Геннадий Норкин: «Идти и ждать. А хочется ехать!»


Транспортная реформа, проходящая в регионе, ставит цель - повысить качество и безопасность обслуживания, сделать транспорт доступнее и удобнее для пассажиров. Ощущаете ли вы изменения, оправдываются ли ваши ожидания? Что можно изменить в лучшую сторону?

Геннадий Норкин, к.ф.н, член-корреспондент Петровской академии Академиии наук и искусств, предлагает свое мнение в рубрике "Размышлизмы".

Общество
17 октября 10:53
315

 

Люди постарше должны помнить настойчивую рекламу, в которой жители двух итальянских деревень чистили огромные сковородки. У жителей одной из деревень сковорода сразу же начинала блестеть, а у жителей второй деревни ничего не получалось, хотя они очень старались. Но в этой ситуации все было понятно: продвинутые жители первой деревни покупали чудодейственное чистящее средство, а бестолковые жители второй деревни до этого не додумались.

Рядом с Гатчиной тоже расположены два поселения – Тайцы и Верево. И в том и другом поселении проживают по данным интернета по 5 – 6 тысяч человек. В Тайцы ходит 517-й автобус, совершая 10 рейсов в сутки. В Верево ходит 107-й автобус, совершая 48 рейсов в сутки. Но как говорят в рекламе, это еще не все: через Верево в СПб ходит 431-й автобус, совершая 26 рейсов в сутки. Получается, что автобусы в Верево ходят в 7,4 раза чаще, чем в Тайцы при одинаковом количестве населения и при одинаковом желании населения этих поселений побывать в своей столице. И жители Тайцев, а также расположенных вдоль Красносельского шоссе населенных пунктов Вайялово, Военный городок, Пегелево, Торфопредприятие и множества СНТ хотят понять, в чем причина такого явно неуважительного к ним отношения? Транспорт часто называют кровеносной системой государства. И это справедливо. Страшно подумать, что случится с человеком, если его неустанное сердце будет стучать реже 60 раз в минуту. А интервал движения 517-го автобуса утром реже одного рейса в час, а днем - интервал 2 часа 35 минут. Эффективное управление должно учитывать самые неблагоприятные последствия принимаемых решений. В случае с транспортным сообщением между Гатчиной и Тайцами - это опоздания на работу и учебу, стрессы, неизбежные в переполненных автобусах, и, конечно, жалобы в вышестоящие инстанции.

Правда, следует учитывать наличие коммерческих автобусов. Через Верево следует в СПб три маршрута с завидной регулярностью в 10 – 15 минут. Через Тайцы - только один 631-й автобус. И этот автобус задает еще одну трудную загадку. Наш народ, наверное, самый терпеливый и доброжелательный в мире. Но из более чем 60 отзывов в интернете об этом автобусе нет ни одного положительного. Пассажиры жалуются на то, что объявленный на остановках интервал движения в 20 минут в реальности – 40–60 минут. Автобус ходит вне расписания, объясняя это непредвиденными пробками в СПб. Он совершенно не приспособлен для пригородного сообщения – нет возможности разместить детские или инвалидные коляски и сумки с продуктами – очень узкий проход при отсутствии площадки для пассажиров с багажом. Будучи переполненным, автобус вынужден проезжать мимо остановок с ожидающими целый час пассажирами… Нетрудно представить психологическое состояние этих пассажиров, особенно зимой.

Впрочем, это предположение не относится к организаторам автобусного движения. Наиболее уязвимыми при существующей организации автобусного сообщения оказываются пенсионеры. Их льготная транспортная карточка прекрасно работает только в СПб. Съездить в Гатчину таицкому пенсионеру в 631-м автобусе обойдется в 150 рублей при ежедневной пенсии в 600 – 700 рублей. А это называется возрастной дискриминацией или, проще говоря, эйджизмом. Во всех цивилизованных странах – это крайне осуждаемое явление. А Россия – страна цивилизованная.

И я верю, что руководство Гатчины способно радикально улучшить автобусное сообщение между Гатчиной и Тайцами. Есть же возможность организовать в Учхоз 40 рейсов, а в Новый Свет - даже 76. Это уже почти график метрополитена! Ну, а жители вдоль Красносельского шоссе почему такие несчастные? 

Я весьма положительно отношусь к руководству Гатчины и Ленинградской области. Справедливо, что губернатор Ленинградской области А.Дрозденко вошел в десятку самых влиятельных губернаторов страны. Нельзя не видеть огромную работу, превращающую Гатчину в столицу региональных столиц. Особая благодарность за то, что впервые за 30 лет территория вокруг Гатчинского университета становится достойной самого университета. Дороги в Гатчине лучше, чем во многих европейских столицах. Правда, остроумные россияне заметили, что «прекрасные дороги обязательно приведут к дому главы администрации». 

У нас в стране очень образованные руководители муниципального уровня. 25 % из них имеют два высших образования. Но иногда их решения меня удивляют. В ответ на жалобы пассажиров принято решение: к 10 рейсам в Тайцы добавить еще один. Вы это серьезно?

Психологи давно открыли закономерность, согласно которой изменения ниже ожиданий вызывают вместо позитивной негативную реакцию. Пенсионерам повышают пенсию на 200 рублей – ничего, кроме обиды эти рубли не вызывают. Еще пресса сообщила, что в ответ на жалобы пассажиров была проведена проверка автобусов, обнаружившая отсутствие информации азбукой Бройля. Серьезный недостаток будет исправлен. Вы это тоже серьезно? За долгие годы поездок в общественном транспорте ни разу не видел, чтобы кто-то этой азбукой пользовался. Но какой-то федеральный чиновник отрапортовал, что он заботится о пассажирах с инвалидностью.

Что же реально ждут пассажиры? Увеличения количества рейсов 517-го автобуса минимум в два, а лучше в три раза. Если есть большие деньги на строительство дорог, которыми пользуются владельцы автомобилей, то должны найтись деньги и для пассажиров общественного транспорта.

В прессе регулярно сообщается о предстоящей реформе транспорта: «планируются абсолютно новые автобусы». Ради Бога, не надо абсолютно новых: большинство автобусов вполне приличные и комфортабельные. В замене нуждаются только автобусы, предназначенные для дальних рейсов без багажной площадки. Было бы замечательно продлить маршрут 517-го автобуса до Красного Села, тем более что за Тайцами сформировался крупный торговый центр – «Лента», «Магнит», «Стройудача» и большая площадка по торговле саженцами и оборудованием для загородных домов. Кстати, остановки автобуса в этом торговом пространстве выглядят издевательски – одна в 500 метрах справа, другая в 500 метрах слева.

Какие замечательные слова произносят руководители Гатчины о пенсионерах: «Удивительное поколение людей, кто всю жизнь шел и идет с огромной любовью к своей стране…». Все правильно! Только это поколение уже немножко устало идти. Это поколение хотело бы не только идти, но и ехать на доступном, безупречно работающем общественном транспорте.