Большой Сабск: на пути из варяг в греки

Лоцманы деревни Большой Сабск, видимо, были большими мастерами своего дела: для того, чтобы провести суда с товаром по сабским порогам реки Луги, нужны были и зоркий глаз, и опыт, наработанный годами, и отвага. А на верфи в Большом Сабске могли умело подремонтировать прохудившееся судно. Во время ремонта шла торговля товаром и обмен новостями... Из Большого Сабска Волосовского района – в рубрике "Новости пешком".

Новости пешком
14 марта 10:37
1427

Галина Паламарчук:
- Здесь, в Большом Сабске, мы поговорим о древнем пути из варяг в греки. Я не преувеличиваю, это правда так?

Лариса Фетисова, заведующий историко-краеведческим музеем деревни Большой Сабск:
- Да, по нашей реке Луге именно в этом месте проходил древний путь из варяг в греки.
Само поселение - деревня Большой Сабск - очень древнее. Путь из варяг в греки - это 9-13-е века, поселение уже было. Впервые летописно оно упоминается в 15 веке, при Иване III. Что касается пути из варяг в греки, он здесь проходил, об этом свидетельствуют находки, которые есть у нас в музее - это парусные иглы.
Чем интересен именно Большой Сабск? У нас здесь пороги. Протяженность этих порогов до 5 километров. Перепады высот вплоть до 15 сантиметров. Чтобы пройти эти пороги, в Сабске были специальные люди, назывались они лоцманы, которые проводили древние суда по воде. Также были люди, которые волоком проталкивали эти суда по порогам, - бурлаки. Говорят, что это была очень денежная специализация. Пять километров они тащили суда, помогая преодолеть пороги и выйти на большую глубину. В Большом Сабске жили люди, которые обслуживали этот самый древний путь из варяг в греки.
Чуть выше есть река Саба, которая впадает в Лугу. В месте впадения Сабы была верфь, где ремонтировали суда. Так же в Сабске шили паруса для судов, изготавливали краску. То есть, жили промыслом. Река кормила, люди получали заработок. Еще жители окрестных берегов, в том числе и Большого Сабска, промышляли тем, что меняли товары, взаимодействовали с купцами. Могли менять, допустим, на ту же пшеницу. Или на какие-то интересные диковинные вещи, какие-то пряности, на то, чего не было в наших местах. А купцы с удовольствием покупали у наших местных жителей и воск, и пушнину, и мед - то, чем они могли торговать, допустим, в Новгороде и в Константинополе. Они пополняли запасы еды у нас здесь, в Большом Сабске.
Так что это древнее поселение.

Галина Паламарчук:
- Как переводится название – «Сабск»?

Лариса Фетисова:
- Говорят по-разному. Кто говорит, «сабск» – значит, со Пскова, кто говорит, что «сап» или «савва» – это «хвост», «ответвление». По-разному переводится слово «сабск». Я слышала даже «рыба». Понятно, что поселение, которое жило возле такой реки, самой большой в Ленинградской области, кормилось от нее.

Галина Паламарчук:
- Поселение, наверняка, было большим и процветало?

Лариса Фетисова:
- Конечно, если здесь часто останавливались торговые суда. На верфи судно могли отремонтировать, пока стояли, пополняли свои запасы. Конечно, жители окрестных деревень, в том числе и жители Сабска, старались всячески приманить их к себе, чтобы они именно у них оставались на ночлег.

Галина Паламарчук:
- А парусная игла что из себя представляет?

Лариса Фетисова:
- У нас есть железная парусная игла, а есть еще более уникальная - костяная. Кто-то когда-то ее обронил, а река сохранила, вымыла и потом отдала людям.
Раньше люди всегда селились возле воды. Летом это был водный путь,
зимой на санях ездили по рекам. Дороги по земле были плохие, поэтому и ездили по льду рек.
Также по нашей речке ходили лодки-долбленки. У нас даже до недавнего времени жили мастера, которые делали эти лодки. Их выполняли из цельного ствола дерева: брали тополь, выбирали из него сердцевину и получались вытянутые лодки-долбленки. Выдалбливание было одним из наиболее трудоемких работ: оно требовало большого опыта, так как прочность лодки зависела в значительной мере от качества обработки древесины. Прежде, чем обозначить толщину боков, обрабатывали снаружи, причем старались сгладить все неровности.
Лодки были надежные – плавали на них долго. Некоторые до сих пор на них ходят. Я недавно видела лодки-долбленки на реке.

Галина Паламарчук:
- А с какого периода поселение, так скажем, если не пришло в упадок, то свой статус потеряло?

Лариса Фетисова:
- Тут разные мнения. Стало не так процветать, скажем так, со времен пришествия в Новгородскую республику московских князей. Может быть, и сами были виноваты новгородские князья и бояре: они потеряли свою власть где-то в 1479 году, когда Московское княжество подчинило Новгородское. Говорят, упадок тогда и пошел.

Галина Паламарчук:
- История Сааска интересна нынешним жителям? Когда Вы рассказываете об этом школьникам, они удивляются?

Лариса Фетисова:
- Да, они удивляются: это было, правда, у нас, в Сабске?
И украшения у нас есть, которые носили древние жители, они были найдены именно в наших местах. Река была, как большая трасса.

Галина Паламарчук:
- Может, какой-нибудь памятный знак в связи с этим здесь поставить? К этой истории все больше и больше людей обращаются.

Лариса Фетисова:
- Может быть. По нашей реке ежегодно проходят спортсмены на каяках, проплывают по нашим сабским порогам, останавливаются на берегу.

Галина Паламарчук:
- И им удается их преодолеть?

Лариса Фетисова:
- Да-да. А если они знают фарватер, то, в принципе, вполне проходят.

Галина Паламарчук:
- Весной Луга разливается?

Лариса Фетисова:
- Да, вода доходит заборов. Луга всегда затопляла территорию, давала влагу, были заливные луга, которые потом крестьяне использовали для кормления скота.

Галина Паламарчук:
- Вам самой это интересно? История поселка, в котором Вы живете?

Лариса Фетисова:
- Конечно. Я жить без него не могу, без истории этого поселка.