страной переживает. Тема патриотизма.
Но он глубже идет, Рерих пишет: оборона культуры есть оборона Родины. Важно понять, как Рерих понимал слово «культура». Он считал, что «культура» переводится как «почитание света»: «культ» «ур» – то, что нас делает светлее, чище, добрее, возвышеннее. Поэтому он предлагал разделить понятие культуры и цивилизации. Он уже понял, куда идет цивилизация на планете, и пишет в 30-е годы в Америке: «Может быть цивилизованный дикарь, ездить в дорогом лимузине, быть в лакированных штиблетах, есть вилкой, держа ее левой рукой, быть в смокинге, но быть абсолютным дикарем». Он разразился целой статьей по поводу того, как ему автомат по-английски в 30-е годы в Америке сказал: «Спасибо». Рерих сказал что-то по поводу того, что он с железкой разговаривает… Что бы он сейчас сказал…
Понимаете, Рерих опередил свое время, и он однозначно провел эту линию, он пишет: «Все нашли, а человека потеряли». Главное – в этом во всем не потерять человека. Можно все создать, настроить, но, если мы не будем заниматься формированием человека, его культурой, его сердцем… Рерих так и пишет: «Культура есть сердце человека».