Легенды Копорской крепости

Копорская крепость начинает свою историю с XIII века. Много раз она переходила из рук в руки, пока, наконец-то, в XVIII веке навсегда не осталась за русскими. Нам эта крепость интересна многочисленными легендами, которыми она овеяна, именно об этом сегодня мы и поговорим в рубрике «Новости пешком».

Новости пешком
9 июля 2023 12:00
1891

Галина Паламарчук:
- Интересно, какие легенды хранит крепость?

Оксана Баландина, лектор-экскурсовод музея «Крепость Копорье»:
- Для начала мы пройдём под мостом и загадаем желание, которое обязательно исполнится. Легенда этого моста грустная, даже, можно сказать, печальная. Про Княгинюшку и Князя. Это было очень давно. Жил на этой земле Князь, звали его Везучий. Прозвали его так за то, что везло ему во всем. И женат он был на самой красивой девушке Копорья (в народе ее прозвали Княгинюшкой за ее доброту). Она всем бедным помогала, когда приходила Княгинюшка, переставал лить дождь, сами по себе распускались цветы. Еще отмечали – она была мудрой женщиной. Вот задумал Князь крепость здесь строить. Крепость он сразу построил, а мост никак не получался. Он и год строил, и два. То размоет дождем, то рухнет мост. Совсем отчаялся Князь. Что же делать? Обратился к мудрой жене. Она ему и говорит: «Ты иди в лес, к колдунам». Жили в ту пору неподалеку колдуны. Вот князь отправился к такому «доброму» колдуну. Тот открыл свою колдовскую книгу, покрутил, немного шептал и говорит Князю: «Тебе надо кого-то принести в жертву. Кто завтра первым, рано утром, на заре придет на строительство этого моста, либо прилетит, прибежит, это может быть птица, животное, все равно, ключевое – кто первый, тот и должен быть замурован в кладке основания моста». Князь совсем поник. Вернулся, рассказал все своим работникам, снова стали строить мост. Ничего не получается! Все рушится. А Княгинюшка так долго его ждала, соскучилась. Надела свое самое нарядное белое платье и побежала к своему Везучему. О боже! Она была этим утором первой, кто пришёл к мосту. Только ее увидел Князь, забыл, что у него мост не достроен, сделал шаг навстречу к любимой. И рухнул, разбился о камни. Не выдержало сердце Княгинюшки, разорвалось от горя. Хоронили их всем миром. Их тела положили в основании моста. И мост, как по волшебству, построили всего за один день.

Галина Паламарчук:
- Какое же желание можно загадать под этим мостом?

Оксана Баландина:
- Любое хорошее желание. Потому что Княгинюшка была добра ко всем. Там все от доброты. Любое ваше желание.
У нас еще и другие места есть для желаний. Надо просто постоять несколько секунд, задуматься и загадать. Галина, загадали?

Галина Паламарчук:
- Да, загадала. Через год приеду к вам и расскажу – исполнилось или нет.

Оксана Баландина:
- Приезжайте! Ну, а пока пойдёмте тогда в саму крепость, поговорим об истории.
Крепость, которую мы сейчас видим, была построена в конце XV – начале XVI веков. Но первые упоминания о Копорье ведут нас в далекий XIII век. Крепость защищала все подступы к Великому Новгороду. Нужно принять во внимание море. Финский залив от нас близко, в 12 километрах. Это сейчас. Но есть такое предположение, что в древности воды залива доходили до самих стен крепости. Враг в любое время мог сюда приплыть морем.
Крепость небольшая – 70 на 200 метров, у нее всего четыре башни. Она имеет форму неправильного треугольника.

Галина Паламарчук:
- Мне даже кажется, что она имеет форму лука.

Оксана Баландина:
- Да-да-да. Дети, которые сюда приезжают, еще говорят: банан, улыбка.

Галина Паламарчук:
- Сколько же раз ее забирали от нас, отдавали, снова забирали?

Оксана Баландина:
- Вначале ливонцы захватили её, вскоре уже шведы, несколько раз она переходила из рук в руки... История огромна.
Около ворот крепости находился подъемный мост, называли его «коромысло». Внешняя его часть либо на цепях, либо на канатах поднималась вверх, открывая во внутренней части ловушку, «волчью яму», на дне которой находились острые деревянные колья. Яма сохранилась, она 10 метров глубиной, но кольев уже нет, дерево сгнило. Защита от врагов на этом не заканчивалась. Железную зубцы наверху входной арки – это еще одно препятствие на пути врага – опускная решётка Герса. Она уникальна тем, что единственная в российских крепостях сохранилась во всю свою величину, за счет того, что в XIX веке была замурована в толщу стены. Работа решетки Герса была мгновенной – она скользила по пазам, под силой собственной тяжести падала, предотвращая путь врагу.
Коридор над «волчьей ямой» называется видноизмененный рукавчатый захаб. Кирпичная кладка появилась в XIX веке, изначально захаб был такой же каменный, как сама крепость. В 1896 году, когда делали кладку, решетку Герса замуровали в связи с аварийностью состояния.

Галина Паламарчук:
- Пройдя сквозь толщу стен и лет, куда мы выходим?

Оксана Баландина:
- Мы вышли в крепостной двор. Идем по ясеневой аллее. Ясени у нас с правой стороны, деревья древние, посажены аж в 1880 году. К ним можно прикоснуться и загадать любое желание. Левой ручкой, от сердца, надо прикоснуться к любому дереву, которое вам по душе, можно его обнять – и все у вас сбудется, иначе и быть не может.

Галина Паламарчук:
- В крепости ведутся раскопки?

Оксана Баландина:
- На территории крепости, например, в 2018 году проходили раскопки, работали археологи из Петербургского института исследования материальной культуры Российской Академии Наук. Открывали бывшую комендантскую канцелярию, которая была построена в петровские времена для Александра Меншикова.

Галина Паламарчук:
- Раскопки здесь часто проходят?

Оксана Баландина:
- До этого раскопки проводились в 70-е годы XX века. Но в этой части тогда исследования не проходили. Комендантская канцелярия была двухэтажным зданием. Вверху заседали чиновники, внизу были пыточные камеры, тюрьма, где пытали с пристрастием. В 1720 году 41 арестант Копорской тюрьмы был отправлен в Ораниенбаум на строительство Меншиковского дворца.

Галина Паламарчук:
- Мы продолжаем идти по ясеневой аллее. Что здесь ещё есть интересного?

Оксана Баландина:
- Мы подходим к дереву любви. Ясень-сердце - дерево, которое давно-давно согревает души молодым людям. К нам приезжают молодожёны, фотографируются на фоне этого Сердца, и у них крепкие семьи, много детишек рождается.

Галина Паламарчук:
- Только местные приезжают, или уже молва пошла дальше?

Оксана Баландина:
- Люди приезжают из разных городов. Левой ладошкой, от сердца, прикасаются к сердцу на стволе ясеня, загадывают любовные желания – и они, конечно, сбываются. Очень давно один молодой человек так объяснился своей любимой, сейчас они уже сыграли золотую свадьбу, у них внуки, правнуки, и они счастливы. И я вам желаю того же самого!

Галина Паламарчук:
- На территории крепости мы видим храм.

Оксана Баландина:
- Это Спасо-Преображенский собор. Собор строился вместе с крепостью, неоднократно перестраивал по разным проектам. Знаменит тем, что в нем крестили известного художника-портретиста Ореста Адамовича Кипренского. Это наш земляк, он родился недалеко, в деревне Нежново. Его знаменитый портрет Пушкина висит в Третьяковской галерее.

Галина Паламарчук:
- Чем ещё богато Копорье?

Оксана Баландина:
- Копорским чаем. Здесь его изготавливали. Каждая хозяйка умела делать этот чай, да и до сих пор делают. При Екатерине II чёрный чай возили из-за границы, и наш чай мешал тем, что от него в казну не поступали деньги. Вот Екатерина и запретила производство копорского чая. Но все равно люди делали, потому что он был вкусен, популярен и очень полезен для здоровья.

Галина Паламарчук:
- Сама иногда покупаю и пью. Я обратила внимание, что у вас тоже продается этот чай, то есть все-таки он производится до сих пор, несмотря на запрет Екатерины II?

Оксана Баландина:
- Да, его до сих пор производят и будут производить, потому что он полезный, это целый кладезь витаминов. И я его с удовольствием пью, это очень вкусно.

Галина Паламарчук:
- Я прикасаюсь к крепостной стене, самой старой части, чтобы почувствовать энергию веков. Что Вы расскажете про это место?

Оксана Баландина:
- Это юго-западная часть крепости, самое древнее место. Первое упоминание относится к XIII веку. Самая первая каменная крепость была заложена в 1297 году, строили её псковские и новгородские мастера. Та стена, к которой Вы прикоснулись, на самом деле XIII-го века, изначальная, а уже сверху XVI век. Старую стену как бы накрыли панцирем, известняковыми плитами. Часть крепостной стеры была разрушена в 1703 году. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев выбил ее со Стрельнинской горы, что была с противоположной стороны реки Копорки.

Галина Паламарчук:
- Тогда здесь были шведы? И он пытался занять эту крепость? Тогда это считалось совсем невозможным.

Оксана Баландина:
- Да, он не мог подойти к крепости и тогда выбрал себе такое место, гору, с которой выбил эту стену и выгнал отсюда шведов навсегда. Ура!

Галина Паламарчук:
- И история, в которой крепость постоянно меняла владельцев, на том закончилось.

Оксана Баландина:
- А рухлое место со временем стало привлекать к себе ученых и студентов. В 70-е годы XX века под руководством ученых Овсянникова и Кирпичникова здесь проходили археологические раскопки. Работало более 150-ти человек из Ленинграда, Ломоносова, даже школьники приезжали на раскопки. Археологи обнаружили стену XIII века, монету шведскую петровского времени, височные кольца, принадлежавшие финно-угорской женщине (такое бронзовое украшение, которое спускалось вдоль щеки). Эти земли в древности населяли финно-угорские племена водь.

Галина Паламарчук:
- С этим местом связана какая-то легенда?

Оксана Баландина:
- Существует легенда про Абрамов ключ. Очень давно жил на этой земле мужчина. Звали его Михайло, фамилия была Абрамов. Михаила Абрамов ничего не видел, он был слепым. И только он умылся водой из ключа с иконою, который находился за этими стенами, тут же прозрел: он увидел небо голубое. Какое-то чудо свершилось над ним. В революцию икону скинули в овраг, а ключ завалили камнями. Печально. А сколько бы ещё могла эта водица спасти людей?..

Галина Паламарчук:
- Чем сейчас, кроме раскопок, живет крепость?

Оксана Баландина:
- Крепость живет легендами, как мы с Вами уже говорили. Туристы к нам приезжают из разных городов, и мы их очень рады видеть.