Кино - все еще важнейшее из искусств?

Программный директор XXXI Международного кинофестиваля «Литература и кино» Сергей Симаков рассказал о фильмах, которые увидят зрители, о гостях и
участниках кинопраздника, а также о том, как проходила подготовка к фестивалю, кто будет представлять картины, участвующие в конкурсном показе.

Гатчинские сезоны
14 июня 00:00
104

Елена Гордиенко:
- 17 июня в Гатчине стартует Международный кинофестиваль «Литература и кино». Уже в 31-й раз. Нас ждут какие-то новшества?

Сергей Симаков:
- Хочу еще раз отметить, что это один из старейших кинофестивалей России. С учетом перерыва на ковид этому фестивалю почти 35 лет.
Кинофестиваль "Литература и кино" проходит при поддержке администрации Гатчинского округа и правительства Ленинградской области.
Мы очень надеемся, что вернем ему былую славу, к этому мы идем поэтапно. Но пока не набрали той мощи, тех сил, которые раньше фестиваль представлял.
Когда я обращаюсь к актерам и актрисам серебряного возраста, они сразу вспоминают про наш фестиваль. Вся старая гвардия знает и любит фестиваль
«Литература и кино». К примеру, Валентин Смирнитский сомневался, ехать к нам или нет. Но когда я ему перезвонил, говорит: «Да, меня же Михаил Боярский
звал на этот фестиваль».
Вы знаете, мы не про яркость, мы про духовность, про вдумчивость. Мы прилагаем все усилия, чтобы кинофестиваль стал духовным базисом в Гатчине. Наша
главная задача - привлечь внимание к литературе, особенно у подрастающего поколения.

Елена Гордиенко:
- И все же что будет новым, необычным, какие изменения произошли?

Сергей Симаков:
- У нас появилась активная и деловая программа, где будут встречи, круглые столы. Появились новые номинации, они связаны с проблемами подросткового,
детско-юношеского кино, назовем его семейным.
В этом году у нас новый президент фестиваля - это Владимир Грамматиков, известный режиссер, сценарист, продюсер, преподаватель ВГИКа. Он любезно
согласился быть президентом, несмотря на свою занятость. Владимир Грамматиков львиную часть своей жизни отдал именно детскому, юношескому, семейному
кино.
Главная тема этого года по деловой программе - проблематика семейного кино. С этим у нас не все ладно в государстве: снимается кино достаточно много,
но качество разнится.

Елена Гордиенко:
- Не получится, что кинофестиваль станет кинофорумом по мотивам детских произведений?

Сергей Симаков:
- Нет, не станет. Это будет его часть, ниша. Мы будем обсуждать проблематику детского кино, но по-прежнему у нас все те же номинации - взрослые и
детские.
В этом году у нас отдельно появилась номинация «детские экранизации». В прошлом году в конкурс были введены сериалы, и в этом году они тоже будут.
Детские экранизации появились отдельно, потому что сейчас снимается большое количество и сказок, и фильмов для семейного просмотра.
В этом году председатель нашего жюри - Нина Ромодановская. Когда мы готовили деловую программу, она отметила, что в том же Голливуде, а волей-неволей
мы с него все равно берем пример с коммерческой точки зрения, нет понятия «детское кино», а есть понятие «семейное кино», потому что снимать сейчас
кино для подростков - достаточно неблагодарное дело. Кино должно быть семейное, потому что для одной ниши аудитории не окупить кино. Кино - достаточно
дорогая история, хорошее кино стоит дорого.
Нигде в мире, как мне кажется, так не финансируют кино, как в России, у нас сейчас достаточное количество грантодателей: это и плюс, и минус. С одной
стороны, вроде бы снимается много кино, но часто возникает вопрос к его качеству. Я счастливый человек, мне работа позволяет каждый день бывать на
премьерах. К сожалению, хорошее кино часто не доходит до зрителя, потому что есть понятие проката.
И еще, сейчас развиты платформы и кино-сервисы, там такое количество контента, что сложно выбрать. Для этого в том числе и наш фестиваль появляется:
он преподносит какие-то работы, которые зритель не увидит в кинотеатрах. Я не говорю про массовый продукт и про блокбастеры, которые многие уже
посмотрели и с удовольствием еще раз посмотрят в рамках фестиваля, я про нишевое кино.

Елена Гордиенко:
- Фильм открытия кинофестиваля - «Кукольный дом». Почему именно он?

Сергей Симаков:
- Я как программный директор всегда ищу какие-то любопытные истории. В прошлом году был фильм “Чайка” Полины Лазаревой, это внучка Светланы Немоляевой
и дочка Александра Лазарева, фильм был не конкурсный, но он сыграл свою роль. Плюс Светлана Владимировна Немоляева была на фестивале практически весь
срок. Это была любопытная история, как сейчас модно говорить, хайповая, она вызвала эмоции, интерес к кино.
Необычное дебютное кино тоже важно! Мы, в первую очередь, должны и взращивать что-то новое.
Фильм открытия «Кукольный дом» - это не дебютное кино. Для нас важно, что жительница Петербурга, замечательная актриса Лариса Малеванная будет
представлять фильм, сценарий к которому она писала 16 лет. Это конкурсная работа, и она неоднозначна: она снята не на основе литературного Ибсена, но
про Ибсена, про съемку кино. Это выстраданный сценарий человека, который вырос и живет по-прежнему в Петербурге.

Елена Гордиенко:
- Можно сказать, что основано на реальных событиях?

Сергей Симаков:
- Да. Актриса писала про свой мир. Будет творческая встреча с ней, надеюсь, она будет присутствовать на закрытии, потому что работа интересная, работа
не распиаренная, в отличие от фильма закрытия «Пророк».

Елена Гордиенко:
- А Вы бы как определили жанр фильма открытия? Я отзывы почитала – от семейной истории до триллера.

Сергей Симаков:
- Я думаю, что каждый увидит что-то свое. Наверное, это, в первую очередь, драма, потому что любое кинопроизводство и любая постановка спектакля - это
всегда драма, это столкновение каких-то интересов. Плюс там главные действующие лица - мама и сын.
Мой сын пойдет его смотреть, так как я приехал в этот раз семьей - и с женой, и с 10-летним сыном. Я хочу, чтобы он этот фильм посмотрел.

Елена Гордиенко:
- Давайте сразу перейдем к фильму закрытия.

Сергей Симаков:
- Фильм закрытия - “Пророк. История Александра Пушкина” с Юрием Борисовым в главной роли. Увы, он к нам не приедет. Во-первых, мы по срокам совпадаем
с Питерским международным экономическим форумом, что само по себе для организаторов - очень жестко: начиная с цены логистики и кончая организационными
вопросами. Во-вторых, июнь - самая страда для кинематографистов: сейчас съемки идут активно, работа в полях.
В-третьих, сами понимаете, что такого уровня актеры - на разрыв, договориться с агентом очень сложно.
С Ларисой Лужиной, Юрием Назаровым, с Ларисой Малеванной я говорю напрямую, с Юрой Борисовым мы напрямую, к сожалению, поговорить не смогли. Сейчас
целая армия агентов, которая держит оборону, и это не всегда позитивная история.
Будем надеяться, что мы достигнем того уровня, когда артисты будут сами проситься к нам на фестиваль, а мы будем думать, брать или не брать. Давайте
вместе делать фестиваль! Я прошу всех зрителей - не поленитесь, приходите на сеансы! Крайне обидно, когда хорошее кино идет при пустых залах.
В прошлом году у нас было сложности с подготовкой, в этом году уже активно идет регистрация, заходите на наш сайт и планируйте просмотры и встречи.

Елена Гордиенко:
- А как попасть на фестиваль? Молодые могут понять, как зарегистрироваться, для пожилых - это сложно, проще прийти.

Сергей Симаков:
- Во-первых, у пожилых людей, я надеюсь, есть те, кто сможет помочь. А у кого не получается, подходите, пожалуйста, на следующей неделе к нам либо в
ДК, либо в кинотеатр, там будут волонтеры, они помогут. С 16-го они уже там будут, а с 17-го - тем более. Приходите, кто сам не может
зарегистрироваться, но старайтесь не тянуть, потому что по некоторым встречам идет активная запись.
Я очень прошу - приходите! Будут интересные творческие встречи. Актриса Карина Каграманян будет представлять фильм «Манюня: День рождения Ба». А я
знаю, как ее дети обожают и взрослые тоже. Это молодая актриса, у которой большое будущее, у нее прекрасная аудитория, которая, надеюсь, придет на ее
творческую встречу.

Елена Гордиенко:
- В этом году, мне показалось, в программе много фильмов, которые сняты по сказкам, легендам.

Сергей Симаков:
- В прошлом году у нас было 56 картин. В этом году я как программный директор себе сказал - максимум 45. К сожалению, пяти дней не хватает на
программу. Я понимаю, что у нас часть фильмов - короткий метр, но все равно в прошлом году очень тесно было по программе.
В этом году было подано 160 проектов, 59 мы оставили. Сложно выбирать, потому что много интересных работ, в первую очередь, коротких метров. Я их не
могу отбрасывать, потому что это будущее нашего кино: короткометражки, которые, в основном, снимают дебютанты. И это их дипломные работы, это дверь в
кино. Я не могу не уделять им внимания, они должны попадать в программу. Работы, конечно, разного уровня, это стартовая площадка. Зритель должен это
смотреть: где еще увидишь короткометражку, кроме как на кинофестивалях?
Получив эти 160 работ, отмечу, что сама собой появилась этническая линия в нашем киносмотре, много было любопытных работ, не все мы смогли привезти.
Были работы из Татарстана, из Башкирии. К сожалению, нашему зрителю нелегко их смотреть, например, когда фильм идет не на русском языке, а с
субтитрами.

Елена Гордиенко:
- Сказки, легенды – это веяние времени? У нас на фестивале уже было якутское кино.

Сергей Симаков:
- Это сейчас самый кассовый продукт. Мир сейчас сложен и тяжел, и люди, уходя в сказки, немножко уходят из реальности. Нам всем нужна сказка, жизнь не
так легка и проста.
У нас, кстати, будет ретроспектива студии Горького, и там в том числе будет и сказка «Морозко».
Особое внимание обращаю, что у нас будет замечательная картина Ивана Соснина «Легенда наших предков»: там и сказка, и реальность, этот фильм о том,
что папа с дочкой должны найти общий язык. Мне эта картина близка: я сам папа, у меня есть дочь, с которой надо находить общий язык. Отличная картина,
про нее мало кто слышал. Рекомендую сходить! Я думаю, что Иван Соснин станет крепким режиссером, он уже снимает прекрасное кино. Его фильм «Пришелец»,
по моему мнению, самое лучшее кино прошлого года, именно Кино с большой буквы. Я уверен, что мы будем еще про него говорить, его фильмы еще пойдут на
нашем фестивале.
Наши фильмы - это разнообразие всей нашей страны. Мы же фестиваль не только про Москву и Санкт-Петербург, но и про Гатчину тоже. Естественно, хочется
представить максимальное количество работ региональных авторов, потому что в регионах, слава Богу, снимается кино. Сейчас появились кинокомиссии,
появились бюджеты благодаря деньгам, которые пошли в регионы, снимаются любопытные картины на совершенно смешные по московским меркам бюджеты. И порой
там снимаются звезды, например, в фильме «Легенды наших предков» снимается Саша Яценко, замечательный актер, который в «Праведнике» играл главную
роль. Так что в регионах снимают кино, и это важно, чтобы мы видели не только Садовое кольцо, “содержанок” и сказки из какой-то чужой жизни.
А мы фестиваль для интеллектуалов, мы будем проводить селекцию.

Елена Гордиенко:
- Кино для нас все еще является важнейшим из искусств?

Сергей Симаков:
- Оно важно с точки зрения в том числе идеологии. Вспомните, сколько Сталин сделал как глава государства для кино.
Понимаете, кино и правда не всегда едины, кино – ведь это мир иллюзорный все-таки. И эта иллюзия нужна, чтобы поднять острые вопросы или хотя бы
попробовать. Вспомните, даже во время застоя появлялись фильмы, которые удивляют всю жизнь: например, «Кин-дза-дза». Когда я его вижу, я не могу
оторваться, я пою и смотрю. Сколько же он острых вопросов поднимал, которые актуальны и сегодня!
Мой сын - для меня показатель по детской аудитории, я его использую как лакмусовой бумажку: нравится - не нравится. Одно дело - нравится мне,
человеку, выросшему при Советском Союзе, другое дело - совершенно другому поколению. Вот он «Москва Кассиопея» посмотрел и залип: как делали такое
кино, какая музыка, какие актеры, какие сценарии, с которыми сейчас беда в нашей стране и во всем мире.
Основа любого фильма - сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Кино – это командная работа. Но если нет хорошего сценария, ничего не получится.
Сценарий - это и драматургия, и характеры, и история. Почему сейчас ремейки везде? К сожалению, ничего нового придумать не получается.
А вот Ваня Соснин взял и снял. А теперь вот Стася Толстая с фильмом «Семейное счастье», где прекрасные актеры сыграли, где основа литературная - Лев
Толстой. Она будет в финале нашего фестиваля, накануне закрытия. Молодой начинающий режиссер, и взгляд свежий: это всегда любопытно и вызывает
дискуссии.

Елена Гордиенко:
- Цензура – это хорошо или плохо?

Сергей Симаков:
- Вернемся к временам Сталина и временам застоя. Цензура была? Была.
У творца, в первую очередь, должна быть самоцензура. В наше время идет, по сути, война, и будем честными, мы не можем себе позволить тратить
государевы деньги в пустую.
В первую очередь, в душах людей идет война. Все начинается в душе. История, как и кино, это вроде бы сказка, но все в нашей жизни связано, и цензура
имеет место быть. На наши деньги снимается огромное количество картин, которые не несут для зрителя ничего.
Многие фильмы из-за этого не попали в программу, хотя вроде сделаны на основе литературы. А начинаешь смотреть и понимаешь, что это фейк, как сейчас
модно говорить: история вроде бы правильная, но она фальшивая.
И зритель это всегда чувствует, другое дело - хорошо сделанная сказка с характерами, с образами, с бюджетом.
Хорошее кино - это всегда совместный труд огромной команды. Сейчас платформы выкладывают фильмы о фильме. Посмотрите про тех же “Богатырей”, и вы
увидите, какой это титанический труд. И от того, как сложилась команда, и результат порой зависит.
У меня был интересный опыт по неигровому кино. В отличие от игрового неигровое за неделю не снимешь: оно лет 5 снимается, оно должно показать героя.
Прекрасное якутское кино «24 снега». Лошадки ночуют в тундре при -50 градусах. Начали снимать этого табунщика, и в конце фильма сын должен был прийти
из армии и идти вместе с папой. Но он вернулся из армии, и говорит: «Я приобрел профессию, поеду в Якутск, буду зарабатывать в пять раз больше. Зачем
мне твои лошади?» И финал совершенно получился иным. Зато честно. Со зрителем надо быть честным.

Елена Гордиенко:
- Давайте перейдем к деловой программе. Там есть и дискуссии, и круглые столы, посвященные актуальным темам - искусственный интеллект, интерактив,
питчинг.

Сергей Симаков:
- Давайте вернемся к нашему новому президенту Владимиру Грамматикову. Когда мы дискутировали, чему посвятить деловую программу, вспомнили про вопросы
детского, подросткового, семейного кино. Сейчас весь мир старается снимать семейное кино. Мы пошли по этой проблематике, начиная с открывающего
фестиваль круглого стола. В жюри у нас достаточно маститые и интересные гости, и мы посвятим деловую программа проблематике кино для всей семьи и для
подрастающего поколения.
Программа будет интересная, посвящена она и новым технологиям, связанным с производством контента для детей и для всей семьи: это и проблемы анимации,
и искусственный интеллект. Никуда мы не денемся от новых технологий - мы их можем бояться сколько угодно, но они упрощают какие-то моменты. Они не
заменят человека, потому что машинное сознание насытить до конца эмоциями сложно.
Помните, говорили, что телевидение затмит театр? Как видите, ничто ничего не затмило. У нас отключат свет, что мы будем делать? Вернемся к наскальной
росписи и пантомиме.

Елена Гордиенко:
- Не могу не спросить про фильм, который сняли с программы.

Сергей Симаков:
- Фильм Солодовникова «Во сне ты горько плакал». Давайте думать, что это был наш PR-ход. Мы приняли решение о снятии фильма раньше, но в пятницу,
когда появилась новость про этот фильм, это подогрело интерес к нашему кинофестивалю. Думаю, что это хитрый ход, но при этом никто нас не заклевал. А
знаете, почему? Опытный программный директор всегда уравновесит программу. У нас в конкурсе - «Ополченческий романс», у нас работа про поэтессу из
Луганска, автор приедет на автобусе, будет ехать больше 17 часов. У нас прекрасные патриотические работы от «Красного квадрата».
Люди посмотрели нашу программу и увидели, что у нас большой спектр картин, и обвинить в каких-то крайностях нас невозможно.
Так что скажем, что это наш пиар ход, который сработал на все 500%.
Кто бы еще про нас написал? Впереди праздники: 12 июня затмит все новостные ленты. Сложное время, ПМЭФ параллельно, а мы в пятницу взорвали инфо-
пространство.
Второй год у нас будут картины братьев Андреасян: у них что ни фильм, то хайп. Причем половина кинокритиков этих картин не смотрели, а пишут порой
неприятные вещи. А люди снимают не только за госбюджет, и часто неплохие картины.
Возьмем ту же «Манюню»: мой сын обожает ее и смотрит, потому что история честная, хотя и про советское время. Но что изменилось в отношениях людей? У
нас будет финальный фильм этой франшизы: девочки выросли, к сожалению, а хотелось эту историю видеть вечно. Я понимаю, что искусственный интеллект в
дальнейшем может помочь в таких ситуациях, но хочется смотреть живых актеров. И знаете, почему искусственный интеллект не победит, хотя мы, может,
скоро вообще будем жить в виртуальном пространстве? В актера влюбляются, а влюбляться в живого актера гораздо интереснее.
У меня сестра посмотрела 17 раз фильм «Розыгрыш» - она была влюблена в Харатьяна, она ходила, платила каждый раз 50 копеек и смотрела…
И как ни странно, такая история будет существовать вечно.
Я обращаюсь к зрителям - пожелайте нам удачи и обязательно приходите на наши творческие встречи и на наши показы. Очень надеемся, что общими усилиями
мы опять фестиваль «Литература и кино» сделаем таким, чтобы о нем знала вся Россия.