«Дом авиаторов»: полное погружение

Сегодня в рубрике «Новости пешком» мы познакомим вас с музейным комплексом «Дом авиаторов» во Всеволожске, где применяются суперсовременные технологии, хотя зданию много лет, а когда-то, в 18-м веке, здесь была сыроварня. Последние годы здесь стояли развалины, их называли «Дом 43-х героев». Название взялось из стихотворения Константина Симонова, который рассказал, что здесь отдыхали летчики, было 43 койки, поэтому «Дом 43-х героев».
Теперь в современном жилом квартале появился современный музей. Перед ним стоит самолет Пе-2.

Новости пешком
23 июля 2023 12:00
2108

Галина Паламарчук:

- Юрий Маркович, действительно ли, этот самолет был собран поисковиками из разных частей?

Юрий Щеглов, директор ГБУК ЛО «ММК «Дорога жизни»:
- Это модель самолета Пе-2. Их сохранилось очень мало, из оригинальных деталей здесь шасси и много приборов, которые и подняли поисковики, а все остальное – это копия, модель. Пикирующий бомбардировщик - одна из самых распространенных серийных моделей. Их было выпущено более 11 000. Первый полет - 22 декабря 1939 года, и с 1940 года они вошли в серию.

Галина Паламарчук:
- Почему именно этот самолет здесь стоит?

Юрий Щеглов:
- Правильнее было бы поставить ДБ-3 (дальний бомбардировщик), поскольку музей посвящен 1-му минно-торпедному авиационному полку ВВС Балтийского флота, это гвардейский полк, морская авиация, торпедоносцы. Но ДБ-3 немного больше: здесь размах крыльев 17 метров, а у ДБ-3 - 23, и он просто сюда бы не встал.

Галина Паламарчук:
- Пе-2 - легендарная машина…

Юрий Щеглов:
- Да, но, к сожалению, ни одного не сохранилось. Есть только хорошие модели.

Галина Паламарчук:
- Вы разрешаете экскурсантам залезть сюда, посмотреть, посидеть за штурвалом?

Юрий Щеглов:
- Именно так и должно быть.

Галина Паламарчук:
- И летчики в самолет заходили, что называется, «с брюха»?

Юрий Щеглов:
- Да. И опять же можно увидеть и понять, что высокого роста человек в авиации вряд ли бы служил. Можно залезть, сесть в кресло пилота, все посмотреть.

Галина Паламарчук:
- Как возникла идея самого музея?

Юрий Щеглов:
- В 2015 году поручением Президента РФ было решено восстановить здание бывшей сыроварни барона Фредерикса с приспособлением под музей. Произошло это благодаря Почетному жителю Всеволожска Марине Семеновне Ратниковой, это уникальная женщина, краевед. Она вложила много сил, знаний в этот музей. Низкий поклон ей за это.

В последние годы перед войной это был Дом отдыха предприятия пищевой промышленности, а во время войны - Дом авиаторов. Первоначально идея была сразу сделать современный музей, где было бы интересно детям, где можно подать информацию в том формате, в котором они будут воспринимать ее с интересом. Здесь сразу во входной зоне есть панно - нарисованные самолеты, они с 3Д-проекцией: если мы смотрим отсюда на самолет, то он красивый, пропорциональный, а если мы проходим дальше в гардероб, левое крыло увеличивается практически в 2 раза.

Галина Паламарчук:
- Я не ребенок, но мне тоже интересно посмотреть, какие технологии вы здесь применили.

Юрий Щеглов:
- Хочется, чтобы пришли и послушали, посетили наш музей. Поэтому я вкратце расскажу, как это все делалось. Основной зал, основной стенд - это круглый стол, где одновременно могут смотреть информацию четыре человека. Здесь собрана информация о 1-м минно-торпедном гвардейском авиационном полке, а также о 26-м и 27-м истребительных полках, которые сопровождали бомбардировщики.
Информации собрано много - по дням, по годам Великой Отечественной войны. Можно выбрать год, выбрать дату, полистать, посмотреть. Если бы это все прочитать, то часа два-три, наверное, понадобится.

Галина Паламарчук:
- Информация может дополняться?

Юрий Щеглов:
- Конечно, да. Площадь музея небольшая, и мы ратовали за то, чтобы это были именно современные технологии, компьютеры и прочее. Скажем, если это все перевести в документы, это будут целые тома, и места в музее уже не хватит. Используем технику, специальные программы, управление происходит с планшета: у каждого экскурсовода есть планшет. В планах - проводить здесь уроки истории.

Галина Паламарчук:
- Давайте все-таки что-то прочтем про 1-й минно-торпедной полк, например, 41-й год.

Юрий Щеглов:
- 22 июня 1941 года в составе 1-го минно-торпедного авиаполка числилось 5 эскадрилий, на вооружении которых находились бомбардировщики - 34 самолета ДБ-3 и 26 самолетов ДБ-3-5. Эскадрилья базировалась под Ленинградом в Копорье.
Например, 10 мая 1945 года 1-м гвардейским минно-торпедным полком был совершен последний вылет в Великой Отечественной войне уже без применения оружия.
Конечно, это очень интересно.
26-й и 27-й истребительный авиационный полки сопровождали бомбардировщики. Бомбардировщик - самолет тяжелый, летит медленно, и чтобы их не сбили, их всегда сопровождали истребители.
Здесь у нас представлена зимняя и летняя форма одежды летчиков, это настоящая форма, которая собиралась поисковиками, родственниками.
Многие люди награды нам предлагают передать, мы готовы взять, но не в дар, а только во временную экспозицию - это моя принципиальная позиция: я считаю, что награды родственников погибших должны оставаться в семье, это частичка семьи.
Ижем дальше. Можно подробно ознакомиться с фактами о советско-финской войне - предыстория, ход войны, воздушные бои.
Первые 3 дня войны: у нас собрана хроника по часам. 3 часа утра - еще не объявили начало войны, но налеты уже были. Дальше все наши отступления, наши потери и так далее.

Галина Паламарчук:
- Воспоминания ветеранов – это аудио, и звук можно послушать?

Юрий Щеглов
- К сожалению, ветеранов уже нет в живых, поэтому читают профессиональные артисты. Но послушать можно.
Можно, например, еще послушать хронику событий, связанных с битвой под Двинском. Это Левитан, и это именно хроника.
Следующий стенд посвящен налетам на Берлин. 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота - это те, кто первыми совершили налет на Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 (!) года, когда был разбит миф о непобедимости немцев. Это было совершенно уникальное событие, здесь на стенде можно посмотреть состав экипажей, маршрут, как летели, какие объекты атаковали, количество бомб, которые были сброшены на Берлин и на другие города.
Командир первого гвардейского полка Евгений Преображенский абсолютно четко рассчитал маршрут, количество топлива, количество бомб, какое можно было взять на борт. Это был ответ на начавшееся бомбардировки Москвы.

Галина Паламарчук:
- Когда разрабатывался проект этого музея, он менялся? Где подсмотрели технологии?

Юрий Щеглов:
- Если поднять проект - что было и что стало, он очень отличается, и это понятно. Что-то придумывалось на ходу, что-то нам предлагали. Компания, которая занималась наполнением музея, подошла очень ответственно к работе, ребятам настолько понравился сам проект, что было видно, как у них глаза горят, им хотелось делать, и мы придумывали, а они, как технологи, предлагали варианты, как сделать.
Примеры есть – например, «Парк России», но у нас есть вещи, которых нет у них, у них есть вещи, которых нет у нас. В Ленинградской области подобного музея еще пока нет - с таким количеством мультимедиа и прочее.
Бомбежки Ленинграда - решили показать, чем немцы бомбили и с каких самолетов. Представлены полноразмерные макеты авиабомб, можно все прочитать, о каждый бомбе есть информация: конструкция, взрыв-схема, классификация, применение и фотогалерея, как они крепились к самолету.
Для детей показаны последствия авиаудара: просто мультик про ФАБ-100 показывает, какой урон бомба наносит.
Есть информация о моделях истребителей, можно полистать, почитать описание, сами модельки посмотреть. И второй стенд – бомбардировщики.
Показано торпедирование кораблей, переговоры стрелка и командира.
Интересно, что при торпедировании обязательно нужно было на второй круг зайти и сделать фотофиксацию - при том, что по тебе стреляют, это нужно было для отчета. Нет фотофиксации - нет затопленного корабля.
Опять же, видим, как истребители сопровождают бомбардировщики.
Торпедоносцы - фактически смертники. Летчики за вылет 8-10 килограммов теряли - нервы, перепады высот, холодно, жарко…
МЫ также рассказываем о «Дороге жизни» - вот бой, остров Сухо, операция «Искра», Свирская победа, прорыв блокады.
Есть стенд, посвященный войне на Балтике.
Следующий зал посвящен истории именно данного здания. Вот единственная сохраненная кладка 18-го века, ее мы оставили специально, это времена сыроварни. Это то, что можно было сохранить, чтобы показать, как это было. Здесь макет здания, каким оно был.

Галина Паламарчук:
- Такая большая сыроварня была?

Юрий Щеглов:
- Как видите, внутри кажется меньше. Сыроварня, потом хозпостройка, затем больница, Дом отдыха предприятия пищевой промышленности, во время войны Дом отдыха авиаторов, затем пионерский лагерь. И вот теперь музей.
Есть фотографии, в каком состоянии все это находилось с начала двухтысячных: состояние зданий - развалины. По описаниям, по книгам мы попытались воссоздать комнату отдыха летчиков.
У нас есть Театр теней: вот комната и можно перенестись и посмотреть тени - какой-то сюжет, например, летчик пишет письмо домой.

Галина Паламарчук:
- Во время экскурсии, особенно детям, маленькие предметы оживляют рассказ, и он лучше запоминается.

Юрий Щеглов:
- Вот письма с фронта, взрослым не то, что детям, прочитать достаточно тяжело. Тогда мы добавили текст, чтобы можно было посмотреть. А дальше учителя посоветовали, чтобы еще звук шел, и когда дети будут читать, будут еще и слышать - у них моторика чтения, скорость чтения развивается.

Галина Паламарчук:
- Проходит экскурсия - минут 40. После этого вы даете возможность все еще раз посмотреть, что-то потрогать.

Юрий Щеглов:
- Детям мы всегда говорим, что 45 минут – это урок и это экскурсия. После этого вы можете взять свои смартфоны, пофотографировать и еще все посмотреть.

Галина Паламарчук:
- Второй этаж - интерактивная зона?

Юрий Щеглов
- Да, начинается веселый интерактив, пока дети бегают, родители или бабушки, дедушки могут посидеть и послушать песни военных лет.
Как стать летчиком? Такой увлекательный квест, викторина. Нужно в правильной последовательности дотронуться до картинки.
Вот другая викторина: те, кто отвечает правильно на 7 и более вопросов, могут бесплатно на тренажере в самолете полетать.
Далее представлено оружие, про него можно почитать, можно взять, разобрать по фотографии, пострелять, пощелкать. Все можно брать, трогать, чтобы лучше что-то узнать.
Есть фотозона: здесь можно сделать фото на память, примерив на себя форму летчика, перчатки, шлем. Есть детский комплект, можно выбрать фон - какой самолет больше нравится или на фоне музея. Можно выбрать рамку, добавить логотип музея – и на ваш электронный адрес придет фото. Буквально 30-40 секунд.
Маленьким детям очень нравится из паззлов собирать самолет.

Галина Паламарчук:
- Много у вас уже экскурсантов было?

Юрий Щеглов:
- Много. Люди с удовольствием проводят здесь время.