Светлана Светличная: «Можно сыграть одну Габи и быть счастливой»

20 ноября на Троекуровском кладбище в Москве похоронили актрису Светлану Светличную.
Заслуженная артистка РСФСР неоднократно была гостьей Гатчинского кинофестиваля "Литература и кино" - блистала в
своих эксцентричных чёрных шляпках на 2-м, 5-м и 21-м кинофорумах.
В 2015-м Светлане Светличной вручили специальный приз "За преданность кинематографу" от правительства и
Законодательного собрания Ленинградской области - ювелирное украшение гранатовый браслет.
Талантливая актриса в том же году встретилась в городском ДК со своими поклонниками, а также дала интервью
нашему телеканалу.

Гатчинские сезоны
22 ноября 10:25
971

Галина Паламарчук:
- Светлана Афанасьевна, как Вы себя ощущаете в Гатчине?

Светлана Светличная:
- Вчера, когда прошел мой творческий вечер, я вспомнила поездку 10-12- летней давности, когда мне было просто
замечательно здесь. И вот это чувство вчера вернулось. Эта творческая встреча была для меня особенной, хотя
темы, так сказать, не менялись. Я спала хорошо и поняла, что Гатчина меня приняла - и природа, и колокола я
слышала, я вписалась, и зрители рады меня видеть. Я знаю даже, что меня ждет какой-то сюрприз. Думаю, меня хотят
отметить и как женщину, и как актрису, и как творческого человека за те картины, которые заняли очень хорошую
нишу (интервью проходило до вручения Гранатового браслета – прим. ред.).

Галина Паламарчук:
- А какие, по Вашему мнению?

Светлана Светличная:
- Это «Им покоряется небо» Татьяны Лиозновой. Это «17 мгновений весны». Вы знаете, я так люблю Штирлица и Габи
(Габи Набель — молодая машинистка в кафе «Elefant», куда любит заходить Штирлиц - прим. ред.). Я вчера смотрела
и даже дыхание задерживала, потому что там столько страсти, там есть такая скрытая любовь.
«Им покоряется небо» - это заявка на то, что я трагическая актриса. И я это проверила и на сцене, когда играла
Марию Тимофеевну Лебядкину в «Бесах», это и стихи, которые я сейчас читаю на сцене, это и монолог Татьяны
Лариной. Татьяна Лиознова доверила эту роль мне, ей тогда было 22 года, хотя я знаю, что худсовет не одобрил, но
она, как рентгеном, меня проверила и поняла, что я сыграю. Даже один раз Татьяна Михайловна изменила свою
режиссерскую трактовку в сцене, где возвращается Нина Колчина домой. Если бы Татьяна Михайловна еще снимала и
была моложе, хотя бы на десяток лет, наверное, она еще мне нашла бы роль. И вот состоялся бы этот альянс
режиссера и актрисы, такой, как я сейчас, а я сейчас совершенно по-другому к себе отношусь и к людям, и к
творчеству. Наконец, я могу возражать.
«Бриллиантовая рука» - спасибо Гайдаю, но это толика моих актерских возможностей.
А когда я снималась с Бондарчуком, я вообще не дышала, потому что иногда давят авторитеты и партнеры.
Я часто думаю, где же те режиссеры, которые не увидели мои заявки на роли…

Галина Паламарчук:
- Вам не обидно, что так много заявок, а большой трагической роли нет?

Светлана Светличная:
- Было обидно, пока я росла как актриса и как человек. А сейчас - нет. Знаете, почему? Потому что я теперь знаю
цену себе.
Благодаря фотосессии по живым фото я приглашена в Монако почетным гостем на международный благотворительный
кинофестиваль. Я в мой юбилей уезжаю из Москвы, там будет чествование картины Михаила Калика «Любить».
Вчера на творческой встрече у вас в Гатчине ребенок мне принес гиацинты и вдруг говорит: «Вы такая красивая». А
я имею в виду не внешнюю красоту, хотя я держу себя в форме, и мне нравится, когда я в форме. От моей фамилии
Светличная, от Светланы идет свет.
Журналист из Благовещенска Александр Ярошенко недавно в газете написал: «Не виноватая она, что родилась красивой
женщиной. И все потому, что у нее душа без морщин».
Я не обижена совершенно на жизнь. Мои эпизодические роли стоят гораздо больше, чем главные роли других моих
коллег, которые не запоминаются. Даже «Неподсуден», который я тоже очень люблю, там я играла стюардессу Вику.
Сейчас я уверена, что можно сыграть одну Габи и быть счастливой.
Для меня была неожиданностью, конечно, Мария Тимофеевна Лебядкина. Я прочитала роман и думаю: для меня роли нет,
потому что та слишком старая, а это слишком молодая. Я ходила на репетиции, потому что Володя Ивашов репетировал
Ставрогина. А во мне режиссерский глаз - и тогда был, а сейчас есть. На нас ходили в то время - и на Володю,
Ставрогина, и на меня, Марию Тимофеевну. На меня после «Бриллиантовой руки» реакция была: «Это не может быть!» А
мне кажется, что я даже не играла, я шла в этот момент, и Федор Михайлович сверху смотрел на меня и именно такую
представлял Марию Тимофеевну. Может, я преувеличиваю, но я говорю о своих чувствах, но у меня было такое
ощущение.

Галина Паламарчук:
- Вы говорите, вчера с удовольствием посмотрели эпизоды, которые Вы играли. А Вы любите себя смотреть на экране?

Светлана Светличная:
- Если бы это была не я, я бы подошла к этой актрисе и сказала: «Какая Вы умница».

Галина Паламарчук:
- Не могу у Вас не спросить про «Бриллиантовую руку». Это была легкая работа?

Светлана Светличная:
- Да Вы что! Нет, она сложная. Я первый секс-символ. Неслучайно нас вместе снимали с Полем Бельмондо, когда
привезли в Москву, чтобы он отметил 80-летие как первый секс-символ мужской. А меня пригласил Малахов, я первый
секс-символ женского образа.
А «Бриллиантовая рука»? Без нее не Светлана Светличная. Тогда по ней с ума сходили мужчины разных возрастов.
Было сложно, потому что я человек прямой. И кокетливой бываю, и жены меня ненавидели в большинстве своем, потому
что мужчины, даже если они не говорили, но они, как кот на сало, реагировали. Там эта аферистка, действительно.
шикарная, да еще с таким партнером, как Никулин.
Такой тандем потрясающий и такая импровизация - я имею в виду танец, все эти ужимки и так далее. Меня китайцы
недавно узнали в Москве, потому что я из «Бриллиантовой руки». Настолько яркая картина, и все актеры на своих
местах. Андрюша Миронов. Мне приписывают, что у нас роман, но не было такого, у нас была симпатия. К сожалению,
она продолжалась всего три дня. Потому что три дня снимали в Адлере. Дочь Папанова не любит отца в этой роли, а
он все равно шикарен – действительно, такой идиот. Это проба пера актерская. Папанов и в жизни серьезный, и роли
такие, а вот такого идиота сыграл, точно так же, как и я.
Когда я согласилась, они уже снимали «Бриллиантовую руку», и кто-то в этой роли уже снимался, я так думаю. И
Леонид Иович Гайдай, видимо, понял, что мимо, и тогда стали искать. Меня утвердили: сегодня кинопробы, и завтра
мне уже позвонили, что надо срочно. Кинопроба у меня была очень хорошая, я была в белом пиджаке, молода - тогда
мне все шло.
Я испугалась, нервничала, а уже костюм сшили. Короче говоря, меня забросили в космос - без репетиций, без
тренажа.
Потом прекрасное ощущение было, когда я поняла, что получилось.
Мой партнер, Юрий Никулин, такой потрясающий, он видел мой страх, говорил: «Не обращай внимание, смотри только
на меня». Какие-то хохмочки отпускал. Я попросила не снимать тот танец, который специалисты поставили, а чтобы я
сама придумала. Была пара учителей танцев - мужчина и женщина – их поблагодарили. А мы потом сами сварганили то,
что вы увидели на экране, там же не танец совсем, там нечто другое.
Никулин очень серьезный. Я таких людей не люблю. Комедиограф, а не юморит никогда, он, как полицай. С Папановым
у нас не было сцен, Никулин, Андрей Миронов - это мои партнеры. Поэтому и получилось. Нас не будет, а
«Бриллиантовая рука» будет.
Мне кажется, что у Гайдая ранние работы - золотой фонд. Но пусть не обижается там, на небе, последние работы не
очень хороши, бывает и творческий климакс - это мое выражение: все надо делать вовремя и мне, и другим.
Жалею, что не сыграла больше, потому что роли ушли в силу возраста. Но зато я опередила возраст, хотя мне 75
будет, я играла Нину с Ренатой Литвиновой у Стеллинга: она молодую Нину, а я через 50 лет, то есть моей Нине уже
на экране должно было быть 80 лет. Я забыла, что мне самой 70, мне казалось, что 80 лет - уже вообще люди так
долго не живут. Но я пошла на этот эксперимент для себя, я не была уверена, что Йос Стелинг (Нидерландский
кинорежиссёр и сценарист – прим. ред.) меня утвердит. У меня не было кинопробы, мы с ним просто беседовали. Я
говорю: давайте я вам почитаю стихи, потому что мне показалось, что именно стихами я могу ему показать, что я в
форме как актриса. А пришла к нему, как невеста, вся в белом - это мои хитрости. Я себе позволяю мини, потому
что я поняла, что люди моего возраста мне разрешили, они меня принимают. Не всех принимают, а меня принимают,
потому что это мое. Моя суть - кокетство, моя суть - показать ножки и все время нравиться. Я так хочу нравиться!
И слава Богу, что ноги-то даны, я их сохранила. И иногда люди моего поколения говорят: «Вы знаете, мы, глядя на
вас, думаем, что возраст и ни при чем, это не главное».
Другое дело - не переборщить. Кто-то меня осуждает, я уверена в этом, завидуют. А мне комфортно, я не ощущаю 70
лет.

Галина Паламарчук:
- А сколько лет Вы ощущаете?

Светлана Светличная:
- Сейчас скажу: 38-40, когда уже есть опыт. А потом - есть зеркало, я вижу себя. Вот вчера было очень хорошее
настроение на творческом вечере. Знаете, я правильно и неожиданно оделась. До меня мои коллеги выходили в
длинном платье. Я была в шляпе, которые мне идут, я была в костюме, в пиджаке, и я была в оригинальной юбке ниже
колен. И там была особая фишка - такой беленький треугольничек, я срезала этот низ, оставила белый треугольник.
Когда я посмотрела в зеркало, подумала: «Ай да, Светка, ай да, умница, хорошо одета». Я реакцию почувствовала:
«она и такая может быть». Да, может.
И мне самой интересно с собой, когда я это делаю не обязательно для съемок, не обязательно для сцены. Я даже
дома, когда плохое настроение, намалюю глаза, причешусь и надену платье, которое купила и не надевала. Я себе
поднимаю настроение, а мне больше некому поднимать, я одна живу. У меня уже даже нет кошки Маруськи, которую я
любила. Вообще меня животные любят, собаки и кошки. И дети тоже, но дети сейчас разные. Есть дети капризные,
есть дети противные, есть дети особенные. Со мной ребенок раскрывается, хотя сначала как бы зажимается. Вот
недавно мы в Иваново ехали на машине, это 420 километров, и в машине хорошая семья - родители и двое детей. Я
ехала на творческую встречу, дети сначала присматривались ко мне. Елисей, ему полтора года, и Кристина, а потом
как разошлись... Я была довольна, очень хорошие ребятишки.
Вы знаете, проверять надо себя на животных и на детях. Пока у меня контакт есть.

Галина Паламарчук:
- Когда наряды выбираете, с утра, например, или на выступление, Вы по цвету определяете их?

Светлана Светличная:
- Прежде всего, я люблю черно-белое вообще, есть у меня такое предпочтение. Иногда летом я себе позволяю и люблю
теперь красное, у меня есть кардиган красный. И когда я бледно выгляжу и это ничем не могу исправить, то надо
надеть красное и как бы пыль в глаза пустить. Да, и шляпа - это мое спасение.
Я продумываю образ сама и иногда советуюсь с оператором, потому что экран не терпит клеточку какую-то там и еще
что-то. Я вот шарф возьму и спрошу, как будет лучше - с ним или без него. Или показать, что у меня есть
драгоценности, а это бижутерия, конечно (смеется – прим.ред).
Вот я вчера поняла, что надену маленькое платьице. Знаете, выручалочка - маленькое французское платье, оно
всегда должно быть в гардеробе у каждой женщины. Мне позволяет фигура, я ее не распускаю. Я даже не соглашусь на
роль, где нужна толстая тетка: поправиться, а потом сбрасывать 10 килограммов - нет, уже не пойду на это. А в
молодости я могла, я была худющая, а Кеосаян сказал, что для Стряпухи надо поправиться на 5 килограммов. Я
поправилась: халва, сало сделали свое дело. Сало я люблю и сейчас. Но я так долго сбрасывала те килограммы,
очень тяжело, когда срочно надо набрать.

Галина Паламарчук:
- А сейчас Вы себя ограничиваете?

Светлана Светличная:
- Я ограничиваю себя в хлебе. Но все равно, если пахнет и хлеб хорош, трудно удержаться. Здесь, кстати, где мы
питаемся, потрясающие булочки, я их редко ем, а сегодня утром выпила чай и съела с удовольствием эту булочку с
повидлом.
Мне кажется, я к Монако уже готовилась, на весы встала, я была на два килограмма больше. Для Монако эти два
килограмма я сбросила. Можно еще один, но не больше, потому что возраст.
Я ограничиваю себя, когда работаю. А когда я никому не нужна, я имею в виду режиссеров, у меня есть 15-20 дней,
если никуда не зовут, и на творческие встречи не иду, то позволю себе картошку жареную на сале, я ее очень
люблю. И рассказываю своем подружкам: «Сейчас сижу и кайфую, ем селедку, картошку в мундирах и в кружку налила
пиво».
Потом я могу себе в этом легко отказать, у меня сила воли всегда была.
Вот Мария Тимофеевна, она же, как у Достоевского написано, иногда забывала даже откусить кусочек булочки,
который был на столе.
Я поняла, это значит, что она худенькая. Я тогда, чтобы это измождение было, а я была молодой еще, похудела на 6
килограммов, а в день спектакля я вообще не ела, только воду пила. Зато, когда спектакль заканчивался, вы бы
видели, как я летела домой, чтобы поесть.
Была у меня картина, называлась «День гнева», где Алексей Петренко был партнером. Там я играла женщину, которая
дала обет молчания и ушла в лес жить. Это черная фантастика - то, к чему Украина сейчас приходит в стремлении
убивать друг друга. В фильме забирали детей и убили ее мужа, она осталась одна и ушла в лес. Как подступиться к
это роли? Я поняла: благодаря силе воли. У меня есть две недели до съемок, чтобы понять ее. Раз она живет в
лесу, значит, питается только орехами, коренными ягодами, грибами. В чем была - в том и ушла, потому что дом
спалили. Значит, обуви нет, она уже давным-давно босиком. У нее могло быть связанное теплое платье. У меня было
вечернее платье, решила его покрасить, оно было темно-серое, надо порвать подол и все такое прочее. Я голодала,
под ногтями земля, губы потрескавшиеся, обветренные, волосы – расчески нет, репейники. Вот такой я и приехала в
Севастополь, где снимали, показалась режиссеру, он только что в обморок не упал: так вот она! Человек, который
не хочет жить, но живет, мертвые глаза - и это есть на экране.
Один журналист сказал: «Я только не могу понять, Светлана, как Вы сделали такие мертвые глаза человека?»
Я когда увидела «День гнева», я даже забыла, что это я, вот сейчас тоже мурашки по телу пошли.
Я считаю, что эпизод иногда сложнее играть, нежели большую роль: когда что-то не удалось здесь, там еще будет
сцена, и ты можешь дальше проявиться. Здесь, в эпизоде, нужно быть точным в любой детали, как в тире попасть в
десятку.

Галина Паламарчук:
- Вы занимались каким-то видом спорта?

Светлана Светличная:
-Я биатлон люблю. У меня были разряды по волейболу. В легкой атлетике у меня был разряд, юношеский разряд по
плаванию. Сейчас уже не заплываю далеко, потому что в Пицунде, когда я отдыхала, а я любила, чтобы нервничали
все, кто на берегу, я могла плыть далеко, я мечтала, и один раз заплыла дальше, чем были силы, повернула
обратно, а море штормило, два балла, качало, мне жутковато стало. На берегу видели, потому что я всегда в белой
шапочке плавала, наблюдали и волновались. Но они, в отличие от меня, видели, что меня сопровождали дельфины до
тех пор, пока берег не стал близко. Я не видела их, я бы решила, что там акула, еще что-нибудь, и еще больше бы
испугалась. Мне жутко и так было.

Галина Паламарчук:
- Вы человек сильных страстей, да?

Светлана Светличная:
- Если люблю - все отдам, сниму с себя все и устрою пир, и все такое прочее. Володя Ивашов пришел к нам на наш
курс как второгодник, а я, конечно, глаз на него положила. Я видела картину («Баллада о солдате»), думала, какой
парень. Мне понравилась и сама тема, и сама история, и финал, когда мать выходит на эту дорогу. И вдруг заходят
Жанна и Володя, и я думаю: вот это да, это же возможность понравиться ему. Так случилось, что на курсе я была
героиней, то есть на меня ложились все роли. В постановке «Казаков» поцелуи были по сценарию, и мы потянулись,
особенно я, и сразу подумала, какие мягкие губы: я первый раз ощутила, что такое поцелуй. Когда Володя мне
сказал: «Мне кажется, я тебя люблю, Светка», я так обрадовалась. Я сразу пошла на почту маме звонить: «Мама, я
скоро выйду замуж». Он понравился родителям, свадьба у нас была в Мелитополе, где папа после демобилизации
построил дом.
Потом на Украине начались какие-то процессы, все неслучайно там, глава города решил снести всю улицу построенных
домов демобилизованных офицеров. Снесли наш дом, а он был в таком прибалтийском стиле, потому что папа в Австрии
был, в Венгрии. Вкус хороший у него был, у мамы тоже.
Семья Ивашовых концы с концами еле сводила, отец на заводе работал, трое детей. Получилось, что только у моих
родителей мы можем свадьбу сыграть. Там все было - гуси, утки, куры, рыба, в подвале помидоры, огурцы, яблоки.
Я поняла, что я страстная девушка и именно такой, как Володя, мне был нужен муж, он меня сдерживал, наверное,
поэтому я сегодня такая. Хотя закидоны у меня были, но Володя любил меня. Может быть, у него симпатии и были, я
сейчас мудрая стала, и когда мне говорят: «Вы знаете, там что-то могло быть», я говорю: «Лишь бы роман был
хороший».
Я считаю, что есть люди, которые без романов, особенно мужчины, жить не могут. У меня были влюбленности, и я
думаю, что если бы я была страшненькой, то, наверное, никто бы на меня не обращал внимания. А если бы люди
только знали, от скольких романов я отбилась! Для меня была важна семья, для меня был самый любимый - Володя. Мы
перед его уходом, лет за пять, а я верующий человек, 9 мая обвенчались, чтобы он не волновался: а вдруг Светка
опять кого-нибудь найдет? Это была точка в чувствах. Когда его привезли в храм на Комсомольском проспекте, то
офицер, который его сопровождал, говорит: «Вы знаете, я понял, как же он Вас любит».

Галина Паламарчук:
- Что Вы пожелаете нашим зрителям?

Светлана Светличная:
- Чтобы они были живы-здоровы, не болели. Когда меня спрашивают, что Вам пожелать, я говорю: «Пожелайте мне
здоровья. Все остальное у меня есть».
Еще хочу пожелать, чтобы они знали, что жизнь коротка и быстротечна, и то, что нам с рождения дано - любовь,
бережливость, тепло, радость – это все надо беречь и раздавать своим детям, своим родителям, и своим зрителям,
если ты актриса. Мне кажется, что любовь, добро и красота вместе победят все невзгоды. Там, где добро - там все
будет.
Спешите делать добрые дела! Мне кажется, их надо делать в течение жизни. А если тебе уже под 80, то тогда
спешите.

Галина Паламарчук:
- Светлана Афанасьевна, я желаю Вам здоровья и еще, наверное, позволю себе пожелать вдохновения.

Светлана Светличная:
- Да, я надеюсь еще найти какие-то высоты, вспыхнуть, взлететь.

Фото - Федор Полевой