Война. История Михаила Рыжих

Гатчинские сюжеты
10 июля 2020 19:00
626

Война застала Михаила Рыжих в Воронежской области. Тогда в 1941 году, он 14-летний юноша учился в ремесленном училище.

"22 июня мы шли в столовую, а столовая у нас была на удалении, где-то около километра. И мы обратили внимание, что толпа народа, там недалеко рынок был, были сосредоточены и слушали передачу. Мы остановились, и тут я впервые услышал первое выступление Молотова о том, что началась война", рассказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

Михаил Стефанович вспоминает, что мужчины прослушав обращение, стали громко обсуждать нападение немецких захватчиков, и к вечеру уже первые призывники с вещами стали собираться у военкомата. Старшие четыре брата Михаила Рыжих ушли на фронт, дома остались престарелые родители и сестра в положении.

"На третий день первый самолет немецкий появился пролетел над нашим населенным пунктом, сначала просто пролетел, а на втором заходе он из пулемета обстрелял железнодорожный вокзал, на котором находились эшелоны и один из эшелонов был военный", сказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

На пятый и шестой день, говорит Михаил Рыжих, немцы начали бомбить населенный пункт, сначала стратегические объекты, железнодорожный узел, эшелоны с отправляющимися на фронт солдатами, а потом и дома. Тогда, юноша впервые в жизни увидел смерть людей своими глазами.

"Побежали посмотреть, что там такое, и вот впервые, что я встретил, там провод натянутый был, висит нога, ступня, женская, там стоял вагон эвакуированный, и вот бомба попала, мы увидели первые жертвы", сказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

По словам Михаила Стефановича, немцы после первых артналетов через некоторое время возвращались вновь и с пулеметов обстреливали людей, которые помогали раненым. Тогда училище стало готовиться к эвакуации. Михаил Рыжих с другими жителями эвакуировался в сторону Воронежа, остановились в 10 километрах от Дона.

"Тут уже немцы прижали все войска, подошли к Дону, тут народу много, эвакуированных, много военных, скот подогнали, немцы просто свирепствовали, они бомбили беспощадно, поскольку было скопление людей", рассказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

От страха Михаил Рыжих спрятался в овраге и тогда впервые увидел немца на мотоцикле, лицо которого, помнит до сих пор.

"Запомнилось это лицо, он в резиновой куртке защитной, он не разговаривал с нами, отъехал. Дорогу к Дону перекрыли, и мы вынуждены были возвращаться домой", вспомнил Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

После Сталинградской битвы хутор Игнатов Воронежской области, в котором проживал Михаил Рыжих, был освобожден от немецкой оккупации. А его 17-летнего юношу 28 декабря 1943 года призвали в ряды Красной Армии. Эшелоном его и других новобранцев отправили на Дальний восток в Приморский край.

"Мы прибыли на пополнение 39 стрелковой дивизии, которая охраняла участок, где проходила граница между Маньчжурией и Россией", сказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

Подразделение Михаила Рыжих располагалось в 25 километрах от границы. Ветеран вспоминает, что японцы не проявляли настойчивости, но по несколько раз в день границу тайком пересекали, тогда по тревоге состав выходил на оборону границу. Жили в землянках, казарм не было.

"Было тяжело, и тяжело было даже в том плане, что несмотря на то, что мы были на армейском довольствии, но норма питания была самая минимальная. Сахару 25 грамм, на ужин рыба 125 грамм, хлеба 200 грамм. Мы получили обмундирование поношенное, а то и раненых. Из одежды шинель, а там мороз, хоть и не такой большой, до -20 градусов доходило, но ветра. Камень серый в костре его, нагреешь, в шинель за пазуху, сложно было", рассказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

В таких условиях Михаил Рыжих прослужил до августа 1945 года.

"В мае месяце 1945 года, как только закончилась война на Западе, мы узнали позже на Дальнем Востоке, не отмечали это событие, поскольку ждали, что теперь нам предстоит другая задача", сказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

Задача состояла, говорит, Михаил Стефанович, в том, чтобы вступить в войну с Японией. Сразу выдали словарик и наказали учить на японском языке слова: стоять, бросай оружие, слезай с коня, стой – стрелять буду…

"Когда мы их получили, сразу поняли, ага, предстоит близкое событие. Потом неожиданно построили полк, майор сказал: теперь мы выступаем против Японии, сегодня объявлен переход границы и вступление наших войск в войну с японским либерализмом", рассказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

Война была стремительной. Обладая богатым опытом боевых действий против немцев, советские войска серией быстрых и решительных ударов прорвали японскую оборону и начали наступление вглубь Маньчжурии. В ряде районов в глубине обороны советским войскам пришлось преодолевать ожесточенное сопротивление противника.

"Тяжело с ними сопротивляться было, притом японцы, особенно армия у них, они фанатики, у них вся система обороны была поставлена так, чтобы не отступать, он будет сопротивляться до самой смерти. Они хорошо обучены, действующая армия, они хорошо стреляют на слух, хорошо владеют штыком и т.д", сказал Михаил Рыжих, подполковник в отставке.

Измученная войной с Германией советская армия смогла победить противника, 20 августа началась капитуляция, и 2 сентября 1945 года война для Михаила Рыжих закончилась. После его перевели в Воронеж, где он закончил военное училище и получил звание лейтенанта. Сначала распределился в Днепропетровск, позже служил за границей в Германии и Польше. Завершил службу Михаил Рыжих в Гатчине в "Красных Казармах" в 1978 году, выйдя на пенсию в звании подполковника. После работал преподавателем в автошколе ДОСААФ, выпустив на дороги не одно поколение гатчинских водителей.