На родине Андрея Штакеншнейдера

В рубрике «Новости пешком» - рассказ о попытке возрождения места, где когда-то родился знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, построивший в Санкт-Петербурге дворцы - Мариинский, Белосельских-Белозерских и другие. А родился он в Мызе-Ивановке под Пудостью.

Новости пешком
1 октября 2023 12:00
2529

Галина Паламарчук:
- Владимир Валерьевич, вот мы стоим в руинах, практически, мельницы, рядом – остатки фундамента «Розовой дачи». Для Вас очарование этого места в чем?

Владимир Епешин, руководитель АНО «Гатчинская мельница»:
- Для меня это, прежде всего, история, которая здесь чувствуется повсюду, просто сквозит в каждом кусочке земли. Какие люди посещали это место! Императоры Павел I, Александр II. Когда была «Розовая дача», сюда приезжали самые известные литераторы России к дочери Андрея Ивановича Елене Штакеншнейдер. Она перевезла свой литературный салон из Санкт-Петербурга, с Миллионной, 10, в «Розовую дачу». Сюда приезжали Майков, Достоевский, Гончаров, Полонский, Лавров, который здесь хранил свои архивы, когда его арестовали. После революции здесь жил, снимал какой-то домик Игорь Северянин, который написал стихи о мельнице, о речке Ижоре, которая здесь течет и переливается. Я просто хожу и каждый раз воодушевляюсь тем, что я здесь живу.

Галина Паламарчук:
- Дед Андрея Ивановича Штакеншнейдера был кожевником, батюшка держал эту мельницу, а он сам стал известным архитектором. Это же тоже судьба удивительная, да?

Владимир Епешин:
- Да-да. Все-таки мельники были небогатые люди, хотя в какой-то момент его отец получил в безвозмездное пользование эту мельницу. Андрей Иванович уехал в 13 лет учиться в Академию художеств. Так сложилась его судьба, что он стал великим архитектором, архитектором Императорского двора. Можно долго рассказывать его биографию. Эти места, где он родился, дали ему много сил, помогли расцвести таланту. Уникально то, что он создал, и не только в Санкт-Петербурге, практически весь Петергоф он построил, в Тамбове есть здания - у нас в архивах значатся порядка 100 объектов, которые он сделал.

Галина Паламарчук:
- Вот мы сейчас проходим остатки фундамента той самой «Розовой дачи», усадебного дома, который построил Андрей Иванович и куда переехал на старости лет. История этого дома заканчивается уже практически в нашем веке?

Владимир Епешин:
- На самом деле мельница еще 50 лет молола хлеб. Местные жители рассказывали, как они на этой мельнице залезали к этим устройствам и боялись, как бы не попали туда какие-то части тела, в эти жернова.

Галина Паламарчук:
- Коммунальные квартиры в этом доме были. Люди жили и, наверное, даже не знали истории этого строения.

Владимир Епешин:
- Ко мне сейчас приходят местные жители, которые здесь жили, и все, конечно, благодарны за то, что мы пытаемся эту историю как-то сохранить. Приносят архивы, и я их просто уговариваю: неужели ваши дети не хотят себе оставить память о вас? Говорю: давайте мы это вместе сделаем. Я не прошу ничего, говорю, просто мы отдельно сделаем какой-то альманах, например, или передачу какую-то. Это же интересно.

Галина Паламарчук:
- Мы с вами стоим около небольшого рва, это фактически та черта, за которой начинается территория, которую Вы уже начали развивать, влюбившись в это место.

Владимир Епешин:
- Да, я, можно сказать, 14 лет пытаюсь бороться за эти объекты. Долгое время мы выясняли, кто их собственник, но все отказывались. Поэтому я решил создать свой собственный объект на своем участке земли, где попытался разместить все, что у нас накопилось, всю информацию, которую нам рассказывают, все артефакты.
Когда стали этим заниматься, оказалось, что стольким людям в Петербурге это интересно! И в Царскосельском лицее, и в Мариинском дворце. Все с таким воодушевлением меня стали поддерживать!

Галина Паламарчук:
- За нами мельница, Ижора, мост. Перед нами – сооружение, которое возвели вы. Расскажите, что это такое и как вы выбирали для этого проект? Почему это должно выглядеть так, а не иначе?

Владимир Епешин:
- Здесь на своем участке я решил построить музейно-выставочный павильон. Сложно назвать его, наверно, музеем, потому что у нас не так много экспозиций. Но мы решили это назвать выставочным пространством, в котором мы бы хотели все рассказать об Андрее Штакеншнейдере. Очень долго думали. Здесь образовалось место по соседству с мельницей. Мне хотелось сделать террасу, чтобы люди могли на нее выйти и посмотреть на саму мельницу. Чтобы между новым сооружением и мельницей была какая-то духовная, визуальная связь. Долго думали, в каком же стиле сделать этот павильон? В итоге, все-таки решили, что должно быть подсобное помещение, а доминантой останется мельница.
Поэтому, используя все пропорции, которые есть в мельнице, мы сделали как бы амбар в достаточно современном стиле барн-хаус - подсобное помещение у мельницы. Как будет дальше развиваться события с этим проектом, не знаю. Но в любом случае, я думаю, мы всегда найдем ему применение. Это может быть выставочный зал для финно-угорских, например, народов. Это может быть зал по творениям Штакеншнейдера. Про мельницу можно в другом месте рассказать, где воды, скажем, побольше. Все это построили за полгода. Сделали входную зону с приятным глазу природным ландшафтом.

Галина Паламарчук:
- Да, и вот эти перепады высот очень замечательно играют, и сохранившиеся яблони.

Владимир Епешин:
- Оставив старую зону, как зону старого сада, здесь, перед входом в амбар, создали современное пространство: посадили газон, сделали возвышение, пока пустое. Как всегда, у нас в Петербурге все строилось так, что в конце, там, где все сходится, должен быть какой-то монумент. Может быть, когда-то здесь мы поставим вазу, или, например, бюст Андрея Ивановича.

Галина Паламарчук:
- Будут приходить посетители, вы можете с ними обсудить, что лучше поставить. Будут рождаться какие-то новые идеи.

Владимир Епешин:
- Да. Дверь входная тоже была сделана по заказу с расстекловкой по эскизам Штакеншнейдера: он строил не только великие дворцы, у него было много вспомогательных построек, например, мельницу в Петергофе он построил, дома фермеров.

Галина Паламарчук:
- И он прорабатывал все детали для этих зданий - и экстерьер, и интерьер.

Владимир Епешин:
- Он был удивительным архитектором. Раньше архитекторы были, так назовем, главными инженерами. Это сейчас у нас принято, что архитектор рисует фасад, и на этом все заканчивается. А тогда он должен был отследить все до конца, продумать все, начиная от всех инженерных систем, освещения, до интерьера, мебели, ландшафтного озеленения. Есть несколько парков, которые он создал при своих дворцах, церкви. То есть, это был мозг, который охватывал все, что можно. У нас, мне кажется, таких людей сейчас нет.

Галина Паламарчук:
- Наверное, он похвалил бы Вас за начинание.

Владимир Епешин:
- Я надеюсь.

Галина Паламарчук:
- Пойдемте посмотрим, что вам удалось уже сделать внутри. У вас уже есть посетители?

Владимир Епешпн:
- Уже был опыт трех-четырех экскурсий. И все, конечно, были в полном восторге, потому что они приходят и видят ту историю, которую они видели в Интернете. Наконец-то, она воплощена на стендах и в витринах. У нас большие планы по оборудованию павильона. Первая часть, где мы находимся, - это экспозиционный зал, где хотим представить, с одной стороны, творения Андрея Ивановича, сейчас мы готовим эту экспозицию, с другой стороны, - это история «Розовой дачи» и мельницы. Про Андрея Ивановича есть две написанные книги сотрудника Эрмитажа Петровой. К сожалению, ее уже нет на свете. Кто-то называет ее биографом Штакеншнейдера.

Галина Паламарчук:
- На обложке книги - Бельведер, а дальше - Мариинский дворец.

Владимир Епешин:
- За Мариинский дворец Штакеншнейдеру дали одно из самых высоких званий - действительного статского советника. Это чертежи всех объектов - труд, конечно, колоссальный. Поэтому мы сейчас на связи с Эрмитажем, пытаемся часть материалов получить.

Галина Паламарчук:
- И как они к вам относятся - как к равноправным партнерам?

Владимир Епешин:
- Пока сложно сказать, идет переписка. Как к равноправному партнеру к нам относится Мариинский дворец. Мы очень этому рады. Мы благодарны, что нас поддерживает хранитель Марина Вячеславовна Шапошникова. Они в нас, можно сказать, верят и сильно помогают.
Здесь у нас временная выставка, которая была организована в Музее города Гатчины. В 2014 году мы ее первый раз представили, где рассказали об истории усадьбы, представили фотографии – собрали полную хронологию по тем документам, которые удалось собрать.

Галина Паламарчук:
- А почему «Розовая дача» называлась?

Владимир Епешин:
- Он покрасил ее в розовый цвет, когда спроектировал. Вот так это название и перешло.

Галина Паламарчук:
- Он, видимо, любил розовый цвет, он у него часто присутствует в зданиях.

Владимир Епешин:
- Мы тоже использовали розовый в стиле наших фирменных цветов.
На этих стендах мы рассказываем об истории «Розовой дачи»: что, в каком году было. Штакеншнейдер родился в 1802 году, умер в 1865-м. Последние четыре года жил здесь, в «Розовой даче» - уехал из Петербурга, потому что жена и дочь вели активно светскую жизнь и его доходов не хватало, чтобы содержать дом в Петербурге.
В 1972 году была установлена мемориальная доска о том, что здесь родился и жил Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Галина Паламарчук:
- И это совхоз, по-моему, сделал на свои средства?

Владимир Епешин:
- Да, совхоз. В 1074 году усадьба получила статус объекта культурного наследия федерального значения.

Галина Паламарчук:
- Вы молодцы, что отразили даже Вассу Петровну Михайлову, про которую пресса много писала, она следила за этим зданием.

Владимир Епешин:
- Да, ее многие называли хранительницей «Розовой дачи». Вот эту ручку, которую нам вручил Андрей Бурлаков, я так понимаю, подарила ему как раз Васса Петровна.
Здесь у нас планируется стол для чаепития.

Галина Паламарчук:
- Здесь, у выхода на террасу, вы планируете создать рабочий уголок архитектора?

Владимир Епешин:
- Да, здесь у нас экспозиционная зона, зона-гостиная, которую мы хотим создать. Здесь будут экспозиции, связанные с историей большой семьи
Андрея Ивановича. В прошлом году мне удалось приобрести семейный архив Штакеншнейдеров. Это порядка 100 фотографий середины 19-го века - начала 20-го века. Это уникальные фотографии. Многие из них не были в научном обороте. Мы сейчас этот архив будем представлять небольшими порциями. Вот здесь, например, на фотографиях - Андрей Иванович, его 4 сына и 2 дочки. Третьей дочки Марии, к сожалению, нет. Здесь же мы хотим поставить в таком же старом стиле мебель 19-го века, сделать рабочее место архитектора. Считают, что он приезжал сюда, за город, и работал. Поэтому сейчас подбираем стол или секретер 19-го века, у нас уже куплена часть чертежных инструментов, часть письменных принадлежностей того времени. Мы попробуем это смоделировать. Мне кажется, это будет интересно.
А вот здесь у нас фотографии, которые больше относятся к семье Малиновских. Это тоже очень интересная семья. Два сына Штакеншнейдера Андриан и Владимир женились на двух дочерях Ивана Малиновского. Иван Малиновский - друг Пушкина, дед Ивана Малиновского был первым директором Царскосельского лицея. Вот так Штакеншнейдер нас связал с пушкинской темой. Мы сейчас думаем, как это дальше развивать. Может быть, Мыза-Ивановка станет еще одной точкой пушкинского маршрута в Гатчинском районе.

Галина Паламарчук:
- Мы выходим на террасу, с которой открывается замечательный вид на реку и на мельницу.

Владимир Епешин:
- Да, мы посчитали, что терраса здесь должна быть обязательно. Даже когда окна закрыты, все равно слышен шум реки, можно сидеть, медитировать, не открывая окон.

Галина Паламарчук:
- Вы же не местный житель?

Владимир Епешин:
- Нет, я не местный, но уже и местный. Я уже прикипел к этим местам и считаю их своим домом.

Галина Паламарчук:
- И что в этом доме должно быть: красота, чистота, уважение к предкам?

Владимир Епешин:
- Я считаю, что мы всегда должны думать об истории мест, где мы родились, где живем. Мы должны сохранить не только для себя, но и для своих детей, для будущих потомков эту память. Просто кто-то же должен подавать пример. Все должно быть комфортно, чтобы глаз радовался. Ну и, естественно, душа тоже. Чтобы могли сюда приезжать делегации, но могли бы приходить и местные жители. Мы сейчас думаем раз в месяц сделать штакеншнейдерские чтения, на которые можно было бы приглашать гатчинских краеведов и местных жителей.

Галина Паламарчук:
- А они интересуются?

Владимир Епешин:
- Интересуются. Когда они приходят к нам - просто бальзам на душу. Они восхищаются, говорят, что, наконец-то, произошел какой-то позитивный сдвиг. Меня это очень радует. У этого места сейчас началась новая жизнь. В прошлом году была создана некоммерческая организация «Гатчинская мельница», и в рамках ее деятельности мы сейчас проводим все эти мероприятия.