Геннадий Панёв: «Можно «полетать» над Гатчиной и районом»

29 ноября в Петербурге прошел форум «Туризм и индустрия гостеприимства Ленинградской области». Участники познакомились с тенденциями, лучшими практиками в туристическом бизнесе, обменялись опытом, прошли дискуссии. Форум завершился награждением победителей: в номинации «Патриотический туризм» дипломом 1-й степени был награжден «Гатчинский музей истории военной авиации» и авиационно-выставочный центр «Гамаюн».
Генеральный директор гатчинского авиамузея Геннадий Панев и командир 67-го авиационного полка Владимир Андрианов, один из организаторов «Музея Сиверского аэродрома Ордынка», ответили на наши вопросы.

Гатчинские сезоны
16 декабря 2023 12:00
2126

Геннадий Панёв:
- Гатчинский авиамузей первый раз принимал участие в форуме. И сразу же победа! Мы еще молодые: официальное открытие музея состоялось в День авиации в августе 2022 года. До этого мы 2 года готовились к тому, чтобы принимать гостей, посетителей, туристов - тех, кто приезжает в Гатчину, и гатчинцев, конечно, тоже.

Елена Гордиенко:
- Для участия в форуме надо было какой-то проект написать? Сложно было принять участие?

Геннадий Панёв:
- К нам обратились из областного комитета по культуре и туризму, предложили заполнить соответствующие анкеты. Затем представители комитета побывали у нас в музее, лично приехали, посмотрели, соответствует ли действительность тому, что мы написали. Потом нас пригласили на форум. Конечно, хотелось какое-то место занять. И абсолютно для нас было неожиданным, что проект Гатчинского музея истории военной авиации занял 1-е место в номинации «Патриотический туризм». Гордость за тот коллектив, который реализует этот проект. Гордость за Гатчину, что в нашем городе есть такой замечательный музей.
Гатчина - это колыбель русской военной авиации. Мы очень аккуратно относимся к такому моменту: Гатчина - это не колыбель авиации России, авиация России начиналась в Санкт-Петербурге, но первый военный (!) аэродром, первая школа для военных (!) летчиков были именно в Гатчине.

Елена Гордиенко:
- Посетители, которые в музей приходят, кто это? Взрослые или дети?

Геннадий Панёв:
- Мы ведем статистику посещения, и там отражаются и возрастные характеристики наших гостей. Наверное, 65-70 % - это все-таки дети. Приходят целые группы из детских садов и школ, приходят семьями, бывает, что приходят папа с мамой, дедушка с бабушкой и с ними ребенок.
Был случай, что к нам приехал полный курс Нахимовского училища – 66 человек. С ними были сопровождающие - капитаны 3-го и 2-го рангов, 1-го ранга, остальные - курсанты. Когда все они в военно-морской форме стояли в очереди, чтобы сесть в вертолет или подняться на самолет, - это было круто.

Елена Гордиенко:
- Мы привыкли, что в музее экспонаты трогать руками нельзя. А в вашем музее истории военной авиации?

Геннадий Панёв:
- Прежде, чем заняться проектом этого музея, я посетил ряд музеев и в России, и в Европе - в Италии, в Австрии, в Германии, в Финляндии. Я посмотрел, как там организован процесс. Волею судьбы был дважды на космодроме мыса Канаверал в Соединенных Штатах Америки. Все время во всех этих музеях я набирался опыта. Когда я был на космодроме в США, то запомнилась девчушка лет пяти в красненьком комбинезоне, она залезла в спускаемый аппарат космического корабля, села в кресло астронавта, с таким восторгом посмотрела, сколько там приборчиков, сколько там переключателей и - тык-тык-тык - начала переключать. Я понял, что это очень важно для детишек. В центре зала стояло колесо от Шаттла (американского многоразового корабля), и все подходили - и взрослые, и дети - крутили это колесо. Я, естественно, к нему тоже подошел, покрутил, и самое главное, что запомнилось, - колесо скрипело, как немазанная телега.
Мы себе сразу сказали, что в нашем музее все можно потрогать, максимально должна быть свобода, чтобы можно было посидеть в вертолете, в самолете. У нас так же есть колесо и стойка шасси от Ил-18, уникального самолета летно-испытательной лаборатории НПО «Ленинец». Мы тоже планируем поставить его так, чтобы оно крутилось, но за смазкой будем следить.
Все можно трогать руками, кроме документов, которые носят личностный характер. Например, у нас есть документ, подтверждающий присвоение звания Героя Советского Союза Алексею Перегудову, и естественно, он лежит под стеклом. Есть у нас исторические документы о погибшем летчике-штурмовике Георгии Коваленко, единственном Герое Советского Союза, рожденном на Гатчинской земле, в Вырице. Погиб он под Севастополем, а передал их нам в музей его сын – эти документы тоже лежат под стеклом.
Книги с дарственными надписями - тоже под стеклом.
Рядом со мной сидит уникальный человек Владимир Николаевич Андрианов. Он был командиром полка в Сиверской, там же, в Сиверской, Герой России Сергей Богдан служил еще лейтенантом. На 50-летии Сиверского истребительного бомбардировочного полка, где я также был, Сергей Леонидович сделал надпись на буклете о нашем музее, и это стало первым нашим экспонатом.
На территории Гатчинского района есть два музея авиационной тематики - это наш музей, который находится в Гатчине, и музей полка в Сиверской, который создавался, в том числе и с помощью инициативы группы, куда входил Владимир Николаевич. Он сам об этом музее расскажет.

Владимир Андрианов:
- Раньше он назывался «Музей авиационного полка» и был расположен в штабе полка. Когда-то на аэродроме в Сиверском стоял 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. Но в 68-м году их срочно перебросили на Дальний Восток, в дальнейшем этот полк принимал активное участие в боевых действиях на острове Даманский. Чтобы заполнить образовавшуюся брешь, был сформирован 67-й полк на этом аэродроме. И нам остались экспонаты музея 26-го полка. Затем пришел к нам командиром полка Ким Петрович Рассалов, он сразу начал делать музей своего полка. Так начинали собирать материал.
Полк расформировали в 2009 году, и музей остался в заброшенном неотапливаемом доме. Когда был построен дом для расселения из аварийного жилья, Владимир Николаевич Кузьмин, он тогда был главой администрации Сиверского поселения, выделил 140 кв. м., и мы перевезли экспонаты из старого аварийного здания в новое помещение.
Музей работает по субботам, воскресеньям с 12.00 до 15.00. Приходите, у нас там два человека постоянно дежурят, они могут провести экскурсию. Мы всех ждем, можно все трогать, можно фотографироваться, можно в кресло садиться, которое было на космических кораблях, например, «Восток».
Я недавно брал экспонаты музея и ходил в детский сад. Детишки были от четырех до шести лет. Брал с собой защитный шлем – ЗШ-5, он защищает голову летчика: наушники плотно прилегают к ушам, чтобы хорошо было слышно, темный фильтр, потому что наверху солнце светит очень ярко. Высота 14000 метров - там небо темное, звезды яркие, солнце, как прожектор, светит, слепит глаза. Без защиты светофильтра невозможно летать. Детишки из детского сада мерили этот защитный шлем.
Школьники из сиверской школы тоже приходят к нам, даже студенты из Санкт-Петербурга приезжают. Мы всех с удовольствием принимаем. Все бесплатно.
Молодежи говорю: Родину нужно защищать. А авиацию надо осваивать с молодости, все приходит с опытом.
Наши летчики работают на специальной военной операции на Украине. Там под Попасной погиб генерал-майор Канамат Боташев, мы раньше служили вместе. Пенсионером он был уже, но выполнил свой долг.

Елена Гордиенко:
- Геннадий Анатольевич, не могу не спросить тоже про билеты: платно-бесплатно?

Геннадий Панёв:
-У нас платный вход. Приезжали к нам кадеты из авиационного класса. Мы считаем, что это наши коллеги. Для ребят из военных училищ бесплатно, потому что это входит в их образовательный процесс. Благодаря Александру Петровичу Худилайнену, который закончил Военмех, я познакомился с ректором этого учебного заведения, и он лично провел нам экскурсию по институту, а мы рассказали о музее. В планах есть создание учебной площадки для студентов Военмеха на территории нашего музея.
Поддерживаем мы деловые связи и с ГУАПом (бывший ЛИАП, который я окончил в 1978 году). Михаил Тихомиров, с кем мы вместе учились, уже на последних курсах института, еще студентом, читал курс по истории авиации для первокурсников. Он еще с тех времен погружен в историю авиации. Сейчас он доцент ГУАПа. Мы еженедельно печатаем в газете «Гатчина-Инфо» в рубрике «Авиационный хронограф» статьи по истории авиации.
Мы не конкуренты с сиверским музеем, мы только дополняем друг друга. Это партнерство.
Принимая во внимание то, что у нас будет 2 павильона по 1500 кв.м. и территория порядка 1.5 га, переданная нам администрацией города Гатчины для экспозиции, я думаю, что мы выполним ту миссию, о которой говорим: мы - музей истории военной авиации России.
Безусловно, там будут отдельные экспозиции, посвященные авиационной Гатчине и Гатчинскому району.
Владимир Николаевич, мы ожидаем от вас помощь, и я думаю, что здесь мы посотрудничаем.
Есть у нас зал с экспозицией по теме «Гатчина и космос», так как авиация и космос очень тесно связаны, а в Гатчинском районе живут люди, создававшие систему посадки «Бурана» и легендарный «Луноход».
Мы работаем каждый день, кроме понедельника. Но если есть заявки, и группы приезжают из СПб либо из районов Ленинградской области, то мы идем навстречу.

Елена Гордиенко:
- А что является вашей изюминкой?

Геннадий Панёв:
- Уже сейчас можно похвастаться: мы приобрели уникальный тренажер- симулятор, он стоит достаточно больших денег, но он пользуется популярностью. Это симулятор-тренажер с подвижным креслом, с хорошими компьютерными программами, с имитатором ручек управления для самолета и вертолета. И человек может «полетать», выбрав на этом тренажере тот тип самолета, который ему нравится.
Есть режим непилотируемого полета, когда ты сидишь вторым пилотом, а инструктор управляет этим самолетом. А дальше мы даем возможность самому пилотировать этот летательный аппарат - то ли самолет, то ли вертолет: можно потренироваться.
Можно «полетать» над Гатчиной и районом. При желании можно пролететь над своим домом и двором и даже «зависнуть» над ними на вертолете.
В следующем году мы думаем реализовать свою идею - поднять в воздух первый самолет - «Блерио-XI», это французский самолет. Мы его сделали полностью по французским чертежам. Это будет летный экземпляр этого самолета. Я попросил Сергея Богдана, Героя России, заслуженного военного летчик и шеф-пилота фирмы Сухого: «Поставьте на крыло, сделайте первый взлет этого самолета». Он ответил: «Не, я не фанат такой малой авиации. Но у меня есть знакомый летчик-испытатель, который любит малую авиацию». Буквально через 20 минут - звонок из Москвы: «Ребята, за две недели предупредите, я приеду и этот самолет подниму в воздух».
Это первый самолет, который пересек Ла-Манш и выиграл приз в 1909 году. Луи Блерио - конструктор и пилот. В 1910 году такой самолет летал над Гатчиной. Таких летающих самолетов в мире всего три. Четвертый будет в России, в Гатчине.
Кроме этого, у нас есть полномасштабные макеты самолетов «Фарман-IV», есть самолеты «Ньюпорт-17». «Фарман» на хранении на 218 АРЗ, пока мы не построили ангар для самолетов до 1917-го года.
Много экспонатов нам передали из Пушкина. Мы познакомились с неравнодушными к авиации и к истории авиации людьми, которые раньше работали в летно-испытательном отделе НПО «Ленинец», потом это предприятие стало называться «Мир». Эти экспонаты выставлены у нас на территории, а бомбовый прицел для тяжелых самолетов и вертолетов находится в экспозиции внутри здания.
Всего экспозиций у нас четыре. Отдельная экспозиция - авиация до 1917-го года, где есть уникальнейшие вещи, которые были подарены потомками семьи генерал-майора Александра Кованько, первого генерала воздухоплавания России.
Напомню, что вначале Гатчинский аэродром был филиалом офицерской воздухоплавательной школы, которая находилась в Санкт-Петербурге. Потом он стал самостоятельным военным аэродромом. Есть экспонаты из дома, где жили и Кованько, и Нестеров - например, книжный шкаф тех времен, но мы не знаем, из какой конкретно квартиры: то ли Александра Кованько, то ли Петра Нестерова. Недавно мы приобрели точную копию мундира генерал-майора Кованько. Мундир с копиями орденов тех времен, которые показывали, насколько достойный носитель этого мундира. Это все можно увидеть, подойти, потрогать, пощупать.
Есть зал с экспонатами, начиная от 1917-го года до наших дней.
У нас есть отдельная экспозиция, посвященная периоду Великой Отечественной войны. Об экспозиции «Гатчина и Космос» я уже говорил.
У нас есть богатейшая библиотека, и когда приезжал заведующий кафедрой Военной академии Можайского и увидел наше собрание документов и книг, он сказал: «Я сюда буду присылать курсантов и дипломников и тех, кто пишут диссертации». Эти книги, наверное, процентов 30 (это больше полтонны) я привез из Архангельска, из семьи Евгения Колтового, издания остались после его ухода из жизни. Его супруга Вера Федоровна попросила забрать в музей его архив, чтобы книги не потерялись во времени. Там много документов по космодромам «Байконур» и «Плесецк», переписка с конструкторами ракетно-космической техники, с космонавтами. Разбирая эту библиотеку, мы обнаружили книги с автографами мамы Ю.А.Гагарина, самого Гагарина и других первых космонавтов.

Елена Гордиенко:
- Напомните, за какой период такое богатейшее количество экспонатов собрано.

Геннадий Панёв:
- Реально у нас ушел примерно год, чтобы эта идея «откаталась» в голове, и пришло осознание, как ее реализовать. Затем примерно год мы делали подготовительные работы, шла регистрация предприятия, оформление земельных и прочих документов.
А собираем мы два - два с половиной года. Экспозиция постоянно пополняется, добавляются новые экспонаты.
На территории, которая нам отведена и сейчас передана в пользование на 49 лет, находится два не до конца разрушенных авиационных ангара 1926 года постройки. В одном ангаре будет выставочный павильон и выставочные экспозиции. Мы уже построили площадку, где будет отдельный ангар порядка 500 кв. м. для авиации образцов самолетов до 1917-го года: все они деревянно-полотняные, их нельзя на улице держать.
Дальше у нас будет площадка «Патриот» с реконструкцией части аэродрома периода Великой Отечественной войны. Там будут стоять 2-3 самолета периода Великой Отечественной войны, бомбы, вооружение, полуторка бензозаправщик, зенитки, прожектор. Мы установим выносной командный пункт - все, как мы видели в фильмах «В бой идут одни старики», «Истребители». И будут две землянки по 60 кв. м. - землянка личного состава, общая землянка, землянка штаба узла связи, будет маленькая кухня и пристройка.
Мы плотно сотрудничаем с гатчинским военным госпиталем, и у нас будет воссоздан полевой военный госпиталь.
Дальше, пройдя через землянку, мы выходим на площадку, где будут стоять самолеты уже послевоенной авиации. Кроме этого, там будет отдельная площадка, которая предусматривает подъем воздушного шара либо аэростата. Этот аэростат поднимается на 80-100 метров, и вся панорама Гатчины и Гатчинского парка будет перед глазами.
Понятно, что все это достаточно затратно. Когда я был в музее Вадима Задорожного, это знаменитый технический музей в Москве, мы с ним разговаривали, там удивительные ребята вкладывают огромные силы и средства в это дело, он говорил, что иногда доходы от кафе, а у них сделано кафе в виде пункта питания военного аэродрома, больше, чем от входных билетов.
На музее денег не сделаешь. Музей не тот бизнес, на котором можно заработать.
У нас в землянках тоже будет сделана площадка, где можно будет принять пищу - гречневая каша с тушенкой, чай и хлеб. Рядом будет стоять полевая кухня и оформлена как аэродромный пункт питания.
Во втором ангаре планируется все, что может помочь нашему бизнес-проекту – сувениры, кафе, там будут установлено большое количество тренажеров.
Есть в планах постройка аэродинамической трубы – это, наверное, лет через пять мы реализуем. Мы уже заключили договор с «Ленэнерго», они должны нам предоставить 450 киловатт электроэнергии, мощность увеличена для того, чтобы реализовать этот проект.
Экспонаты у нас постоянно пополняются. Например, совсем недавно нам бесплатно передали самолет Ан-2, и мы его уже перевезли в Гатчину. Но тема экспонатов -это тема для другой нашей встречи.

Елена Гордиенко:
- При всей вашей энергии, тем не менее, одному не справиться. Расскажите про команду, которая с вами работает.

Геннадий Панёв:
- Начать нужно с моего внука Антона, который, может быть, не совсем технический человек, но с каждым годом все больше и больше втягивается в эту работу. Он сейчас ведет все вопросы, связанные с электроникой, с оргтехникой, с компьютерной техникой. Он - водитель на автомашине с манипулятором, прошел курсы, летом получил права на экскаватор-погрузчик, сейчас уже широкого профиля специалист, учитывая, что у нас много строительных работ. Он учится на менеджера в Пушкинском университете. Надеюсь, что часть забот он на себя возьмет, а может быть, потом и дальше поведет тему авиамузея.
Буквально недавно включилась в эту работу моя жена Галина вместе со своей подругой Тамарой, с которой они работали в Институте ядерной физики. Они занимаются вопросами систематизации библиотечного фонда. У нас огромный библиотечный фонд, мы покупаем специальную библиотечную программу, чтобы было легче пользоваться поисковой системой.
Просто уникальные экскурсии с детьми на площадке проводит Николай Васильевич Калинин - заслуженный военный летчик России, полковник в отставке, бывший командир вертолетного полка, он был инспектором ВВС на Северном Кавказе. Сергей Анатольевич Лаврентьев - это инженер от Бога. Евгений Бейгул недавно был инженером вертолетного полка в Пушкине, сейчас ушел в отставку и работает тоже у нас. Екатерина Коржева - женщина просто уникальная, которая полностью погрузилась в работу музея и ей понравилось.
Большой гордостью для меня является Диана, которая отработала в школьные каникулы два месяца и сейчас поступила в колледж авиационного приборостроения. Она каждую субботу и воскресенье у нас в музее работает оператором тренажерного комплекса, помогает нам с оформлением экспозиции в музее, сейчас мы вместе делаем приборную панель «Блерио-XI».
Есть у нас Сергей Теплицкий, бывший мичман-подводник, редкостный трудяга.
Вот такой у нас коллектив. Кроме того, есть и волонтеры. Сейчас самая большая проблема у всех, и у нас в том числе, - это кадры. Поэтому я обращаюсь ко всем: приходите к нам, помогите нам, включайтесь, погружайтесь в тему истории военной авиации.
Мы приглашаем поучаствовать в этом на волонтерской и на постоянной профессиональной основе.

Елена Гордиенко:
- Кто может прийти?

Геннадий Панёв:
- Я готов взять на работу специалистов по обслуживанию и ремонту авиационной техники, потому что нам надо восстанавливать МИГ-15, МИГ-21, нам нужны клёпальщики, нужны специалисты по фюзеляжу, ремонту, электрике, приборам. Работа есть. Да, Рокфеллером с нами не будешь, это не тот вид деятельности, но совесть у меня есть, и, если я вижу, что люди вкладывают много сил и времени, естественно, это должно быть оплачено.
Я планирую обратиться в Дом молодежи. У нас летом работали трудовые бригады, у них были периоды, когда у них не было работы по муниципальным заказам, ребята приходили к нам, помогали нам подготовительные строительные работы осуществлять. Мы обязательно им проводили экскурсии по музею, ребята и работали, и тут же с удовольствием получали какие-то знания.
В нашем областном ГИЭФПТ есть факультет туризма, менеджмента - вот вам, пожалуйста, практика. И кусочек работы можно сделать, и диплом можно писать. Было бы желание – на базе нашего музея можно и кандидатскую диссертацию защитить.
Может быть, кто-то заинтересуется нашей деятельностью, приходите!