Скворицы. Ингерманландская история

Живешь и изучаешь историю своего народа, ездишь по этой земле, а потом узнаешь, что рядом с тобой живет другой народ, какой-то иной, таинственный (как все другие народы). И этот народ ту же землю считает своей. Так очень часто бывает, но нечасто мы задумываемся об этом другом народе, живущем поблизости (да не поблизости, а вот прямо здесь, между нами).

Общество
25 октября 2016 16:40
534

В деревне Скворицы начинается река Ижора. И со Сквориц началось мое знакомство с неведомой землей Ингерманландией, Инкеринмаа, Ижорской землей.Что сохранилось на этой земле из далекого прошлого? Несколько разрушенных зданий, перестроенные старые дома, часть столетнего моста, лютеранская церковь.


Знаю одного человека, который каждый старый камень здесь, в окрестности, помнит. Каждую мелочь помнит. Там, где для кого-то разрушенный мост — для него история. И человек уже не один, хотя живет в такой местности, где жителей не очень много. Он богат жизнями, что были до него. Он охраняет, как может, эти камни, потому что они — часть его. Они, в том числе, его построили. И я уже не могу пройти, как обычно, мимо этих камнях. Кажется, что они живые, что они разговаривают.


С девятого века территория Невского края принадлежала Новгороду. Здесь, кроме русских поселенцев, жили племена водь и ижора. В начале семнадцатого века эти земли попали под шведское владычество, и около сотни лет, до Петра, были шведскими. Тогда и переселились сюда карелы и финны из Юго-Восточной Финляндии и Карельского перешейка. Здесь они получили землю, которой не имели на родине. По-шведски земля эта была названа Ингерманландией.


Стали появляться лютеранские приходы, в которых богослужение велось на финском языке. В 1624 году был основан Скворицкий приход. Две первых церкви были деревянными, а в 1839 году по проекту гатчинского архитектора А.М. Байкова было построено современное каменное здание, освященное во имя Св. Екатерины Александрийской. Во многом благодаря своей связи с церковью финны сохранили свои язык и культуру и при российской власти.


Пострадали финны после революции. Во второй половине двадцатых годов начались репрессии. Все церкви были закрыты. Скворицкая церковь была отобрана у прихожан в августе 1937 года. Почти всех финнов выселили из родных мест и расселили по всей России.


Финны стали возвращаться на родину после смерти Сталина. Вновь открывались приходы. Скворицкий приход был восстановлен в 1990 году. Так как церковь св. Екатерины была разрушена, богослужения вначале проводились во временной церкви. В 2002 году силами добровольцев на средства прихожан было начато восстановление церкви. Следы разрушений решено было оставить в память о трагических событиях двадцатого века. Богослужения в церкви уже ведутся (на финском и русском языках), но строительные работы все еще продолжаются.
Почему мы должны думать о другом народе, о другой религии? Для всякого культурного человека национальность другого — не причина разобщения или неприязни, а повод к любопытству, к узнаванию. Культура (и религия как часть культуры) другой национальности — то, что умножает мой мир, дает ему новые краски, наполняет новым смыслом. Двое соседей — как урок друг для друга: вот чем явилась земля, мной и тобой. Удивительно, как она богата.


В наше время, когда так трудно некоторым народам принять друг друга, для начала нужно учиться жить в мире хотя бы с теми, с кем нет вражды. А, потом, может быть, мы научимся мирно жить и со всеми. Но это, вероятно, дело долгое и трудное.


Не делить землю, а делиться. Твое прошлое оберегаю, потому что оно и мое. По твоим камням ступаю бережно, потому что они — и мое богатство. Я богат не только своей историей, но и твоей. Тобой (соседом) я умножаюсь, и тобой делаюсь сильнее.