Вытрезвитель в Гатчине: как это было

Что вы сделаете, если увидите пьяного человека, спящего в сугробе?  Позвоните в полицию, медикам? А куда его повезут? Раньше на этот вопрос был один ответ - в вытрезвитель. Потом вытрезвителей не стало, и вот теперь Госдума приняла закон о возобновлении их работы. Регионы могут принять свои законы о том, какими - платными или бесплатным - будут услуги этих учреждений.

Общество
3 февраля 2021 17:31
220

Система медвытрезвителей возникла в СССР в 30-40х годах. В 2011 эти учреждения были выведены из системы МВД и должны были быть переданы на баланс Минздрава, однако этого не произошло.

Спустя год некоторые представители российских органов внутренних дел связывали всплеск преступности именно с закрытием спецмедучреждений. В 2017 спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко приводила статистику о том, что каждое третье преступление в России совершается пьяными, а также, что ежегодно по причине алкогольного опьянения в России умирает более 50 тысяч граждан, в том числе от обморожения порядка 10 тысяч человек.В марте 2019 года министерство здравоохранения поддержало законопроект о воссоздании в России вытрезвителей. В декабре 2020 года Государственная дума приняла закон, предоставляющий регионам Российской Федерации право открывать вытрезвители на основе государственно-частного партнёрства" 

В Гатчине в здании на Рощинской, 8 сейчас размещается Центр информационных технологий. С 1982 года в этих стенах располагался гатчинский вытрезвитель. 25 лет им руководил Николай Гульник.

Николай Гульник, начальник гатчинского медвытрезвителя в 1982-2007 годах:" Здесь мы просуществовали больше 20 лет. Когда только начиналось все, нам дали это помещение, и здесь ничего не было. Крыши даже не было. Мне приходилось ездить к председателю облисполкома, он свой был человек, наш, гатчинский, и он из резерва фонда материального обеспечения нам выдавал оцинкованное железо на крышу. Представляете, на своей машине мы это привозили, все делали сами, вот такие времена были интересные. 

Несмотря на перепрофилирование и ремонт, воспоминания, связанные с местом 25-летней работы, остаются. Николай Гульник: "Стены помнят и не плачут, а смеются, наверное. Потому что здесь, действительно, работала служба. Потому что сейчас сотрудники, которые уже уволились и они говорят: "Вот здесь была настоящая милиция". А почему настоящая? Здесь на въезде в город полиции нет никакой, кроме нашего подразделения. И люди приходили каждый день пачками. "Помогите, там убивают,там муж пьяный,там хулиганят". Мы никому не отказывали. Мы выезжали, хотя это не наша работа. Но я обязательно требовал от всего личного состава, что милиция - это не просто доставление куда-то пьяных. Нет. Милиция, прежде всего,- охрана правопорядка. И это здорово, и люди нас помнят. Здесь ежемесячно от 2 до 5 человек спасали. С того света, буквально, возвращали. Приезжали ребята на вызовы, а они лежат в сугробе, а какие морозы были! И вот, от двух до пяти, помножьте это на год, страшные цифры. Вот здесь была огромная палата медицинская. Вход был оттуда, там был запасной. Сюда их привозили, там их раздевали, осматривали, и там же палата медицинская была. Там коечка, подушечка, простыни, одеяло, люди лежали. Тогда народ был мягче, чем сейчас, драк таких не было, но буйных было очень много. Для них даже предусмотрено было приказом МВД специальное кресло. Привязывали резиновыми вязками, на голове маленькая подушечка, чтобы не бился головой. А были и такие, которые головы разбивали. То есть это было ради их интереса. Вот сейчас говорят "это садизм", да ну, какой садизм? Это для блага человека. Пьяный человек неадекватный, мы сами видим сейчас в обыденной жизни, какие пьяные сейчас. А вот здесь вот была медицинская палата. У нас были голые стены и койки. 12 коек у нас было. Заполнялись полностью. Вот человек приходит в себя, просится домой - выписывают, а на его место всегда найдется желающий. Говорят о том, что у нас какой-то план был, ерунда это все. Никакого плана не было. Подведение итогов было, элементарный подсчет был. Никого "меньше в Гатчине или больше" не было. Отчитывались просто. Ставили в пример - да. 15 лет Гатчина занимала только ведущее первое место в области, но не по количеству доставленных клиентов, а именно по раскрытию и по профилактике преступлений. Мы за год задерживали примерно 112 человек, находящихся в розыске. Вот так и работали здесь люди. Сотрудники, которые, действительно работали. Были и негодяи. Вот говорят, что пьяных грабят. Был один такой, принимал клиентов. Мне один человек пожаловался, подошел после вытрезвления и говорит, была у него золотая цепочка. Я возмутился тогда, чуть ли не вниз головой этого сотрудника перевернул, и да, выпала цепочка. Через неделю потребовал от руководства от него избавиться. И все прекратилось. Так что будущим вытрезвителям я немножко сочувствую в плане "как это будет?", "кто будет заниматься охраной общественного порядка?

Мое мнение- нужно возвращать эту практику, потому что я ежедневно владею информацией о том, сколько пьяных в Гатчине, особенно ночью. Они выползают, как тараканы, ужасно себя ведут, и куда их девать, я не знаю.И куда девать лиц без определенного места жительства? Сюда привезешь - он заразит всех - педикулез и масса других болезней. Мы принимали, у нас было отдельное помещение для таких лиц. Мы их принимали, они отлеживались несколько часов, как только в чувство придет, лишь бы не замерз. Занятие было благодарное. Люди на улицах видят, благодарят до сих пор. Я их не помню, а они как узнают. Это дорогого стоит". 

Огромному количеству людей, уверен Николай Гульник, в этих стенах помогли. Кому-то отогреться, кому-то осознать  всю пагубность привычки, кому-то даже спасли жизнь. Люди помнят, а здание меняется. В Центре информационных технологий Николай Павлович с трудом признал свой кабинет, в котором работал 25 лет.

Из всего помещения узнается только вид из окна, который, по словам Николая Павлович, практически не изменился. Все те же дома и улица, на которой, возможно уже сейчас кто-то нуждается в помощи.

В Ленинградской области региональный закон о вытрезвителях еще не принят, но многие люди отмечают, что эта практика может спасти много жизней.