«Ярви» - тропа озёр

Тропа «Ярви» в Приозерском районе входит в проект «Экотропа47». Маршрут проложен по особо охраняемой природной территории через вековой сосновый лес по берегам прозрачных озёр, мимо живописных болот и причудливых древних скал. На всём протяжении установлены скамейки, беседки, качели, смотровые площадки, мостки, настилы, информационные щиты и навигационные указатели. Во времена СССР в этих краях любили отдыхать руководители Советского Союза, по лесным дорожкам прогуливались Юрий Гагарин и Фидель Кастро. Об этом – в рубрике «Новости пешком».

Новости пешком
24 октября 11:28
230

Галина Паламарчук:
- Владимир, в чём уникальность экотропы «Ярви»?
Владимир Медведь, управляющий курортом «Ярви»:
- Уникальность, наверное, в отношении к этой тропе. Во-первых, она является частью большой «Экотропы47». У нас тропа протяженностью 18,5 км, и это только часть «Экотропы47».
Во-вторых, тропа находится в той местности, где переплелись исторические события и природные катаклизмы. Например, 10 000 лет назад здесь сошёл большой ледник, который оказал значительное влияние на ландшафт и задал тот микроклимат, который сейчас здесь есть.
Если говорить про историю этого места, то с 11-го века в летописях это место значится как место спора между Шведским королевством и тогда ещё Новгородским княжеством. В 1227 году Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, собрал дружину и организовал сюда поход, чтобы подчинить эти земли себе. В те времена существовал принцип - чья вера, того и земля. Цель похода была в том, чтобы покрестить местное население, тогда это были карелы. С тех пор начались распри за эту землю, это длилось на протяжении 100 лет, и в 1323 году был подписан между Шведским королевством и Новгородским княжеством мирный договор в крепости Орешек, по которому то место, где мы находимся, отошло Новгородскому княжеству. Далее всё равно были бои, распри, которые продолжались до 1944 года. В 1948-м мы получили русское название этой земли - это посёлок Пески, который находится в 5 километрах от тропы «Ярви».
Галина Паламарчук:
- Что можно сказать про саму тропу «Ярви»?
Владимир Медведь:
- Это уникальная экосистема, есть интересные растения, есть, например, здесь мох, бархатистый, висит на ветках деревьев, он краснокнижный, живёт только в тех районах, где чистый воздух, чистая вода и чистая экология.
Галина Паламарчук:
- Мы стоим на небольшой смотровой площадке, чем здесь надо полюбоваться?
Владимир Медведь:
- За нами небольшое болотце, казалось бы, что интересного? Но на самом деле это отдельный мир, своя экосистема. Если мы просто бросим камень, мы уже изменим её. В этом и суть. Летом здесь достаточно сухо, но осенью это заметно болотистая местность. В течение года, пока идут дожди, климат и сама структура земли, леса меняются.
Если обратили внимание, здесь много молодых деревьев: это говорит о том, что лес быстро восстанавливается. Здесь много благоприятствующих факторов, чтобы все росло. Я не скажу, что здесь, если палку воткнуть, то она зацветёт, но, в общем, это замечательный кусочек живого, естественного ландшафта и леса.
Галина Паламарчук:
- Как вы её обустраиваете? Что может посмотреть турист? Вот мы только что стояли на одной площадке, я вижу еще одну смотровую площадку, можно покачаться на качелях, вот беседка. Что ещё здесь представлено из инфраструктуры?
Владимир Медведь:
- Сама тропа предполагает спортивный формат. Вы не только ходите и дышите свежим воздухом, вы еще восстанавливаете своё здоровье, причём, скорее, ментальное. Вы сюда приходите, вдохновляетесь природой, местом, и те заботы, которые вас беспокоят - бытовые, какие-то жизненные ситуации – здесь отходят на второй план. Прогуливаясь по дорожкам и тропам, можно просто побыть наедине с собой, наедине с семьёй, потому что зачастую тот фон, который у нас есть, информационный, рабочий, бытовой, здесь забывается, и можно отвлечься. Посмотрите, черника, буквально, руку протянули, и она ваша.
Галина Паламарчук:
- Про проблемы здесь забудем, а про что вспомним?
Владимир Медведь:
- Наверное, про себя. Потому что про себя тоже не надо забывать. Здесь можно посидеть на скамейке, на качелях с книгой, может быть, вы захотите что-то вспомнить - тут любой каприз именно для того, чтобы отдохнуть. Кто-то занимается йогой. И вот площадка, где мы были, просто оптимальна для таких форматов. Здесь можно бегать, можно прыгать, у нас здесь недалеко, в пешей доступности есть лыжероллерная трасса. Если обратили внимание на ширину дорожки, она чуть шире, чем тропа - почему? Потому что зимой мы разравниваем дорожку, накатываем лыжню, это позволяет сюда приезжать и наслаждаться природой зимой, а она здесь красива в любое время года.
Галина Паламарчук:
- Информационные таблички по маршруту установлены, чтобы турист смог почитать, что же он видит перед собой?
Владимир Медведь:
- Обязательно. У нас существует навигация, путешественники должны ориентироваться в том, куда идут. Есть ягоды, которые не стоит есть, а есть черника, до которой рукой подать. Здесь для собирателей грибов и ягод прямо раздолье. Можно приезжать к нам на территорию тропы «Ярви», чтобы собирать грибы и ягоды.
Галина Паламарчук:
- Это же особо охраняемая природная территория, да?
Владимир Медведь:
- Да, совершенно верно.
Галина Паламарчук:
- А почему она получила такой статус и когда?
Владимир Медведь:
- Статус этот она получила в 50-х годах 20-го века, когда кабинет министров выделил 12 особо охраняемых территорий на территории Советского Союза - среди них Завидово, Валдай, Беловежская пуща, и в том числе Сосновское охотничье хозяйство. Так мы попали под охраняемое законодательство.
Галина Паламарчук:
- И кто здесь бывал? Раз уж по пальцам можно перечесть эти территории…
Владимир Медведь:
- Здесь были Юрий Гагарин, Фидель Кастро, все лидеры советского государства...
Галина Паламарчук:
- Они охотиться приезжали?
Владимир Медведь:
- Да, в том числе. Здесь было большое оленье хозяйство в конце прошлого века.
Мы спускаемся сейчас как раз в так называемую зону оленьего парка, где мы восстановили древний финский колодец.
Галина Паламарчук:
- То есть он здесь был?
Владимир Медведь:
- Да, это настоящий колодец. Мы можем сейчас заглянуть, что там осталось, потому что для нас было важно сохранить какие-то исторические элементы.
Галина Паламарчук:
- Вы его обнаружили или всегда было известно, что он есть, просто он не был таким образом оформлен?
Владимир Медведь:
- Он был, но мы его обновили.
Галина Паламарчук:
- А зачем он был устроен финнами именно в этой местности?
Владимир Медведь:
- Дело в том, что это историческое место. Недалеко посёлок Пески, который до 1948 года назывался Сиркиянсаари, что в переводе с карельского означает «Сергиев остров». В те времена здесь было разбросанное количество населённых пунктов, которые все назывались островами, то есть хозяйствами. По-карельски «Сергиев остров» звучит как «Сиркиянсаари». По итогам Северной войны территория, где мы находимся, отошла Российской империи. Впоследствии, в благодарность за ратные подвиги Пётр Первый даровал эти земли Антону Девиеру, одному из своих сподвижников.
Галина Паламарчук:
- Этот колодец относит нас к какому периоду?
Владимир Медведь:
- Этот колодец относит нас к 15-му веку.
Галина Паламарчук:
- Есть ещё какие-то артефакты, которые напоминают о такой богатой истории этого места?
Владимир Медведь:
- Если путешественник следует по нашим тропам, то он встречает большие валуны, которые образовались после того, как сошёл ледник. Когда он сходил, а высота его исчислялась в некоторых местах несколькими километрами, то разбил карстовую породу, которая здесь была. В итоге мы получили такие реликтовые памятники в виде камней, которые встречаем по ходу прогулок.
Галина Паламарчук:
- Это что за развилка? Налево пойдёшь, куда пойдёшь? А направо?
Владимир Медведь:
- Здесь, на самом деле, везде надо гулять, везде счастье вас будет ждать – идите хоть налево, хоть направо.
Галина Паламарчук:
- Счастье от прогулки, счастье от впечатлений, здоровых эмоций и незабываемых моментов, которые здесь можно поймать. Давайте присядем, а Вы мне ещё расскажете о том, что мы увидим перед собой. Я вижу перед собой мох.
Владимир Медведь:
- Мох, на самом деле, одно красивейших растений, которое здесь есть. Тем более, здесь разные типы мхов, в том числе растёт и ягель. Здесь когда-то давно было оленье хозяйство. И в наших планах возродить его.
Галина Паламарчук:
- А оно здесь было потому, что здесь растёт ягель в том числе?
Владимир Медведь:
- Абсолютно верно. Самое удивительное, что олени очень любят этот ягель и могут добывать его, раскапывая снег на глубину до 80 сантиметров. Это естественная среда обитания для оленей, и когда-нибудь мы вернем оленей в этот парк.
Галина Паламарчук:
- «Ярви» что означает?
Владимир Медведь:
- «Ярви» с карельского «озеро». И по сути здесь - тропа озёр, я бы так перевёл, наверное.
Галина Паламарчук:
- Здесь несколько озёр?
Владимир Медведь:
- Да, на протяжении всей тропы встречаются озёра. Сейчас мы находимся на озере Стайка большое, мы уже прошли озеро Прохладное, озеро Оленье дальше нас ждёт, озеро Стайка малое. Это полтора-три километра.
Галина Паламарчук:
- И какая вода в озёрах?
Владимир Медведь:
- Вода наичистейшая. Озёра торфяные, вода фильтруется через торф. Мы провели эксперимент, взяли пробы воды в каждом из озёр, могу сказать, что вода чище, чем та, что продаётся в магазинах.
Галина Паламарчук:
- А купаться в озёрах можно?
Владимир Медведь:
- Безусловно, есть оборудованный песчаный пляж на озере Оленьем и на озере Прохладном. Нужно учитывать, что озёра достаточно глубокие, образовались они после схода ледников. У меня подозрение, что они подпитываются ещё за счёт тех глубин, которые образовались, когда сошёл ледник.
Галина Паламарчук:
- Значит, вода прохладная?
Владимир Медведь:
- Да, совершенно верно.
Галина Паламарчук:
- Для вас экотропа «Ярви» - это сочетание чего?
Владимир Медведь:
- Это сочетание чистой природы, можно почти сказать нетронутой, и в то же время оборудованной для удобства путешественника. На протяжении всей тропы есть скамеечки, качели, есть беседки, где путник может отдохнуть, перекусить и продолжить наслаждаться прогулкой и природой.
Галина Паламарчук:
- А трудоголик даже может поработать где-нибудь?
Владимир Медведь:
- Встречаются люди, которые приезжают и за чашечкой, точнее, стаканчиком кофе сидят и работают, принимая воздушные ванны. Но мы призываем сюда приезжать отдыхать. Экотропа «Ярви» - для отдыха.