Ленинградские Мальдивы
«Новости пешком» - в Волосовском районе: это исток реки Оредеж, урочище Донцо.
Галина Паламарчук:
- Когда мы говорим, что это уникальное место, мы ничуть не преувеличиваем. Почему говорят, что эти места уникальные для всей Ленинградской области? Другого такого нет в регионе. Это правда?
Елена Шарова, эколог-ботаник:
- Это правда. Я даже смею сказать, что, наверное, уникальны не только для Ленинградской области, но для всего Северо-Запада. Территория эта действующего памятника природы регионального значения: исток реки Оредеж, урочище Донцо. И она носит комплексный характер. Как вы сказали, здесь не один объект охраны. Изначально все обуславливается тем, на чем мы стоим: это Ижорская возвышенность, Ордовикское плато.
Те материнские породы, что под нами, – Ордовикские известняки - обусловили определенный тип почв, который занесен в Красную книгу почв Ленинградской области.
Галина Паламарчук:
- Сама почва занесена?
Елена Шарова:
- Да, это объект охраны. Это так называемые карбо-литоземы, в них много карбонатной почвы. Здесь много карбоната кальция, именно он обуславливает щелочную среду почвы. Сама почва потом уже передает характер растительному сообществу. То есть, тот набор видов, который здесь живет, сложил свою экосистему, свой биоценоз. Соответственно, растения в свое сообщество перетягивают сообщество животных. Здесь также есть объекты под охраной. Достаточно много среди птиц. И, конечно, раз здесь интересная гидрология, то и объекты в воде тоже особенные.
Галина Паламарчук:
- Мы стоим прямо у истока реки Оредеж?
Елена Шарова:
- Нет. Во-первых, не надо понимать, что здесь он не один. Как минимум, хорошо очерченных - два. А на самом деле истоками являются любые роднички, которые выходят на поверхность, потому что как раз известняковая плита недалеко, то есть, максимум, метр, наверное, под нами. А иногда выходит наружу.
Мы можем увидеть наверху холма выступы, образующие полости. Там могут обитать змеи. Физические свойства этой породы для них создают достаточно интересную среду.
Так вот, эти ручейки собираются в мощные потоки - рукава, которые потом, как мы знаем, идут в нашу красавицу-реку Оредеж, самую красивую в Ленинградской области, а она потом идет притоком в реку Луга, а затем уже в Балтику.
Галина Паламарчук:
- А мы здесь с вами видим форель…
Елена Шарова:
- Форель, действительно, здесь уникальна - это форма ручьевой форели. Весной они малюсенькие стоят против течения и набирают жирочек.
Галина Паламарчук:
- А почему они стоят? Они ловят что-то? Или просто мышцы себе накачивают?
Елена Шарова:
- И то, и другое. Они появились весной. Их родители пришли сюда еще осенью, отложили икру, икра лежала на дне. И вот сейчас эта молодь вышла, она нагуливает жирок, подрастает, чтобы потом пуститься в свое путешествие вниз по течению.
Галина Паламарчук:
- А через какое время они отправляются в путешествие?
Елена Шарова:
- Летом. Форель очень любопытная, симпатичная, с такими пятнышками. Это больше интерес для ихтиологов.
Галина Паламарчук:
- Мы пойдем по возвышенностям погуляем и поговорим про луга, которые тоже здесь уникальны. Как они называются?
Елена Шарова:
- Остепненные низкорослые луга или их еще называют альвароподобными. Так их называют за сходство с альварами: это особый тип растительности, который встречается в Эстонии и Швеции. А у нас они подобные, потому что внешне напоминают альваров, но они лучше - более красочные, более сомкнутые. Надо отдать должное - этот тип больше нигде в России не встречается. Альвароподобность есть только здесь.
Галина Паламарчук:
- Тогда пойдемте смотреть. С холма открываются замечательные виды, и становится понятно, почему эти места называют Мальдивами - по насыщенному синему цвету воды. Почему так?
Елена Шарова:
- Действительно, цвет воды лазоревый, необычный, он местами в оттенках разниться. Связано это с тем, что подстилающее дно сложено из болотного ила. Это гажа, из чего, в общем-то, у нас и возникло это озеро. На карте оно значится как пруд. Кюрлевское озеро. Изначально здесь были обширные болота, из которых в 19-м веке начали изымать торф и началась добыча гажи.
На самом деле, это белесое дно - это, скажем так, порошок извести. Отсюда чистейшая вода, которая приглянулась нашей форели. Отсюда холодная вода. Помните, я говорила, что известняковая толща здесь близко подходит и водоносный горизонт из-за того, что были производства, был пробит, и родники здесь стали все больше и больше пробиваться. Здесь естественное место родников, поэтому и Оредеж стал зарождаться. И еще искусственно помог человек. Когда было заброшено производство гажи, а она добывалась ради извести, ради цемента или просто как удобрение для почвы естественная емкость заполнилась родниковой водой.
Галина Паламарчук:
- Перестали добывать в какой период?
Елена Шарова:
- Где-то после Отечественной войны. Вода здесь ледяная, и те, кто приезжает сюда купаться, это, конечно, знают. Но это того стоит: в жаркую погоду хороша ледяная водица.
Галина Паламарчук:
- Разные цвета воды, потому что разный уровень? Разная глубина?
Елена Шарова:
- Да. Самая большая глубина - четыре метра. Озеро, в общем-то, не глубокое. Если взять вид сверху, то мы увидим исчерченность дна. Это как раз остатки тех путей, по которым вагонетки возили гажу.
Галина Паламарчук:
- Теперь мы видим альвароподобные луга.
Елена Шарова:
- Да. Сейчас мы находимся на возвышении, здесь, на самом деле, вся местность такая. Говорят - пять холмов (рядом местечко, которое называется Пятая гора). Сейчас мы на одном из них. На севере и на востоке - леса, это уже территория памятника природы. Не надо думать, что мы только луга охраняем. Это комплексность. Сами леса интересные. Здесь помимо ели встречаются клен, дуб, в подлеске - орешник. А в травянистом покрове много неморальных, дубравных видов. Это своеобразный эталонный лес, который затем чуть переходит в болото, там, где уже пошли рукава молоденького Оредежа и ключевые болота. Это не те, где мы клюкву собираем, а те, которые питаются родниками. Там безумное количество редких травянистых растений.
Мы стоим на холме, это низкорослые остепненные луга. Здесь много элементов именно степного происхождения, к ним еще добавляются растения, которые любят этот тип почвы. Благодаря наличию кальция в почве, особому физическому состоянию этой почвы (хорошая прогреваемость, хорошая водопроницаемость) здесь выбрали место обитания кальцефилы - это группа растений, которая любит только такой тип почвы. Только здесь мы можем их найти. Все орхидеи - кальцефилы. Здесь их огромное количество, и четыре вида орхидей, которые включены в Красную книгу России, не только Ленинградской области.
На самом деле, орхидеи очень уязвимы. Многие думают, что орхидеи – только те цветы, которые растут в горшках. Но северные орхидеи ничем не уступают им. Они, конечно, поскромнее, но не менее милые. Для них беда, если меняется гидрология участка. В данном случае, здесь противопоказано вести какие-то мелиоративные работы и выпас скота. Если люди будут много ходить, это тоже для них стресс и исчезновение.
Видите, этому малютке, может, годика два, как он вылез на землю. Но он сидит долгое время, года четыре, под землей. А расцветает цветок орхидеи где-то на седьмой-восьмой год своей жизни. То есть, очень длинный цикл и очень уязвимый. Действительно, их надо беречь.
Здесь присутствует покрытие мха и лишайника: это особенность как раз альвароподобных лугов и альваров. Остепненность мы видим по клеверу. Это так называемый клевер горный, он будет цвести белыми головками. Очень красиво!
А это ландыши майские. На самом деле, эти декоративные растения тоже у нас охраняются, потому что риск того, что их будут собирать, вырывать с корнем, достаточно велик. Поэтому они в Красной книге Ленинградской области.
Здесь много колокольчиков. Знаете, кто еще здесь встречается? Шалфей, которым принято полоскать горло. Это тоже редкий элемент для Ленинградской области. Обычно это степи и более южные районы. Но здесь он прижился, он любитель углекислого кальция в почве.
Галина Паламарчук:
- А почему здесь еще и можжевельники присутствуют? Им тоже тут комфортно?
Елена Шарова:
- Да. Эта альвароподобность в том и заключается, что это низкорослые луга с присутствием на 5-10 % площади можжевельников и других низкорослых кустарников. Здесь, если приглядеться, есть и шиповник, и жимолость, но они разрозненные, не образуют порог, не смыкаются, растут единично.
Но можжевельник на открытом пространстве, а не в лесу, смотрится очень эффектно, согласитесь.
Галина Паламарчук:
- Озеро пятнами разного цвета, и луг тоже разноцветный…
Елена Шарова:
- Это, в данном случае, связано с перепадом высоты, потому что почва очень щебнистая. Когда отходил ледник, он оставил много камней. Поэтому характер местности немножко скандинавский.
Здесь очень сухо, мы идем, а под ногами хрустит: это прошлогодние злаки. Они еще не отошли от зимы. Осока неприглядный вид имеет из-за того, что сухая почва. Мало дождей на северо-западе.
Галина Паламарчук:
- Впереди пригорок, очень красивый, весь в ландышах.
Елена Шарова:
- Через какое-то время там будет все оранжевое, потому что здесь прекрасно трудятся насекомые, опыляя ландыши. И будут красные ягоды. Они ядовитые, но безумно красиво, когда ландыш стоит в плодах.
Галина Паламарчук:
- Что нужно сделать, чтобы этот памятник природы сохранялся?
Елена Шарова:
- Есть два аспекта беды для этой территории. Это озеро, куда, несомненно, в жаркий период приезжают многие и из нашего района, и из Санкт-Петербурга. Антропогенная нагрузка на прибрежную зону велика: идет загрязнение территории. Соответственно, и холмам достается. Есть соблазн делать шашлыки, соблазн - даже просто ходить, топтать, лежать.
Я знаю, что местные жители пытаются бороться, конечно, не с посетителями, но хотя бы с тем, что они натворили, убирают свалки после них. В данном случае, охрану я вижу в том, чтобы урегулировать пришествие сюда людей. Вряд ли мы сможем запретить народу бывать здесь. Может, действовать через просвещение, потому что многие не знают, что они находятся на такой особенной территории. Предположим, провести эко-тропу. Я вижу в этом огромную просветительскую миссию нашего местного органа самоуправления - выделить деньги и сделать это. Здесь есть, что посмотреть. Здесь не только ландшафты, они разные, не только растительные сообщества, они тоже разные - тут наполнение и флоры, и фауны. Здесь большое количество луговых птиц, тоже редких. Есть и коростель, и перепелка. Территория уникальная! Надо показывать людям её уникальность, но так, чтобы увидеть красоту и не навредить.
Галина Паламарчук:
- И понимать красоту. А для этого нужно знать, а чтобы знать, нужна информация об этом.