Авто СССР. Гордость и предубеждение.

Говорят, что советского автопрома, можно сказать, не было. На чем мы тогда ездили? И можно ли это где-то сегодня посмотреть, потрогать?

Из "Национального автомобильного музея" во Всеволожске – наш рассказ в рубрике "Новости пешком".

Новости пешком
29 марта 14:57
1927

Галина Паламарчук:

- По моему мнению, это лучший экспонат. Никогда не думала, что я смогу посидеть в этом замечательном автомобиле. Расскажите, пожалуйста, Кирилл, что это за машина?

Кирилл Костюкович, научный сотрудник музея «Битва за Ленинград» имени З.Г. Колобанова:

- Агрегат, из которого Вы элегантно вышли, который облюбовали, это мотоколяска СМЗ С-3А. В советское время, после Великой Отечественной войны было большое количество ветеранов, инвалидов - им государство давало такие мотоколяски. Эту машину мы видели во многих советских фильмах. Как раз такая мотоколяска засветилась в «Операции «Ы», или Новые приключения Шурика», там в нее помещались трое, хотя места всего лишь два. Машина не имеет педалей, она полностью на ручном управлении.

Такая же машина, но уже следующего поколения, СМЗ С-3Д стоит рядом. Это еще одна мотоколяска АЗЛК, тоже под ручное управление, но уже кузов переделали: сделали чуть пошире, в ней побольше места, и очертания уже другие.

Галина Паламарчук:

- Вы специально, для контраста, поставили рядом мотоколяску и «Чайку» – такой внушительный правительственный автомобиль?

Кирилл Костюкович:

- ГАЗ-14 – гордость страны и Коммунистической партии, это машина, которая возила высшие чины государства, генералитет. Их тут в ряд стоит сразу несколько разных поколений. Более последнее поколение – это как раз «Чайка», она даже на автоматической коробке передач, такой люкс.

Машина ЗИМ (ГАЗ-12) – генеральская, можно сказать, «Победа». Она очень большая, у нее длинный широкий кузов. Самое интересное, что эти машины вмещали в себя не четыре-пять человек, у них есть еще два дополнительных места перед задними пассажирами. Такие машины тоже использовались нашим правительством.

ЗИС 11-ОБ – тоже редкая машина, кабриолет, можно ее назвать парадной, для генералитета и высоких чинов.

У нас представлена и первая «Волга», ГАЗ-21. Она сделана уже наподобие американских машин 60–70-х годов, их напоминают ободы, линии, то есть понятно, на что опирались советские инженеры, какие машины им нравились, но все-таки они разработали свой вариант, достаточно почитаемый в народе. Молодежь умело восстанавливает 21-е, 24-е «Волги» - их можно часто увидеть на улицах наших городов. В музее у нас несколько машин «Волга».

С чего все это начиналось? ГАЗ-М20 «Победа» – родоначальник той самой «Волги». На тот момент она называлась «Победа». Машина была построена в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Автомобиль мощный, тяжелый, в нем много металла. Сейчас эта машина пользуется популярностью, ее часто восстанавливают, ее можно встретить на автопробегах. История этой машины не забыта, и это очень хорошо.

Всем известный «Запорожец» ЗАЗ-966 в нашей экспозиции представлен уже более новой версией. Прошлое поколение «Запорожца» было со скосом, их называли горбатыми, они у нас пока на реставрации. Производились эти машины на Украине, на всем известном Запорожском автомобилестроительном заводе. Уникальность этой машины в том, что двигатель у нее расположен в багажнике, как у «Порше». Это такой советский «Порше».

Галина Паламарчук:

- А такой «Москвич» был у моего папы.

Кирилл Костюкович:

- Мой отец в 90-х годах тоже хотел такой «Москвич-401» восстановить, отреставрировать собственными руками. Этот автомобиль старенький, 50-х годов. Здесь есть и «Москвич-402» с уже новой генерацией кузова: появился багажник, он стал более вместительным.

Все выставленные у нас машины на ходу, они отреставрированы до ходового состояния, готовы поехать. Надеюсь, что будет когда-нибудь автопробег ретро-автомобилей. Сейчас проходит, но любительский.

«Москвич-410Н» полноприводный, он и сам выше, и клиренс у него выше. Немного таких версий было сделано. Это, так сказать, прообраз первой «Нивы». Почему так? В совхозах, колхозах, которых было большое количество, председателям нужна была проходимая машина. «Москвич» был распространенным кузовом, ему сделали полный привод, повысили клиренс, и получилась машина для бездорожья.

Галина Паламарчук:

- На них и пылили по полям председатели…

Кирилл Костюкович:

- Да. Потому что дорог нормальных могло и не быть.

«Москвич-408» – популярная в свое время модель. Можно сказать, это последнее из поколений этих машин. В дальнейшем «Москвич», увы, перестал существовать, и нынче выпускается уже совсем другая машина под тем же названием. Это была наша, советская, которая производилась в большом количестве.

Как мы помним, был ГАЗ-2, а был его брат-близнец ЗИС-5. Чем они, в основном, отличались? Кто-то скажет - деревянной кабиной. Условно так и было, но ЗИС чуть побольше ГАЗа, у него лучшая проходимость, в общем, серьезная машина. У нас выставлены несколько вариаций. Она служила как на полях сражений, как и просто на полях, так и находила применение в гражданской жизни. Была поливочная машина на базе Урал ЗиС-5В – эти машины убирались на улицах наших городов.

Галина Паламарчук:

- Во многих советских фильмах они фигурируют. Улицы чистые, обильно политые такими машинами.

Кирилл Костюкович:

- В музее у нас стоит настоящий ветеран войны ЗИС-16, который восстанавливается. Машина была найдена на полях сражений, в той самой Долине Смерти (Мясной Бор). Это был автобус, который служил на фронте полевой типографией. В нем работали военные журналисты, подбадривали армию, выпускали газету каждый день до последнего, до 24 июня 1942-го года, когда наступил крах нашей Второй ударной армии. Сохранился оттиск последнего газетного листка, мы его отпечатали, прочитали. Сейчас этот автобус восстанавливается, я надеюсь, что там будет сделана именно типография. История военных журналистов мало известна, многие думают, что журналисты не были сильно нужны на войне. Но это не так. Какой была их роль – это обязательно надо знать.

Галина Паламарчук:

- И снова мы возвращаемся к теме журналистов, и уже это современная история, многим и многим знакомая: у вас в музее стоит автобус, на котором снималась известная санкт-петербургская телевизионная программа «Телекурьер». Коллеги ездили по звонкам телезрителей и разбирались прямо на месте с теми происшествиями, о которых им сообщали.

Кирилл Костюкович:

- ЗИЛ-118 «Юность» тоже сейчас реставрируется. Этих машин осталось мало, это большая редкость, по всей стране таких автобусов остались единицы. Естественно, деталей на них почти не существует, что-то уже выкуплено, а что-то уже просто давно не производилось. Этот штучный вариант автобуса, и он как раз находится в том самом городе, где и работал.

Галина Паламарчук:

- То, что мы посмотрели – это буквально небольшая часть будущей экспозиции?

Кирилл Костюкович:

- Да, это всего процентов 10 от того, что имеется. Второе и третье помещения нашего музея будут посвящены именно автомобильному достоянию Советского Союза (первое – истории борьбы за Ленинград). У нас есть большое количество машин «Победа». ГАЗ М-72 – полноприводный, редчайший ретромобиль. М-ки, различные ГАЗы - все это будет в общем доступе, можно будет посмотреть.

Надеюсь, что вскоре здесь откроется большой парк техники. Это гордость и наша, и, естественно, нашей страны.