Даймище. Райские места.

Наш рассказ в рубрике «Новости пешком» - о большой старинной деревне Даймище на красных берегах Оредежа, где пел Шаляпин, писал Петров-Водкин и столетиями жили староверы.

Новости пешком
20 сентября 16:10
714

Андрей Бурлаков, краевед, Почетный гражданин Гатчинского района:
- Здесь много интересного, удивительного, да и сама природа здесь какая-то особенная.
И название тоже необычное. Самая известная легенда, которая бытует здесь многие столетия, связана с пребыванием здесь Петра I: проезжая по этим местам, Петр I захотел попить местной ключевой водицы, увидел домик лесника, подошел, вышла девушка, преподнесла ему ковш с водой. Петр попил. Вода ему понравилась. И он ей сказал: «Дай ми еще». Так и пошло название. Действительно, вода здесь всегда удивительная. Но Петр I был в каком веке? А деревня была до Петра, в далекие времена, еще в средние века.
Поэтому легенда - легендой, а основание Даймища связано, прежде всего, с историей Древней Руси. Первые жители здесь появляются еще в веке 11-12-м. Об этом говорят курганы, захоронения: в Даймище они сохранились до сих пор по берегам реки. Здесь были сделаны раскопки в 1970 году нашими, тогда еще ленинградскими, археологами. Нашли много военных доспехов, женских украшений.
Здесь же выявили уникальный, свойственный только этим местам погребальный обряд. Все тогдашние захоронения высокие, погребенный человек сидит и смотрит на Восток: людей хоронили в сидячем положении. Вот такое было здесь, на Ижорской земле, странное явление. Первые племена здесь были не славяне, а еще водь, ижора.
В древних летописях Новгорода Даймище есть, но оно было тогда Дамище, Дамоща. По-разному оно называлось, при шведах много раз искажалось. Это всегда была довольно большая деревня. Здесь проходила старинная Новгородская дорога, которая когда-то шла через наши места и связывала тогда Новгород с Европой. Вот именно через Даймище, как раз по верхней кромке, она и шла. Сейчас там находится главная, центральная улица деревни.
Новый виток истории здесь происходит при Петре Великом. Все эти места, вся эта округа была пожалована сыну Петра - царевичу Алексею, как и наше знаменитое Рождествено. Царевич Алексей сюда приглашает старообрядцев, он дает им здесь вольные поселения. Возникают несколько старообрядческих деревень - Лампово, Куровицы.
А Даймище было заселено поморами. Мы это видим в отчетах. Это была довольно большая деревня, в 18-м веке здесь было уже 36-39 дворов. Была огромная старообрядческая община, возникает свое кладбище. Была своя часовня, молитвенный дом. Деревня Даймище - очень давняя, со своими обычаями, традициям.
Сегодня мы это все видим на главной улице, потому что типаж домов необычный для наших мест.
В культуре этих народов было всегда желание сохранять память о прошлом, какие-то легенды, какие-то свои рассказы семейные. Здесь и сейчас есть люди, которые много что могут рассказать.

Галина Паламарчук:
- Сколько лет этому дому за нашей спиной?

Андрей Бурлаков:
- Это старейший дом. Мы сразу видим, что он не крестьянский, это типичный дачный дом, очень большой, с красивым фасадом. Дело в том, что и сейчас, и в былые времена это была дачная деревня. Рядом станция Сиверская. Сюда по традиции приезжали на Оредеж люди отдыхать. Одна из таких первых, можно сказать, дач – дача лесопромышленника Иванова, который здесь имел лесные массивы, пилил лес для тех же дачников. Человек был не бедный. Я так понимаю, что у него была здесь дача не одна. Была еще в Северской. А здесь, видимо, была одна из его любимых, потому что он часто своих гостей сюда приглашал. А кто же в гости приезжал? Во-первых, конечно, Федор Иванович Шаляпин. Он любил такие уединения и уезжал иногда из столицы вот сюда, за город. Я еще застал здесь последних жителей, которые в детстве бегали на эти посиделки. У Иванова была банька на берегу. Федор Иванович любил купаться в Оредеже, его бас раздавался по всем окрестностям и был узнаваем. Сюда приезжал главный заводчик этих мест - купец Чикин, который был связан с Ивановым. Они многие дела совершали вместе,у них была группа богатых по тем меркам людей. А еще сюда в гости приезжал наш гатчинец Александр Иванович Куприн. Это есть в одном из его рассказов, как он был приглашен к Чикину, к Иванову. Здесь была аура людей творческих, звучала музыка. Как рассказывают старожилы, здесь всегда была масса художников. Такие берега красивые, оредежские долины, панорамы…
Здесь бывал Игорь Северянин. Дмитрий Шостакович в 1937 году снимал здесь дачу. Из известных художников, прежде всего, семья Натаревичей. Михаил Натаревич, его дочь, внуки - все стали художниками. Сохранилось много их уникальных зарисовок эпохи 60-70 годов. Альбомы изданы, все было написано здесь. Изображены простые крестьяне, колхозники, река, какие-то купания, какие-то пляжи. Все это он писал здесь, гуляя по берегам Оредежа.

Галина Паламарчук:
- Даймище ведь и в кино снимали?

Андрей Бурлаков:
- Даймище вошло в историю кино. Здесь снимались разные кусочки разных лент. Самый знаковый фильм для Даймище – «Африканыч» с Николаем Трофимовым. 70-й год, думаю, кадры все сразу узнают. Многие жители участвовали в массовках, целые семьи. Такой настоящий деревенский фильм.
Я хочу зачитать кусочек из воспоминаний одного местного дачника, который снимал дачу в этих местах. Это наш известный ленинградский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания Виктор Конецкий. Он был 1929 года рождения, был мальчишкой на момент войны. В довоенные годы семья Конецких снимала дачу в Даймище. И вот он пишет: «Несет в Даймище, Батово. Беготня с копьем, парное молоко, довоенная детская безоблачность. Родные воспоминания, грусть отходит, она скоро выветрится. Все притрется, потом превратиться в скуку, потом - ожидание возвращения».
Здесь почти каждая семья, конечно, кто мог, сдавала дом или верхнюю часть дома, мезонины. Некоторые даже уходили на лето жить в свои баньки, летние домики.
В окрестностях появляется много детских лагерей, было несколько домов отдыха. Здесь до войны находился наш районный лагерь, куда приезжали отдохнуть пионеры. Сохранилась буквально крошечная газетная заметка: «Летний отдых школьников. Вчера из Красногвардейска выехали в школьный лагерь 250 учащихся города и района. Лагерь размещается на высоком берегу красавицы реки Оредеж. Здесь ребят ждет много нового и интересного. Они будут заниматься в кружках и собирать различные коллекции. С ними будут проводиться различные игры, военные походы. Весело отдохнут ребята, крепко закаляться в этом лагере!». Заметка была напечатана 21 июня 1941 года: только приехали, и началась война. Отдых был прерван.
Я застал еще гатчинских жителей, которые были здесь в детских лагерях на момент начала войны. Сразу была организована транспортировка, начали кого-то вывозить, кого-то чуть позже. Конечно, была паника: как быть, что делать? А примерно уже в середине июля здесь был замечен первый немецкий самолет, который летел в сторону Гатчины, причем с нашими знаками опознавательными - с красными звездами, была первая бомбежка. Конечно, война оставила здесь свой горестный след. Здесь были партизаны, и фашисты все время ловили тех, кто был связан с ними. Многих жителей угнали в рабство в Германию, в Прибалтику, а при отступлении сожгли часть домов в отместку. И оккупация оставила свой темный след, многие люди пострадали.
Даймище – деревня большая в три улицы: Большой проспект, Набережная и Школьная улицы.

Галина Паламарчук:
- Мы сейчас вышли к самой реке, на тихую часть деревни вдоль набережной. И, конечно, здесь мы можем полюбоваться красотами берегов.

Андрей Бурлаков:
- Позади нас один из старейших домов - дом местного крестьянина Рябова. Он здесь был очень известен, потому что имел мельницу, была небольшая плотина. Он занимался и лесопромыслом, у него лес охотно покупали дачники. Место ему давали помещики, какие-то, видимо, кусочки леса, чтобы он мог эти части леса вырубать. И он это выгодно продавал.
Деревня была большая и богатая по тем меркам. В деревне были лавки, торговые дома, даже был свой трактир.
Мы как раз подошли к интересному месту: опять красные пески. Может быть, как раз где-то здесь известнейший дачник Петров-Водкин в 1912 году искал место для натуры, где писать свою знаменитую картину «Купание красного коня». Здесь Петров-Водкин жил на даче и искал такие местечки, делал наброски и писал свои картины. Эту версию, эту легенду для нас преподнес когда-то Александр Александрович Семочкин. Он эту версию научно доказал. Мало того, скорее всего, на полотне в образе мальчишки - молодой Владимир Набоков. Все могло быть…
Деревня с большой историей, с интересными легендами. Здесь очень чистая вода, есть родничок, обилие рыбы. Рыбаки сюда приезжают: здесь, действительно, настоящий кусочек русской природы.
Обидно, что река зарастает, она стала поуже, чем была когда-то. Есть фотографии, есть зарисовки художников. Она раньше была чище, масштабнее.
Я сюда приезжал с экспедицией из Гатчины, взял с собой некоторых наших учителей и педагогов. Мы тут собирали фольклор, интересные предания старины, ходили по старожилам. Это был 2018 год, были люди довоенной эпохи, которые помнили рассказы своих бабушек, дедушек. Здесь были интересные фамилии.

Галина Паламарчук:
- Даже по этой булыжной мостовой видно, какая это была богатая деревня.

Андрей Бурлаков:
- Да, действительно, деревня была избранной. Здесь жили много столетий старообрядцы, староверы. Эти дома были построены мощно, даже по нашим меркам. Большие, обязательно высоко подняты, конечно, с мезонином.
В Лампово тоже такие терема сохранились.
Здесь были свои яркие имена крестьян: чаще всего встречаются в документах, летописях семьи Рябовых, Никифоровых, Лабутиных, Букашкиных. Даже Невские были, что у крестьян редко встречается.
У них здесь было много различных заведений. В деревне был трактир. Еще в давние времена мне подарили уникальную фотографию: на ней семья на фоне вот этого трактира. Его кто как называл: кто казенка, кто - питейное заведение. Семья Ванюшкиных после революции имела тут свой магазин, пока его не закрыли.
Где-то в конце деревни была школа, одна из самых старых в нашем уезде, год основания 1866-й. Представляете? Только-только пало крепостное право, а уже школу основали местные крестьяне. Я нашел некоторые отчетные документы именно по этой школе, ее быстро переименовали в училище. Оно было открыто сначала в частном доме, было только для мальчиков. Его на свои деньги открыл местный крестьянин Кузьмин. Всего было 8 учеников. Мало, конечно. Обучение было платным – 50 копеек в месяц. Дальше начинается рост количества учеников: в1875 году уже училось 43 мальчика и 20 девочек.
Главным попечителем был Чикин, заводчик, который вкладывал деньги в училище. И, конечно, семья Рукавишниковых: они тоже жертвовали деньги на развитие учебного дела. Школа несколько раз перестраивалась. Много было здесь интересных учителей, их многие помнят. Школа была закрыта в 70-е годы, она после войны еще была действующей начальной школой. Потом, когда построили школу в селе Рождествено, ее окончательно закрыли.
В деревне было пожарное дело. В советское время, в 29-м году, был создан первый в этих местах колхоз. Неохотно эту идею приняли крестьяне: им и без колхоза жилось хорошо. Но было принято решение на уровне нашего района создать колхоз именно здесь, в этой крупной деревне. Дали колхозу название «Имени декабристов», он занимался молочным животноводством, картофелеводством. Сеяли много репы, гороха. Потом, конечно, была эпоха кукурузы. Уже в послевоенное время это была деревня нашего знаменитого совхоза «Орлинский».

Галина Паламарчук:
- Сохранилось много старых домов?

Андрей Бурлаков:
- Да, кое-где на фронтонах домов есть надписи с годами постройки. Конечно, дома, как и всё, стареют, разрушаются, ветшают. Понятно, что они исчезают. Я тут был лет 5 назад, когда делал опись домов, и вижу, что некоторых домов уже нет. Они перестроены или просто снесены.

Галина Паламарчук:
- В вашей описи какие дома значатся?

Андрей Бурлаков:
- Из того времени, когда я тут делал последний раз выписки по домам, был дом №100. Сейчас его нет. На этом месте уже красуется новый. А вот дом № 102 - Рябовых; 96-й, 94-й сохранились. Вот 31-й, 27-й. Вот на 27-м есть надпись 1880 год, а на 31-м доме можно увидеть надпись про 1879-й год постройки. Интересен дом Никитиных. Есть, есть дома, которым буквально не то, что 100, им уже где-то под 200 лет.

Галина Паламарчук:
- Кроме дома за номером 100 все остальные, слава Богу, мы сегодня здесь, прогулявшись по Большому проспекту, увидели.

Андрей Бурлаков:
- Увидели остатки мощения, увидели гигантские дубы, которые нас везде здесь преследуют. В деревне, видимо, было принято сажать деревья на века.
Многие жители были участниками Первой мировой войны, Великой Отечественной войны. Именно отсюда многие уходили на фронт.
Конечно, хочется, чтобы эти деревни никогда свою историю не прекращали. Понятно, что меняется население, приходят новые люди, которые, может быть, и не знают историю Даймища. Хочется, чтобы люди жили в этих местах всегда, и никто никуда отсюда не уезжал.
Как бросить такую красоту и поменять на город? Действительно, райские места! Здесь даже дышишь по-особенному, наслаждаешься природой, этим деревенским ритмом жизни.