Владимир Карпунин: «Танец - наша жизнь»

На этот раз в рубрике "Новости пешком" мы будем вспоминать Гатчину конца 70-х - начала 80-х годов, когда рождался коллектив спортивного бального танца "Олимпия" и знаменитый на всю советскую страну конкурс "Снежный вальс" в новом спорткомплексе "Маяк" завода "Буревестник", когда в поле в обеденных перерывах танцоры радовали своим искусством тружеников села...

Новости пешком
18 апреля 13:15
1730

Галина Паламарчук:
- Владимир Федорович, как так случилось, что знаменитая на всю страну школа спортивного бального танца «Олимпия» зарождалась в клубе завода «Буревестник»?

Владимир Карпунин, директор Городской школы спортивного бального танца «Олимпия», президент Федерации танцевального спорта Ленинградской области:
- Нас пригласили с Людмилой. Мы тогда еще танцевали и танцевали неплохо, даже были чемпионами Ленинграда в латиноамериканской программе. И я не знаю как, но нас пригласили выступать ветераны на мероприятие, которое проходило в клубе завода «Буревестник». Потом они нам предложили работать с детьми заводчан и Гатчины. Мы долго думали, но потом согласились, потому что танцевать мы уже планировали завершать.

Галина Паламарчук:
- Сколько лет вам было тогда?

Владимир Карпунин:
- 21-22 года. Мы уже всего добились: были лауреатами всероссийских конкурсов, чемпионами Ленинграда. Мастеров спорта тогда еще не присваивали, мы еще были не в спорте, но танцорами международного класса уже стали.
И вот поступило предложение, чтобы мы пришли работать в клуб завода «Буревестник». Самое главное, что там был большой зал, можно назвать холл, пол паркетный. Может быть, паркет был не такого хорошего качества, но, тем не менее, нас это устраивало. И бальные танцы, и танцевальный спорт сейчас требуют, чтобы площадка была именно паркетная.
И мы начали работать. Было не так все просто, но, тем не менее, набирали детей, были группы от 50-60 человек. Было сложно, но мы потихонечку, постепенно работали, и заводчане поняли, что есть такой коллектив. Более того, заводчане - и рабочие, и техперсонал - приходили заниматься, потому что они принимали участие в КВН, и им, естественно, нужна была подготовка для постановок и разных мероприятий.

Галина Паламарчук:
- А название сразу родилось - «Олимпия»?

Владимир Карпунин:
- Вы знаете, это как раз было в преддверии Олимпийских игр. Стоял 1979-й год. Мы долго думали, у нас старшая группа была, и с ребятами мы остановились именно на «Олимпии». Такое название было одно в Советском Союзе, но сейчас уже можно в каком-то регионе увидеть название коллектива «Олимпия». Это не мешает нам работать.
Мы с Людмилой еще, наверное, год или два продолжали танцевать, но потом приняли решение, что нужно останавливаться. Самое главное - воспитать новое поколение, привить им любовь к танцам.
Мы танцевали на разных площадках для жителей Гатчины и Гатчинского района. И в поле, и на фермах. Есть, что вспомнить.

Галина Паламарчук:
- Мы сейчас с вами подходим к спортзалу, который, можно назвать народной стройкой завода «Буревестник» ...

Владимир Карпунин:
- … не можно, а нужно. Дело в том, что я сам лично, и Людмила, и все наши комсомольские бригады приходили сюда, это была народная стройка, комсомольская.
Одним из стимулов сдачи спорткомплекса был большой турнир: не я его придумал даже, а заводчане, администрация завода в лице директора Юрия Федоровича Ярова. Он предложил провести большие соревнования по спортивным бальным танцам.
Надо было сделать что-то большое, грандиозное! И этот турнир был стимулом для того, чтобы открыть побыстрее этот прекрасный зал. Тогда их не так много было и по России, и в Гатчине в том числе.
Турнир был, действительно, большой, потому что мы пригласили не просто пары из Советского Союза, мы пригласили пары из других стран. У нас были командные соревнования, в них приняло участие 11 стран. Это был 1980-й год. Коллектив был создан в 1979 году, а в 1980-м мы уже сделали этот турнир.
Турнир прошел великолепно, на ура. Был аншлаг. С билетами была проблема - от «Татьянино» можно было увидеть вереницу желающих, спрашивали лишний билетик. По правилам мы не могли пригласить больше пяти городов. Поэтому после турнира нас с Юрием Федоровичем вызвали в ВЦСПС, потому что мы превысили планку: вместо пяти городов мы пригласили 11 стран. В Москве наши доблестные профсоюзы нам выдали по выговору.
После этого мы не стали закрывать это мероприятие, а продолжали его проводить. Естественно, старались выполнить те правила: пять городов, значит, пять городов. Постепенно это правило исчезло, со временем можно было приглашать уже большее количество городов. И на последующие турниры, так как он был один из лучших в Советском Союзе, к нам приезжали звезды Станислав Попов с Людмилой Бородиной (самая знаменитая пара страны), они делали здесь показательные выступления. Помню, как им подарили продукцию завода «Буревестник» - каски. Они надели эти каски и в них танцевали. И все были очень рады, что на мероприятии присутствуют такие звезды.

Галина Паламарчук:
- А почему назвали турнир «Снежный вальс»?

Владимир Карпунин:
- Потому что это как раз было в зимний период, и тогда были морозы под 30. Не все было идеально и в зале. Помню какая-то бочка стояла, капало с крыши. Но, тем не менее, турнир состоялся, мы проводили «Снежный вальс» 10 лет. Мы не могли брать больше 24 пар из Советского Союза. Но нам звонили, нас упрашивали, говорили: если будут свободные места, то мы будем танцевать.
И знаете, в этом турнире была какая-то своя фишка, своя прелесть. Все танцоры приезжали с купальными костюмами, и нам разрешали, чтобы они посетили бассейн, сауну. Слухи сразу же поползли, что есть в Гатчине такой турнир, но попасть на него сложно.

Галина Паламарчук:
- В зале, где сейчас тренируется «Олимпия», заседал первый Совет депутатов Гатчины 90-х годов. Вы когда здесь поселились?

Владимир Карпунин:
- Мы много, будем так говорить, бродили по городу. Сначала мы были на заводе «Буревестник», потом нас переселили в первую школу, потом в музыкальную. После этого мы были на «Гатчинсельмаше», и нас заметили, потому что коллектив уже был большой: кочевали, как цыгане табором.
Благодаря совету депутатов и известному нашему великому человеку Станиславу Семеновичу Богданову было принято решение об открытии муниципального бюджетного учреждения - Городской школы спортивного бального танца. Это учреждение было создано в 1993 году, и аналогов не было - мы были первые в России.
Может быть, это помещение и не совсем нас устраивает (мало залов, мало раздевалок), но я считаю, что такого ни у кого нет, даже в Санкт-Петербурге, даже в России. Сейчас по всем правилам и спортзалы, и баскетбольные площадки должны быть оснащены амортизационными лагами, чтобы икры на ногах не забивались. Мы такой паркет приобрели. Естественно, он помогает нашим танцорам в достижении результатов.
А результатов много хороших. Дело в том, что в этом зале площадка достаточно большая. Она, скажем, для того чтобы ансамбль танцевал. На всех международных соревнованиях, на чемпионатах России используется примерно такая же площадка. Судьи сидят наверху на балконах и по бокам.
Благодаря этому мы залу смонтировали видеокамеры, которые показывают и по диагонали ансамбли, и вид сверху.
И мы разбираем с ребятами ошибки, где построение неправильное. Мы 5 раз принимали участие и 5 раз были на чемпионатах России бронзовыми призерами. Потом мы стали серебряными призерами 4 раза. И это серебро давало нам право принимать участие в чемпионатах мира. Четыре раза мы были на чемпионатах мира. Из 20-25 команд выходили в финал среди шести пар. По результатам чемпионатов мира у нас 9 человек имеют разряд «Мастера спорта международного класса», 16 человек - мастера спорта. Я не говорю о кандидатах в мастера, о юношеских разрядах. Мне даже и не сосчитать, наверное.
Танец - наша жизнь. Я всегда мечтал быть тренером. Моя мечта сбылась. Мой папа всегда хотел, чтобы я был военным, как он. Пытался меня отправить в Суворовское училище, потом в высшее военное училище. Но я больше любил танец, потому родители сами меня и отдали с 6-летнего возраста заниматься танцами. Появилась любовь, и для меня уже была цель - стать хорошим танцором, хорошим педагогом.
Может быть, не все получается, но, тем не менее, результаты наших воспитанников говорят, что мы, наверное, на правильном пути. Благодаря, естественно, и этим стенам, потому что не у всех есть возможность заниматься в таком прекрасном зале, а заниматься приходится много.
Мы набираем сейчас детей в возрасте от 4 до 7 лет. На самом деле, тенденция сейчас в стране начинать работать с маленькими детками. Конечно, сложно с четырех лет, тем не менее, такие группы у нас есть.
В этом году мы набрали 29 человек в первый год обучения. Из них пять мальчишек, а остальные девочки. Сейчас для девчонок есть своя прелесть - существует направление «соло», и девочки, танцуя без партнеров, также могут получить разряды. Это для нас плюс, потому как с мальчишками сложно: почему-то родители ведут мальчишек в футбол, в бокс, многоборье, легкую атлетику, а танцы считают балетом. Многие не понимают, что в танцевальном спорте можно также получить разряды, как во всех видах спорта. Не все об этом знают. Раньше, когда мы начинали на «Буревестнике», по 60-80 человек приходило в первый год обучения, мы не делали никакого отбора.
Если даже не все получается, нарушена координация (такие дети тоже часто бывают), мы никакого отсева не делаем: он происходит сам по себе. Мы каждый год набираем новые группы. Если приходят взрослые, мы, естественно, их принимаем. Пусть даже это будет 6 человек, 5 человек. Тем не менее, мы с ними пытаемся работать, чтобы они получили какие-то азы танцев.
Во многих странах танцы сегодня популяризируют. Когда мы были на чемпионате мира в Германии с ансамблем, смотрю, а флаги России на трибунах, мне показалось, что там был флаг Гатчины: оказывается, наш город побратим Эттлинген привез целый автобус болельщиков. Нам было очень приятно. Когда были перерывы, играл оркестр, и все люди - и из-за столиков, и с трибун - могли спуститься и танцевать медленный вальс или танго. Азы, конечно, какие-то исполняли, это было приятно.

Галина Паламарчук:
- Это малая часть ваших кубков?

Владимир Карпунин:
- Да, потому как соревнований и фестивалей очень много. Мы решили сделать стенд, чтобы украсить наши помещение. Когда приходят к нам бывшие ученики, приводят уже своих детей заниматься, то показывают кубки, которые они получили. Потом мы уже перестали их собирать, кому-то отдавали на память. Для того, чтобы все кубки поместить, я думаю, этого помещения, где мы находимся, не хватило бы.

Галина Паламарчук:
- Такие победы, такие кубки - это очень приятно, но это же не самое главное. А что самое главное?

Владимир Карпунин:
- Самое главное - это воспитание подрастающего поколения. Мы прививаем им любовь, чтобы они не бегали по улицам, а были чем-то заняты. Если у ребенка 3 раза в неделю, а иногда у нас и 6 раз в неделю тренировки, это позволяет им физически, эстетически развиваться. И это большой плюс. У меня 40 лет преподавания, многие обращают внимание, что детки, которые занимаются танцами, другие. Вот они приходят в 4 - 5 лет. И кто-то сутулый, но проходит время, они становятся другими: они становятся красивее, подтянутыми физически, более здоровыми. По крайней мере, из тех, кто занимался 5-10 лет, никто не жалеет, что он прошел этот путь.

Галина Паламарчук:
- Давайте представим, что я пришла к Вам на первое занятие. Чему Вы меня можете научить?

Владимир Карпунин:
- Я могу многому научить, но давайте попробуем, по крайней мере, с элементов танца. Медленный вальс. Будет называться перемена вперед, перемена назад. Что мы должны будем сделать? С правой ноги мы делаем шаг вперед, в сторону, приставить. С левой ноги - назад, в сторону, приставить. Вперед мы всегда танцуем с правой ноги, а назад - с левой.
Это партия мужчины. Если мы встанем в пару, я начинаю с правой, вы, естественно, с левой назад. Делаем раз, два, три, раз, два, три, раз, два, три. Вот прекрасно. Такие движения, как я говорил, в Германии на балах танцуют. Мы можем это станцевать по кругу.
Да Вы прекрасная ученица. Будем рады Вас видеть, приходите танцевать.