Ирина Белоусова: «На первый план — трудолюбие и терпение»

В продолжение публикаций спортивных интервью с корреспондентом редакции беседовала Ирина Владимировна Белоусова — старший тренер отделения синхронного плавания школы «Киви», мастер спорта по плаванию, заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук и тренер Олимпийской чемпионки Светланы Колесниченко.

Спорт
1 марта 2017 11:36
909

Елена Гордиенко:
— Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, как получилось, что Гатчина стала вашим городом?


Ирина Белоусова:
— Да, действительно, я не из Гатчины. Про меня можно сказать строчками из знаменитой песни: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз!» Где мы, спортсмены, только не жили, где мы только не воспитывались… Я воспитанница училища Олимпийского резерва Москвы. А родилась я в Борисоглебске (Воронежская область), но родители мои из Ленинграда. Потом мы переехали в Петрозаводск по направлению, еще я очень долго жила на севере в Архангельске — куда спортивная судьба меня только ни забрасывала. В конце концов, после окончания института физической культы имени Лесгафта по месту распределения моего мужа, мы оказались в Гатчине. И уже более 25-ти лет мы проживаем здесь и счастливы от того, что наши здесь свое место. Здесь родился наш сын, здесь в 1993 году мы создали спортивно-оздоровительную школу «Киви», которая в следующем году будет праздновать свое 25-летие.
Мы с мужем являемся учредителями этой школы. На протяжении всех этих лет в «Киви» мы культивируем два вида спорта — плавание и синхронное плавание. И могу с гордостью сказать, что до сих пор остаемся последней созданной в те времена школой, доработавшей до настоящего времени как частная школа. Мы полностью оправдали себя в этом плане. И у нас получился такой хороший результат в виде Олимпийской медали Светланы Колесниченко.


Елена Гордиенко:
— Да, можно подводить итоги.


Ирина Белоусова:
— Да, я думаю, что какие-то итоги через четверть века подводить уже можно. Т.е. наша работа увенчалась успехом.


Елена Гордиенко:
— 1993 год — тяжелое время было, а вы создаете школу...


Ирина Белоусова:
— Именно по этой причине мы создаем школу. У нас два педагога в семье. И, как вы сказали, время было тяжелое — двум педагогам в семье не выжить. Нужно или заканчивать одному из нас, или обоим заканчивать и уходить в бизнес, как принято тогда было. Было не выжить — у нас был маленький ребенок. И тогда мы приняли решение остаться в спорте, но только путем создания частной структуры мы могли свести концы с концами.


Елена Гордиенко:
— Расскажите про первых воспитанников — группы были большие?


Ирина Белоусова:
— Группы были очень маленькие. Первый набор был всего несколько человек. Был год, когда мы набрали в одну группу четыре человека. Но это же начало — тяжело шло, раскручивалось долго. Все это было непросто.


Елена Гордиенко:
— Почему?


Ирина Белоусова:
— Во-первых, это платно. Мы же должны были окупить сами себя: аренда воды в бассейне была дорогой и остается дорогой. Поэтому чтобы окупить все это нужно было собрать с родителей необходимое количество средств, нужно было объяснить им. Но главное, нужно было, чтобы родители были довольны результатом своих детей, чтобы они продолжали платить такие же деньги за их обучение.


Елена Гордиенко:
— А сколько сейчас занимается в группах?


Ирина Белоусова:
— В спортивно-оздоровительной школе «Киви» занимается сейчас более 100 человек, работает 8 тренеров. Но в этом году у нас сложилась очень интересная ситуация — 5 тренеров одновременно уходят в декрет. У нас будет пополнение. Конечно, с одной стороны, это очень радостно, но с другой, все же тревожно — непонятно как мы из этого положения выйдем. Но помогают все, а больше всего помогают родители — они оказывают самую большую и действенную помощь в организации этого процесса


Елена Гордиенко:
— Какого возраста детки приходят к вам заниматься?


Ирина Белоусова:
— В малый бассейн идут детки с 4-х лет. Мы разрослись, теперь мы занимаем часть места в малом бассейне базы ПИЯФ. Туда ходят детки от 4-х до 6-ти лет. Старшие (вплоть до окончания средней общеобразовательной школы) группы ходят уже в большой бассейн. А с прошлого года мы открыли группу для выпускников. Так что теперь к нам ходят все, кто желает продолжить свою спортивную карьеру или просто оздоровляться. Владимир Викторович лично ведет эти группы — они очень популярны.


Елена Гордиенко:
— То, что Светлана Колесниченко, наша землячка, стала Олимпийской чемпионкой в этом виде спорта, каким-то образом повлияло на ребят, которых родители привели в школу? Увеличилось ли количество новеньких?


Ирина Белоусова:
— Безусловно. Эта популярность и эта значимость Олимпийской медали повлияли на развитие школы и на прием детей. Но есть один нюанс: мы не можем «раздвинуть» бассейн. Поэтому мы не можем принять всех желающих. Вот в чем проблема. И детки от нас не уходят. И с одной стороны, это радостно, а с другой — места не освобождаются и поэтому мы можем принять очень ограниченное количество детей.
Прием осуществляется на родительском собрании, которое проходит, как правило, в начале сентября. Мы не устраиваем каких-то дополнительных наборов — мест нет. Поэтому есть острая необходимость в строительстве нового бассейна, чтобы обеспечить места для желающих обучаться этому виду спорта.


Елена Гордиенко:
— А в течение года тоже обращаются?


Ирина Белоусова:
— Конечно. Постоянно обращаются, можно сказать, ежедневно. Но мы их всех отправляем или на конец декабря, или, если будет возможность, в июне. С приемом очень сложно. Мы даже не можем обеспечить местами всех, кто приходит на родительское собрание.


Елена Гордиенко:
— Давайте о приятном. Вы были личным тренером Светланы Колесниченко, что такое «личный тренер»? Для меня, для человека совершенно далекого от спорта, личный тренер — это человек, который занимается со спортсменом индивидуально, один на один. А на самом деле как?


Ирина Белоусова:
— На самом деле не совсем так. Во-первых, у нас командный вид спорта. Т.е. даже если спортсменка выполняет сольные упражнения — это не олимпийский вид спорта. И девушки, которые состоят в команде, занимаются с одним тренером. Во-вторых, в данном случае личный тренер — это определение взаимоотношений между тренером и спортсменом, когда тренер занимается с этой спортсменкой от набора и до момента «передачи», так скажем, ее в сборную команду.
Светлана пришла к нам в школу, когда ей было 6 лет. И с того момента она занималась со мной. Поэтому так и получилось — «личный тренер». Лучше сказать, конечно, первый тренер. Далее, спортсменка, чтобы заниматься в юниорской, а после юношеской команде, перешла в Москву, в структуру МГФСО, где ее личным тренером стала Ольга Ивановна Васильченко — заслуженный тренер страны. На сегодняшний день, личным тренером Светланы в сборной команде страны является Татьяна Николаевна Покровская.


Елена Гордиенко:
— Когда приходят маленькие девочки, можно сказать, что из них получится? Или это не видно, и все дети одинаковые?


Ирина Белоусова:
— Дети все разные, это видно. И уровень таланта, как и уровень работоспособности и желания, виден сразу. Безусловно, любой тренер, который больше 20-ти лет в своем виде спорта, может определить уровень таланта ребенка сразу же. Тем более, в воде есть специфические упражнения, тесты, есть определенные качества ребенка — например, плавучесть — эти данные заложены в ребенке, их видно. Другое дело, насколько семья поддерживает ребенка, насколько ребенок трудолюбив, насколько он сможет все эти качества развить в себе и проявить. Поэтому я бы на первый план выдвинула бы все-таки не талант, а терпение. Трудолюбие и терпение. Потому что эти качества составляют более весомый вклад, особенно на начальном этапе.


Елена Гордиенко:
— Как вы считаете, это развить можно?


Ирина Белоусова:
— Думаю, можно. Японцы считают, что все, что можно в ребенка заложить, в него закладывают до пяти лет. К нам, в основном, приходят дети в 6-летнем возрасте — т. е. Уже сформированные дети. У ребенка в этом возрасте уже есть свои черты характера, семья уже вложила в него что-то. Сейчас, когда мы берем 4-летних детей в малый бассейн, еще можно сказать, что мы можем как-то существенно повлиять на его формирование. А раньше, когда к нам приходили дети 6-ти, 7-ми, 8-ми лет… ребенок приходил уже сформированный. И это очень трудно изменить. Что-то подкорректировать, поправить — да, но в целом изменить что-то очень трудно. Но я считаю, что семья в жизни ребенка — это один из самых важных моментов.


Елена Гордиенко:
— А с родителями вам работать приходится?


Ирина Белоусова:
— Не приходится, а мы работаем с родителями — это ежедневный труд, как и с ребенком. Потому что ребенок не в вакууме воспитывается. Получается треугольник: спортсмен, тренер и родитель. И если этот треугольник работает в одинаковом направлении, с одной целью, то тогда результат будет обязательно. Но если какой-то угол в этом треугольнике дает сбой, то достойный результат получить очень сложно.


Елена Гордиенко:
— А когда к вам в 6 лет пришла Светлана Колесниченко, какая она была?


Ирина Белоусова:
— Как Света сейчас сама вспоминает, у меня уже была набрана группа, и я даже не очень хотела ее брать — она была пухленькая, хотя достаточно высокого роста. Но у нее была очень красивая нога и очень высокая плавучесть. Она пришла с небольшим опозданием. На тот момент мы никому не отказывали, да еще и совпало так, что Света тоже 93-го года рождения, как и наша школа.
Привели ее родители. И я хочу сказать, что и дедушка с бабушкой, и мама на протяжении всех этих лет очень трепетно относились к занятиям и с большим доверием ко мне как к тренеру. Поэтому, наверное, получился такой результат.


Елена Гордиенко:
— А что значит доверяли?


Ирина Белоусова:
— Доверяли выбору тренера — выбору пути для ребенка. Потому что семья может избрать любой путь: путь, направленный, например, на успехи в учебе, и не обязательно поставить спорт во главу угла, даже если у ребенка огромный талант. Это решение остается за семьей и за ребенком. Тренер может рекомендовать, советовать, даже настаивать, но решать все равно будут родители и ребенок. Поэтому, я считаю, что только огромное доверие родителей тренеру позволяет выбрать спорт как цель в жизни.
В этом случае так и произошло: они поверили мне, чтобы в 14 лет отправить Свету в Москву. Потому что в столь юном возрасте принять такое решение сложно. Например, школа, в которой Света училась была категорически против. Т.к. Света училась не очень хорошо, все учителя-предметники, ее классный руководитель, и даже директор считали, что мы на данном этапе делаем неверный шаг и девочке нужно продолжать учиться. Я не говорю, что в Москве Света не училась, но, конечно, если упор делается на спорт, учеба уходит на второй план.


Елена Гордиенко:
— А родителей было сложно убедить?


Ирина Белоусова:
— В данном случае — нет. Они мне верили.


Елена Гордиенко:
— Да, Светлана Колесниченко — это действительно успех. А неудачи в работе с ребятами у вас были?


Ирина Белоусова:
— Смотря что называть неудачей. У каждого человека, который что-то делает, есть влеты и падения. Скажем так, для меня неудача — это когда ребенок вырастает во взрослого человека и сбивается с жизненного пути, неудачно складывается его жизнь. Для меня как для тренера это значит, что я где-то не доубедила родителей, где-то не досмотрела за спортсменом, где-то не удержала — рано ребенок ушел из спорта, можно было дальше с ним заниматься и оградить его от тех негативных влияний, которые встречаются в жизни. Я не считаю, что неудачные спортивные результаты — это неудача. Спортом не ограничевается жизнь, она очень многогранна. И поэтому в моей жизни была одна крупная неудача, в том плане, что я не смогла убедить ни родителей, ни ребенка дальше заниматься. Это была не очень известная спортсменка, но тем не менее я считаю «потерю» этого ребенка для спорта своей неудачей.
А в остальном, мы с родителями и детьми очень дружны — мы дружим на протяжении многих лет и дальше. И сейчас к нам уже приводят своих детей наши выпускницы. Это очень радостно. И не обязательно наши воспитанники становятся знаменитыми спортсменами.
Но в начале пути мне было сложно. Вот, например, у Владимира Викторовича были большие успехи в плавании, и он работал тренером в детской спортивной школе №2 — там у него были большие успехи. А наша школа пока проходила становление. В синхронном плавание у нас больших успехов не было. Даже можно сказать, что и маленьких не было. Были тяжелые годы. Но сейчас с годами я считаю, что любая система, даже если она несовершенна, она рано или поздно даст результат. Потому что и до Светы у нас была хорошая спортсменка — Альбина Галюнышева (?) — мы отдавали ее в училице Олимпийского резерва Санкт-Петербурга, где она занимала лидирующие позиции. Она была нашим первым Мастером спорта по синхронному плаванию.


Елена Гордиенко:
— Что или кто помогает вам в работе?


Ирина Белоусова:
— Прежде всего, наш коллектив: наши тренеры, воспитанники, родители, которые верят в успех и заразились этой идеей.


Елена Гордиенко:
— А вот ребята, которые у вас занимались когда-то, но уехали из Гатчины, когда они сюда приезжают, заходят в гости?


Ирина Белоусова:
— Заходят. У нас есть традиционные соревнования, традиционные праздники, в том числе и наши дни рождения с Владимиров Викторовичем, которые дети не забывают. Дети помнят эти даты и, как правило, они стараются прийти на эти праздники, что застать всех. А бывает и просто так приходят.
На протяжении 24-х лет мы каждый год ездим в одно и тоже место — в лагерь под Волгоградом.


Елена Гордиенко:
— Т.е. можно сказать, что в вашей школе уже сложись свои традиции?


Ирина Белоусова:
— Безусловно. У нас есть Вечер выпускника, мы его проводим ежегодно.


Елена Гордиенко:
— Каковы ваши планы?


Ирина Белоусова:
— Кубок России. Старшие ребята сейчас на сборах в Тосно. И непосредственно 22-25 ноября в городе Раменское пройдет Кубок России по синхронному плаванию. Сборная команда из 12-ти девочек будет представлять Ленинградскую область, в том числе и спортсменки из спортивно-оздоровительной школы «Киви».
Маленькие детки готовятся к Первенству Санкт-Петербурга, к Первенству России. Все согласно календарному плану общих спортивных мероприятий.
Тренируются наши плавцы на Кубок Ленинградской области.


Елена Гордиенко:
— А мечты?


Ирина Белоусова:
— А мечты… Я тут недавно прочитала: «Мечты должны быть нереальными, иначе это просто планы на завтра». Так вот наши «нереальные мечты» — это следующие Олимпийские игры. Помимо Светы у нас есть спортсмены, которые достойны в будущем войти в состав сборной России.