Гатчинские гейзеры

В рубрике «Новости пешком» - рассказ о гатчинских гейзерах. Что это – чудо природы или рукотворное творение? На просторах Интернета взахлеб рассказывают про гатчинский гейзеры. Кажется, этот бренд уже популярнее, чем Гатчинский дворец. Но Гатчина все-таки не Камчатка, откуда здесь могут быть гейзеры, то есть источники с горячей водой? Мы отправились в лесочек в пригороде Гатчины проверить, что же это такое.

Новости пешком
30 июня 2023 13:28
1224

Галина Паламарчук:
- Говорят, что гатчинские гейзеры – это что-то уникальное, одна из легенд нашего района. Как вообще могут быть гейзеры в Гатчине? Это легенды или они все-таки есть?

Константин Иванов, краевед:
- Это, конечно, не гейзеры. Это скважины. Наша местность стоит на мощном ордовикском водоносном слое, и она всегда славилась своими родниками. Достаточно посмотреть топонимику. Поселок Высокоключевой – говорят, родники били на высоту метр. Кипень – кипящие ключи. Собственно говоря, эти гейзеры – это рукотворные родники. Когда люди пробивали скважины до водоносного слоя, вода вырывалась наружу в виде таких вот бурлящих фонтанов. А гейзеры – это горячие источники.

Галина Паламарчук:
- Вот  именно, это ведь не горячие источники?

Константин Иванов:
- Не горячие, это холодные источники. Чистая родниковая вода.

Галина Паламарчук:
- Значит, «гатчинские гейзеры» – это такой модный мем, который придумали, он разошелся и теперь составил славу Гатчине. Первый на нашем пути гейзер самый большой или маленький?

Константин Иванов:
- Это средний гейзер, есть и покрупнее. Причем их высота зависит от уровня грунтовых вод. Когда давление повышается, соответственно, фонтаны бьют гораздо выше. Измерять высоту никто не брался, мы оцениваем только их красоту.

Галина Паламарчук:
- Камнями источники кто-то обложил для красоты?

Константин Иванов:
- Родничок размывает грунт, и остаются достаточно крупные камни, которые образуют каменное ложе, родниковую чашу.

Галина Паламарчук:
- Вода отсюда течет в реку Парицу?

Константин Иванов:
- Парица питается во многом такими подземными источниками. Она сама по себе очень интересная река. Говорят, что она может исчезать, нырять под землю, потом появляться откуда-то. Местные жители рассказывают удивительные вещи – в зависимости от того, что происходит под землей, внезапно разливается озеро, на него лебеди даже садятся, люди туда едут фотографировать, через две недели там зеленый лужок. Вот такие чудеса природы. Гейзер, в общем-то, тоже такое небольшое чудо, которое нас отсылает к дальнейшим чудесам.

Галина Паламарчук:
- Тогда надо посмотреть и другие гейзеры. Куда мы для этого пойдем?

Константин Иванов:
- Вдоль реки. Вода все равно будет попадать в реку, и мы по руслу ручья выйдем к очередному источнику.

Галина Паламарчук:
- Идти по воде холодновато?

Константин Иванов:
- Ощущается, конечно, прохлада, как и положено для подземного источника. Признаков жизни в воде я не наблюдаю. Никаких подводных насекомых, ни рыб. Может, это из-за того, что родники слишком холодные.

Галина Паламарчук:
- Видно, как река меняется, поворачивает, бурлит на перекатах. Хотя она абсолютно мелкая.

Константин Иванов:
- Мелкая, но смотрится очень красиво и необычно.

Галина Паламарчук:
- В принципе, можно водить экскурсии не только к гейзерам, но и к гатчинским порогам.

Константин Иванов:
- Да, мы видим самый настоящий порог – перепад высот, бурление воды, стремнина несётся по камушкам. Очаровательная речка Парица. Здесь вполне можно делать целые туристические маршруты, рассказывать о гатчинской природе, об удивительных гатчинский водоемах, которые хранят немало тайн.

Галина Паламарчук:
- Но версия о том, что здесь можно пройти на каяке, оказалась не востребована.

Константин Иванов:
- Пройти, в принципе, можно. Конечно, если будешь постоянно брать каяк под мышку и переносить.

Галина Паламарчук:
- Это было бы очень экстремальным путешествием по Парице. Не удержусь, водичку все-таки попробую потрогать. Ну, не такая холодная, как я ожидала. Солнышко прогревает.

Константин Иванов:
- Окунемся?

Галина Паламарчук:
- Нет уж, пойдем искать гейзеры дальше. Туристы для того, чтобы увидеть все источники, проходят трудный путь?

Константин Иванов:
- Ничего такого тут нет. Никаких опасностей для жизни и здоровья здесь не наблюдается. Кроме комаров.

Галина Паламарчук:
- Перед нами водонапорная колонка. Как ни парадоксально, этот объект тоже называется гейзер. Я бы назвала её «гейзер для утилитарных нужд» – чтобы набрать хорошей водички и пойти спокойно её пить домой.

Константин Иванов:
- В общем-то, да. Такие колонки стояли по всей Гатчине, по всему Мариенбургу. Помню, они назывались «басейки», там заправлялись водовозы, жители набирали воду в вёдра. Потом уже их заменили литыми чугунными колонками с рычагом.

Галина Паламарчук:
- Колонок становится все меньше. А вода из них, конечно, была вкусная.

Константин Иванов:
- В свое время руководитель Гатчины Станислав Семенович Богданов хотел наладить выпуск бутилированной гатчинской воды. Уж чего-чего, а гатчинской воды у нас предостаточно. Она вкусная и чистенькая. Проводились достаточно серьёзные исследования, было пробурено очень много скважин. Не только здесь, но и на Ижоре есть скважины, просто никто их гейзерами не называет – труба торчит, из неё бежит вода. Как правило, их обычно глушили – ставили какую-то будку и огораживали территорию. Колючая проволока, запретная зона – это был стратегический объект. Ну, а сейчас вот в таком виде он пребывает. Пользуйтесь кто хотите.

Галина Паламарчук:
- Сейчас это стратегически-туристические объекты.

Константин Иванов:
- Да. А раньше, когда Советский Союз серьезно готовился к каким-то глобальным потрясениям типа ядерной войны, изыскивали ресурсы для водоснабжения. И это был один из способов добыть воду – провести временный трубопровод и снабдить питьевой водой какой-то населенный пункт или военный объект. Кстати говоря, гатчинские Серебряное и Белое озера процентов на 40 питаются подземными родниками, и мне приходилось слышать такие легенды, что когда в 50-60-е годы под землю закачивали газ, повышалось давление, и в озёрах появлялись какие-то гейзеры, воронки, якобы лодки аж засасывало туда, рыбу потравили (это, действительно, было, рыба всплыла в одну ночь). Видим, когда газ проникал, возникало явление кавитации, и лодка, действительно, могла спокойно затонуть вместе с отдыхающими. Насколько это правда, я не знаю, но этими слухами жило в мое время пол Гатчины. Есть и история про качающийся камень, который закрывает воронку на дне Белого озера, и если, не дай Бог, он повернется, то все озеро уйдет под землю. Вот такие байки. Мы плавали, искали, где он может быть, якобы в районе Лебяжьего острова.

Галина Паламарчук:
- И вот мы видим совсем другую реку Парицу. Удивительное рядом! Сколько лет живу в Гатчине, но не знала про такие заповедные места.

Константин Иванов:
- Да, в месте, где Парица разливается, есть прекрасное место для отдыха. Удивительно, оно даже чистое. И рыба здесь водится.

Галина Паламарчук:
- Нормальная живая река, которая приносит людям, в том числе, и еду.

Константин Иванов:
- Рыбка колюшка (не корюшка) – маленькая, с тремя острыми шипами, любит такие места. Там есть нечего – она с мизинчик буквально.

Галина Паламарчук:
- Надо констатировать несколько вещей. Во-первых, обувь я выбрала неправильно, для такого путешествия надо было надевать резиновые сапоги. Второе, надо признаться честно, мы заблудились. Но нашли всё-таки верный путь.

Константин Иванов:
- Не все карты в Яндекс одинаково полезны. Но мы дошли уже до четвёртого гейзера, судя по всему, это так называемый «Малыш».

Галина Паламарчук:
- Ещё нам надо найти «Пень», который мы сейчас, пока безрезультатно, ищем.

Константин Иванов:
- Ищущий да обрящет.

Галина Паламарчук:
- Могу констатировать еще один момент: дорогу обратно без проводника я не найду.

Константин Иванов:
- Ничего! Я выведу. Дорог тут много, и все они ведут, в общем-то, к нашим гатчинским фонтанам (хочется называть их именно так).

Галина Паламарчук:
- Женщина из садоводства популярно нам объяснила, что это не гейзеры, это не горячая вода. Спорить мы не будем, это правда. Но зато какая красота! Да, «Пень» стоил того, чтобы к нему пробираться такими буераками.

Константин Иванов:
- И не надо в Петергоф ехать. Вот он, фонтан «Солнце», можно сказать. Хотя все его называют просто «Пень».

Галина Паламарчук:
- В этом есть такое скромное обаяние Гатчины. Все-таки это рукотворный объект?

Константин Иванов:
- Да, видно, что заглушка просто проржавела, и из нее вырываются фигурные фонтаны воды под большим напором. Чем меньше отверстий, тем больше напор. Получилось очень хорошо, просто изумительно.

Галина Паламарчук:
- Зимой это все застывает, превращается практически в сталактиты. Для того, чтобы на это полюбоваться, надо прийти сюда зимой, на лыжах.

Константин Иванов:
- Отчего нет, можно прийти.

Галина Паламарчук:
- В общем, надо признать, что туристы, которые сюда добираются ради такой красоты, все-таки отважные люди.

Константин Иванов:
- Некоторые даже на лошадях приезжают, судя по следам копыт, и не только копыт. Прокладывают конные маршруты, лыжные, пешие… Вода здесь – прелесть!