Семрино: правда и вымыслы
Семрино - первая станция на железной дороге Царское Село - Дно. Боевые железнодорожники пытались здесь остановить корниловцев в августовские дни 1917 года, а за полгода до этого стремились спасти российскую монархию. Об этом – в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- История поселка Семрино неразрывно связана с развитием железнодорожной станции. Но назывался он сначала не так.
Олег Евтушенко, краевед:
- Дело в том, что, образно говоря, рождение поселка совершилось в ноябре 1899 года, когда было принято решение о строительстве железной дороги Царское Село – Дно. Через Гатчину, через Тосно была еще в 19-м веке. Теперь решили здесь построить.
В 1900 году началось строительство, и в 1903 году здесь возникла станция. И первое ее название было просто Виркино. Это была просто деревня в нескольких километрах отсюда. Потом, когда появился поселок, а два Виркино быть не могло, было принято решение назвать Семрино в честь ручья Семрин, он есть на картах 19-го века, а на современных картах он практически отсутствует, потому что в связи с осушением этих местностей ручей превратился в какую-то канавку. Ее очень трудно заметить: когда подъезжаешь к Семрино со стороны Вырицы, проехав 46-й километр, через 300 метров есть мостик через этот ручей, если знать, где он примерно находится, то в 200-300-х метрах можно заметить такой небольшой поток.
Это была первая станция на железной дороге в Царское Село. В Антропшино была платформа, там поезд стоял всего одну минуту.
Станция Кобралово появилась в 1915 году. Сусанино примерно тогда же: тогда был полустанок, назывался Ковшовка, в 1913 году, когда переименовали в Сусанино, возник этот современный каменный вокзал, который сейчас объявлен объектом культурного наследия. Но, к сожалению, никто средств не выделяет, внимания тоже, и сейчас он разрушается.
Итак, вокзал в Семрино был первый – появился в 1903 году. А потом, уже где-то в 1907 году, появился вокзал в Вырице, который потом был разрушен.
Галина Паламарчук:
- Но тот вокзал, который появился в Семрино, был типовой, красивый, деревянный?
Олег Евтушенко:
- Да, они строился по типовому проекту. Целый ряд был таких вокзалов в России. Они относились к так называемым образцам железнодорожной архитектуры. Он есть на старых фотографиях – с такими своеобразными украшениями.
К сожалению, в 2007 году он был разрушен.
Вообще этот вокзал, забегая вперед, скажу, сыграл большую роль в жизни семринцев. Он был своего рода центром жизни. Сюда приезжали, отсюда уезжали, встречали родственников, провожали. Здесь молодежь собиралась.
Галина Паламарчук:
- Я читала, что в советское время, по-моему, даже библиотека в нем была?
Олег Евтушенко:
- Да, она появилась, по-моему, в 1967-1968 годах. Библиотека была в красном уголке. Потом она уже переехала в другое место. Люди собирались в ней поболтать. Молодежь по вечерам на гитарах играла. А вокзал не закрывался круглые сутки в то время. Это сейчас туда не так-то просто войти.
Галина Паламарчук:
- Но мы с Вами забежали далеко вперед. Тогда же, в 1903 году, появилась и водонапорная башня, сохранившаяся до сих пор?
Олег Евтушенко:
- Да, сразу. Потому что здесь железнодорожное движение началось именно в 1903 году. Эта станция изначально имела большое значение, она создавалась как передаточная, то есть поезда, идущие по этой ветке, на станции Семрино совершали поворот в сторону станции Владимирская на ветке, которая соединяет Гатчину и Тосно. Эта ветка заходила в районе 42-43-го километров. Если на электричке ехать, можно заметить оставшуюся насыпь, рельсы уже убрали.
Галина Паламарчук:
Водонапорная башня для чего была нужна?
Олег Евтушенко:
- Она нужна была для того, чтобы заправлять паровозы водой. Вода перерабатывалась в пар и приводила в действие паровой двигатель. В башне находилось 67 тонн воды. Потом самотеком заправляли паровозы. А зимой приходилось эту воду подогревать, чтобы вода не замерзла. Очень хлопотно это было.
Сразу возник вокзал, жилые дома для провозных бригад, грузовые пакгаузы, землянка для хранения керосина, все же на керосине было. Ну, и ряд разных построек.
Движение здесь началось 15 декабря 1903 года. Зафиксировано первое упоминание о станции Виркино. Достоверное. Ну, понятно, что за одну ночь вокзал и башню не построить. Видимо, все- таки фактическое рождение поселка несколько раньше произошло. Первое время интенсивность движения была - две пары паровозов с вагонами в неделю. То есть, за неделю два поезда приходили, два поезда уходили. В марте 1904 года уже - три пары в неделю. Ну, а потом, когда построили дорогу до Вырицы, уже поехали дачные поезда. Был дачный поселок, привозили дачников на поездах.
Через время хозяйство здесь стало еще более обширным. Сейчас здесь шесть пар путей, шесть пар рельсов, а тогда было восемь.
Галина Паламарчук:
- А вот это здание, рядом с вокзалом, деревянное, тоже сохранилось с тех времен?
Олег Евтушенко:
- Да, оно тоже считается постройки 1903 года. Это здание предназначалось для паровозных бригад, оно делилось пополам. В одной половине жили машинисты и помощники машинистов, а в другой - кочегары и смазщики.
Галина Паламарчук:
- Что за история о роли, которую сыграла станция в феврале 1917 года, в революционные годы?
Олег Евтушенко:
- В феврале - в начале марта 1917 года здесь был заблокирован Георгиевский батальон. Дело в том, что, когда началась Февральская революция в Петрограде, царь Николай II, который находился в ставке в Могилеве, выехал в Петербург, но его задержали в Пскове. Тогда Николай II послал в Петроград для наведения порядка и усмирения бунтующих Георгиевский батальон во главе с генерал-адъютантом Ивановым. Батальон состоял из солдат, награжденных георгиевскими наградами. Отсюда и название. И вот когда они приехали сюда, на станцию Семрино, здесь представители разных партий агитировали железнодорожников, те заблокировали пути, и батальон так и остался на станции. Случилось это 2 марта.
Собственно говоря, этот батальон не смог бы усмирить революционный Петроград, потому что в батальоне было всего 800 человек, а восставших было порядка 150 тысяч. Кроме того, 2 марта, как известно, Николай II от престола отрекся. То есть батальон просто доехал до Семрино и потом вернулся обратно.
Вот такая история с батальоном.
Галина Паламарчук:
- Раз уж мы заговорили про Николая II, верно ли, что здесь, в этих местах до революции, то есть в 1916-м году, Николай II охотился с гончими?
Олег Евтушенко:
- Такие сведения гуляют по Интернету, очень много об этом говорят, ссылаются на дневники Николая II. Николай II, действительно, вел дневники, каждый день отмечал, чем он занимался в рабочее время и как отдыхал вечером. Например, есть такая запись: «Я встал утром в Семрино, попил чаю, прогулялся и поехал в Царское Село». Ни слова об охоте в Семрино нет. Дважды, 17 января и 18 февраля, он был здесь, на станции, пил чай. И, как он сам пишет, гулял и возвращался в Царское Село. Поэтому то, что он здесь охотился, миф.
Галина Паламарчук:
- Но то, что он здесь был, это факт.
Олег Евтушенко:
- Да, это подтверждается его дневниками, он был, и, действительно, все это зафиксировано.
Галина Паламарчук:
- Этот миф мог возникнуть, потому что здесь были густые леса?
Олег Евтушенко:
- Да, здесь были густые леса, даже непроходимый лес. А вообще-то, если говорить об охоте, Николай II был заядлым охотником, но охотился он, в основном, в районе Гатчины, Петергофа и Царского Села. Причем чаще всего не в лесу, а в так называемых охотничьих хозяйствах, где разводили фазанов, на которых он, собственно говоря, охотился. Он все подробно описывал: сколько дичи добыли, сколько лично он добыл. И счет порой превышал сотню голов.
Галина Паламарчук:
- Но здесь фазанников не было?
Олег Евтушенко:
- Не было. Здесь просто была станция, какие-то дома. Потом уже здесь стал возникать потихонечку поселок. Что интересно, он строился не от современной первой линии, как, казалось, было бы логично, а с другой стороны - от восьмой, девятой линий. Сначала давали по 24 сотки, но после войны участки разрезали пополам и получилось по 12 соток, которые сейчас существуют. Строились из этого леса, его было достаточно.
Галина Паламарчук:
- А еще одна история: верно это или нет, что здесь была остановлена Дикая дивизия Корнилова?
Олег Евтушенко:
- Можно много прочитать о том, что здесь была заблокирована так называемая Дикая дивизия. Это случилось 28 августа во время Корниловского мятежа, когда Корнилов хотел прорваться в Петроград, захватить его и стать правителем России. Он планировал такую должность. Часть войск осталась верна Временному правительству, а часть пошла за Корниловым.
Сюда он послал так называемую Дикую дивизию. Это ее неофициальное название, вообще она называлась Туземной конной дивизией. Она формировалось исключительно из добровольцев мусульманских народов. И вот здесь заблокировали не дивизию, как пишут, а два полка: черкесский и ингушский, а в дивизии было 11 полков, и они стояли на станции Дно. Но два полка сюда все-таки смогли доехать. Здесь попытались их заблокировать, потому что опять-таки агитация была большая, серьезная, и железнодорожники постарались полки не пропустить. Историки спорят: то ли они рельсы разобрали, то ли повалили с помощью домкратов вагоны на рельсы. В любом случае, металл тяжелый материал, железнодорожники попотели в тот день. Причем, в некоторых источниках указывается, что не на самой станции заблокировали, а вот немножко дальше, в сторону Сусанино. Но заблокировали только сам подвижной состав. А два полка, которые были численностью порядка по 600 человек каждый, всего чуть больше 1000, какое-то время здесь оставались: гарцевали по окрестностям. Но потом пешим ходом двинулись дальше и дошли до Антропшино. Там было несколько столкновений с войсками Временного правительства. На этом дело закончилось, и эти полки просто вернулись обратно, уехали. Это 1917 год, 28 августа, так называемый Корниловский мятеж. Вот такая история была. Собственно говоря, героического не было. Но то, что железнодорожники пошли на такую смелость, не испугались бойцов туземной дивизии, это было. Эта страничка истории поселка Семрино - какая-то строчка в истории России.
А дальше у поселка была обычная судьба обычного российского поселка. Развивался потихоньку. Дома строились, станция обслуживалась. Потом - война.
День полного взятия поселка Вырицы немцами - 2 сентября 1941 года, наши отошли в район Сусанино, а штаб находился в Семрино. И здесь немцы не могли пройти две недели: наши держали оборону, эсэсовцы действовали, дивизия «Полицай» из служащих германской полиции, но они не могли пройти. Считается, что поселки Семрино и Сусанино наши оставили 15 сентября 1941 года. По журналу боевых действий известно, что вечером 15 сентября получили приказ оставить поселки и в два ночи 16 сентября начали движение в район Кобралово. То есть, датой захвата немцами поселков Семрино и Сусанино следует считать 16 сентября.
В этот день, 16 сентября утром, сюда, в район Семрино, подошли прорвавшиеся из окружения из-под Каушты части 41-го стрелкового корпуса. Они прорывались восточнее Каушты, на участке шоссе Каушта - Тосно. Но немцы там их ждали. Битва была страшная. 15 000 человек пытались прорваться. Немцы их не пускали в течение суток. Но часть прорвалась, примерно тысячи две. Они подошли к Сусанино, там был пункт сбора немцев, поэтому они далее пошли в Семрино. Такой рассказ зафиксирован в воспоминаниях окруженцев: их в лесу, когда они подходили к Семрино, встретила женщина и сказала, что немцы уже здесь, не заходите, они везде на всех тропинках с пулеметами. Она предотвратила их попадание на засаду. И они тогда ушли сразу в Кобралово, там немцев еще не было. Вот так: наши подошли сюда утром 16 сентября, а дивизия оставила поселок в два часа ночи. Всего несколько часов не хватило, чтобы встретиться со своими! Дальше кто-то прорвался, кто-то уже не смог.
Галина Паламарчук:
- Когда наши освободили родную землю?
Олег Евтушенко:
- 26 января 1944 года Семрино и Сусанино освободили. Здесь боев не было. 25 января освободили Кобралово - там страшный бой был. За Красницами был сильный бой в течение суток, за мост через Суйду, только вечером 27 января взяли этот мост и пошли освобождать Вырицу. Есть журнал боевых действий 72-й стрелковой дивизии, там зафиксировано: Вырица была освобождена к восьми часам вечера 28 января 1944 года. Эти документы рассекречены. Я использую, в основном, рассекреченные документы, факты из них. По документам так получается.
По предварительным данным, при освобождении Кобралово 25 января за четыре часа боя погибло от 300 до 400 солдат Красной армии. Вот цена победы - 400 человек за четыре часа боя за поселок, в котором к тому времени в живых оставался 191 житель!
Ну и после этого началась мирная жизнь. Восстановление хозяйства. Уже в 1944 году школу открыли. Сначала занимались в частных домах, жители пускали детишек к себе (на седьмой линии было два таких дома). А в августе под школу отдали барак местного лесничества по ту сторону железной дороги. Там дети учились где-то до 60-х годов. Многие до сих пор помнят эту школу.
Потом она стала приходить в упадок, и построили современную начальную школу. Хотели среднюю, но Москва не разрешила, потому что не так много детишек. Это начальная школа до сих пор существует, с 1968 года. Там был еще швейный цех, потом здание совсем обветшало, и швейный цех закрыли.
Сейчас в Семрино живет порядка 2,5 тысяч человек. У нас есть и частные дома, и многоквартирные. Сейчас здесь очень много домов скупают жители Петербурга, под дачи перестраивают. Поселок живет, развивается. Очень многие пожилые люди, которые уехали и живут в Пушкине, в Сестрорецке, все равно посещают нашу страничку в «ВКонтакте», чем-то делятся, вспоминают, всегда комментарии пишут.
То есть, в душе они остались семринцами.