Вепсы. Быт в деталях.

В каждом предмете - продуманность, разумность, бережливость, знание свойств природных материалов. О "гаджетах" вепсов 19-го века и ранее из Подпорожского краеведческого музея рассказывается в рубрике "Новости пешком".

Новости пешком
23 мая 12:49
628

Галина Паламарчук:
- Все начинается от печки, в том числе и в вепской деревне?

Надежда Сафонова, заведующая Подпорожским краеведческим музеем – Подпорожским филиалом ГБУК ЛО «Музейное агентство»:
- Да, также и в вепской деревне. Сейчас мы находимся в зале 19-го - начала 20 века, и здесь мы хорошо видим, как переплетается культура вепсов, которые проживают на территории нашего района, и русских.

Галина Паламарчук:
- То есть здесь есть предметы и из русской деревни, и из вепской? Вот печка - такая была и у тех, и у других?

Надежда Сафонова:
- Да, это печка-макет, сделанная для детских занятий.

Галина Паламарчук:
- Ну, давайте смотреть, какие предметы быта были в вепской деревне.

Надежда Сафонова:
- Рукомойник, который обязательно висел у печи: когда умывались, наклоняли рожок то в одну сторону, того в другую. Мы видим предметы, которыми пользовались наши местные жители. Это изделия из бересты, из дерева. Мы видим, например, охотничью сумку - ягдташ. К ней подвешены рожки разного диаметра, там находилась дробь, и кожаный чехольчик, в котором находился порох.
Мы видим острогу, с помощью которой закалывали рыбу. Мережка еще ее называли, в разных местах по-разному, - в любом случае служил этот предмет для ловли рыбы. Различные капканы на крупных и мелких животных. Край лесной, и, конечно, здесь было много предметов для охоты и рыбалки.
Здесь мы видим интересный буфет: такой буфет характерен для жителей Карелии и Вологодской области. Он разделял комнату на две части - на кухню и спальню. Красивой стороной он смотрел в сторону спальни. С другой стороны он также открывался, но уже был без росписи. Здесь мы видим посуду, которой пользовались местные жители. Много глиняной посуды, которую привозили с реки Оять, с Алеховщины, с Вологодской области.
Мы видим изделия из бересты - например, бутылка молочницы, в которой благодаря особым свойствам бересты сохраняли жидкости: когда сюда наливали молоко, оно долго не прокисало. Когда наливали родниковую воду, она долго оставалась прохладной.

Галина Паламарчук:
- Бутыль не протекала?

Надежда Сафонова:
- Нет, здесь несколько слоев плетения, при этом она очень легкая, если упадет – не бьется.
Это шкатулка, сделанная из обыкновенных корешков молодой сосны, очень легкое изделие, красивое.
Здесь мы видим предметы, которые ближе к женской половине: подойники, с которыми ходили доить коров, они сделаны без единого гвоздя. Мы видим коромысло, на котором переносили воду. Мы видим деревянное корытце, выдолбленное из дерева. В этом корытце секли траву для животных, грибы, капусту для засолки.
Часто спрашивают, что это за предмет? И мужчины чаще всего говорят, что это или кувалда, или бита какая-то.

Галина Палмарчук:
- Похоже, конечно.

Надежда Сафонова:
- А это простейшие весы: деревяшка с противовесом из капа - сюда на крючки подвешивали товар, и с помощью метки и руки определяли его вес.
Это коромысло. Мы когда проводим детские занятия, то детки в игровой форме узнают, как носить ведра с помощью рамы или на одном плече. Когда девушка несла воду в ведрах на коромысле, то, естественно, она выпрямляла спину. Никакого искривления позвоночника не было. Была красивая осанка. Ведра с водой надо было донести полными домой.
Часто спрашивают, что это за предмет? Это для грубой домашней работы терка для овощей. Внизу ставили корытце, крутили этот предмет и терли овощи для животных.
Вот изящный фонарик. Раньше, когда не было электричества, чтобы вечером выйти во двор, использовали такой фонарик. Внутри находится свечка, ее зажигали, и пламя свечи увеличивали с помощью увеличительного стекла.
Это конец 19-го века.

Галина Паламарчук:
- Перед нами даже стульчик какой-то.

Надежда Сафонова:
- Стул, сделанный из коряги. Он служил и как стул, и как прялочка для девочки. Рядом со стулом находится крест 1763 года. Находился этот крест в деревне Йоканта, за Важинами. В годы войны финны сожгли эту деревню, и до наших дней она не сохранилась. Там сейчас находится несколько домов. Местные жители этот крест сохранили и в 70-х годах 20-го столетия передали в дар музею.
Здесь мы видим различные прялочки, утюги, характерные для женской половины дома, ткацкий станок, за которым сидели взрослые женщины, ткали серое полотно, из которого потом шили одежду. Он исправен. Также мы видим колыбельку или зыбку, в разных местах по-разному ее называли. Мы видим рожок, с помощью которого можно было попить молока. Мы видим грызунок, сделанный из коры березы. Когда у малыша режутся зубки, можно было дать ему этот грызунок. Для внука дед мог сделать деревянную погремушку. На ярмарке можно было купить глиняные или деревянные свистулечки. Естественно, из различных лоскутков делали куколки, в которые играли и мальчики, и девочки.
Наши фонды богаты коллекцией вышивок. В 70-х годах проходили этнографические экспедиции по нашему району, и собрана уникальная коллекция полотенец, становиц.

Галина Паламарчук:
- Чем отличаются эти вышивки?

Надежда Сафонова:
- В основном рисунок наносился красными нитями. Здесь мы видим и геометрический, и растительный рисунок. Очень люблю вот это полотенце. Хозяйка на века оставила свое имя: «Вышивала полотенце Анна Кудрявцева 1885 года, 20 мая». Какое белое полотно льняное, какая изящная работа! Надо учесть, что все эти изделия изготавливались без электричества.
До 1935 года в наших домах не было электричества, только в 1935 году началось строительство нашей гидроэлектростанции.
Здесь мы видим также обувь. Вот полусапожки - очень легкие, изящные, сделаны из натуральной кожи. За загнутый носик эти сапожки крепились к лыжам.
Если посмотрим на детский сапожок, он как игрушечный. Рассмотрим подошву: её раньше подбивали деревянными гвоздиками. В наше время они уже были отреставрированы металлическими. И каблучок - прослойка кожи, прослойка бересты, прослойка кожи, прослойка бересты. Береста не пропускает влагу, это свойство наши предки использовали в изготовлении своих изделий.

Галина Паламарчук:
- И все это из семей в Подпорожском районе?

Надежда Сафонова:
- Все эти предметы собраны во время этнографических экспедиций по Подпорожскому району, а также переданы в дар от населения.

Галина Паламарчук:
- Вам, наверное, этих предметов хватит, чтобы реконструировать целую избу?

Надежда Сафонова:
- Да, конечно. У нас еще в фондах находится много бытовых предметов.

Галина Паламарчук:
- Что Вас поражает в бытовой культуре того периода? Продуманность?

Надежда Сафонова:
- Очень сильно ощущается связь человека с природой. Человек был близок к земле, к лесу, и все, что у него находилось под рукой, он все приспосабливал, использовал в быту. Предметы очень простые, но они необходимы были человеку в этой жизни всегда. Многие предметы, которыми мы пользуемся сейчас, являются продолжением тех предметов, которые использовались раньше. Например, прообраз современного миксера - это мутовка, которой взбивали сливки на масло.
Вот, например, вязаная скатерть: её несколько лет назад в дар музею передала местная жительница. С ее слов - эта скатерть с начала 20-го века, передавалась по наследству невесте в день свадьбы. По-видимому, связь поколений прервалась, и вот женщина сделала музею этот уникальный подарок. Сплетена скатерть очень просто - в виде рыболовецкой сети и украшена орнаментом.
Вот этот стол датируется концом 19-го - началом 20-го века. Столешница вырезана вручную, только ножки выполнены на токарном станке. Привезен этот стол из села Винницы.
А этот зал очень любят посетители, очень любят дети, потому что здесь мы проводим разные тематические занятия. Мы расстилаем ковер, рассаживаемся на нем и через предметы познаем историю нашего родного края. И ребята забывают про все современные гаджеты. Здесь им очень интересно. Они для себя делают такие открытия, так много нового узнают!