Неужели Гатчина не заслуживает исторических названий улиц?

В России медленно, но все же продолжается возвращение исторических названий улиц, замененных в советские годы на неоригинальные – в честь коммунистических деятелей и представителей культуры. Удивительно, что медленно, ведь это – очень простой и фактически бесплатный вклад в укрепление народного патриотизма, причем вклад значимый.

Общество
27 февраля 2017 16:55
415

В Гатчине же, где на протяжении российских лет краеведы бьются об стену непонимания, поступили с точностью до наоборот, и вместо возвращения переименовали один из самых удачных и милых топонимов – Липовую аллею.


О полезности возвращения исторических названий сказано, наверное, слишком много. Ведь нелепо, когда топонимическая карта старинного городка представляет собой набор советских штампов: улиц Ленина, Урицкого, Володарского, Советской, Пушкина и Гоголя. Думаю, читатель без труда вспомнит названия, которые есть едва ли не в каждом поселке.
Со скрипом, но советские граждане привыкли к такому подходу к топонимике. И уже не понимают, что исторически основной подход к подбору наименования был иной – уместность, то есть связь с местными объектами. Наличие огромного количества церковных названий в дореволюционных городах вовсе не связано с какой-нибудь пропагандой – это в первую очередь фиксация основных ориентиров. Трудно спорить, что храмы всегда были важнейшими зданиями.


Другая дореволюционная топонимическая закономерность – названия в 99% случаев были прилагательными. Что очень просто объяснялось: характерная для русского языка экономия языковых средств выбрасывает из повседневной речи слова «улица», «проспект». Если бы улицы назывались, к примеру, так: улица Павловского Собора, то как бы геоним выглядел без слова «улица»? Пойду на Павловского Собора? Уже же издевка над правилами грамматики: как может предлог «на» сочетаться с родительным падежом? Не говоря об общей любви языка к прилагательным (вместо сумки мамы мы чаще говорим мамина сумка). Кстати, и сейчас 70% людей, согласно данным опроса, хотят жить на улице с названием в форме прилагательного, и только 5,6% в том опросе были за родительный падеж.
Зачатки мемориальности стали появляться ближе к концу XIX века. Это когда названия давались не по местным ориентирам, а в честь известных и важных для конкретного периода времени людей. В советское время этот в чем-то антиисторический принцип был буквально насажден и приобрел гигантские масштабы.


На карте Гатчины имелось множество действительно удачных названий, по которым можно было изучать историю. Екатеринвердерский проспект (Красноармейский) проходил возле так и не осуществленной крепости Екатеринвердер, Кирочная (Гагарина) связана со стоящей на ней кирхой, Петербургская (Чехова) шла в сторону Петербурга, а Загвоздинская (Чкалова) – к деревне Загвоздке. От этих и многих других названий за годы советской власти, преимущественно за один 1922 год, не осталось и следа. Вернуть удалось только Соборную улицу – в 1997-м.


Несмотря на множественные попытки гатчинских краеведов (да что гатчинских – и представителей других городов тоже, ведь Гатчину любит огромное количество людей), за 20 лет власти не осуществили ни одного возвращения. Причем под вроде бы и логичным аргументом – дескать, много денег придется потратить, а жителям и фирмам понадобится замена документов. «Вроде бы» — потому что аргумент несостоятелен. Единственная статья, на которую действительно нужны деньги, — замена номерных знаков, но эту проблему в последние годы решают местные активисты при поддержке городской власти, прикрепляя к домам таблички со старыми названиями. А вот документы менять не нужно вообще: соответствующие разъяснения давали Росреестр, налоговая, Федеральная миграционная служба, даже консульство Финляндии! Закон не устанавливает требования о внесении изменений в документы в связи с переименованием улицы или переадресацией дома – такой лейтмотив всех разъяснений.


Городские депутаты, которые приняли решение, всё перевернули с ног на голову и… переименовали Липовую аллею в аллею Императора Павла I. Решение не выдерживает критики ни с какой стороны: Липовая аллея – красивое и приятное название, связанное с местом; это прилагательное; переименование не является возвращением исторического названия (им является Кирасирский бульвар); новое название состоит из слов в родительном падеже (то есть их склонять нельзя), да и слов этих — четыре (то есть заранее без каких-либо сомнений можно утверждать, что название в полной форме употребляться не будет). Наконец, увековечивать имя Павла I на карте Гатчины просто не нужно: о нем знает едва ли не каждый городской школьник. Да ведь еще и там памятник стоит!


Если говорить современным языком, то гатчинские депутаты отправили очень понятный месседж: мы живем сегодняшним днем, нам история важна только для громких слов и воззваний, а если будете настаивать на возвращениях, мы усугубим ситуацию и переименуем еще какую-нибудь улицу с красивым названием в чудовищный и избыточный по конструкции геоним.
Неужели Гатчина не заслуживает по-настоящему гармоничной карты с осмысленными историческими названиями?


Дмитрий Ратников, краевед, редактор интернет-газеты «Канонер»
Фото Марии Юшковой