Война. История Антонины Моисеевой

Антонина Николаевна Моисеева родилась в 1933 году в деревне Даймище Гатчинского района. Отец был коммунистом, председателем колхоза «Память декабристов». Когда немцы в августе 1941 года подошли к селу Никольское, вспоминает Антонина Николаевна, ее отец ушел партизаном в 4-й Красноармейский партизанский отряд, состоящий из 36 человек.

Общество
20 мая 2020 17:08
408

"Выкопали в лесу землянки, им подвезли оружие, продукты, но среди них нашелся предатель, который пришел к немцам и выдал, где этот отряд располагается, немцы, естественно разгромили все их запасы, но партизан кто-то предупредил, что немцы придут, партизаны ушли в Лужский район", рассказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Предателем оказался человек, который, дабы спасти «свою шкуру», говорит Антонина Моисеева, рассказал немцам, кто из деревни ушел в партизанский отряд и где живут их семьи. Немцы сожгли дом семьи Антонины и еще семь прилегающих домов.

"Конечно, вот это воспоминание, страшное, мне только исполнилось 7 лет, я даже в школу не успела походить", сказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Маму Антонины Моисеевой, как жену партизана, немцы увезли в гестапо, где подвергли мучительным пыткам, избивали, издевались, подвешивали вниз головой, заставляли копать в лесу себе могилу и пытались узнать, где прячется ее муж с другими партизанами. Все это время семилетняя Антонина оставалась одна, голодная, замершая, без дома и крыши над головой.

"Жить нам негде, все боялись немцев, если кто нас приютит - семьи партизана, то их накажут, находились люди - то у одних поживем, то у других поживем", сказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Потом их с мамой немцы увезли в Литву в город Паневе́жи́с. Антонина Николаевна вспоминает, что из Даймище много семей увезли в Прибалтику. Но их, как семью партизана, затем перебросили в Германию. В каком лагере они были, узница уже не помнит.

"Я очень хорошо помню одноэтажные бараки, кормили нас страшно сказать какой пищей, отходами, капуста замершая, морковь замершая, мы называли баланда", рассказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Как воспоминает Антонина Моисеева, взрослых постоянно уводили на работы, а для маленьких детей у немцев были другие задачи.

"Нас, ребятишек, в другое помещение, брали у нас кровь для немецких солдат. Страшный страх, мы кричим: «Мама, мама», а мамы нет…", сказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Позже, вспоминает Антонина Моисеева, немцы набирали лагерных себе на работы. Их с мамой увезли в Зальцбург в Австрию работать на хозяина гостиницы, в которой жили семьи немецких офицеров.

"Мне уже было 10 лет, мы с мамой работали, у нашего хозяина были лошади, коровы, а немцы, которые жили в гостинице, они выставляли из своего номера обувь у дверей, и я должна была ее вычистить", рассказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Мама Антонины Моисеевой работала на кухне, жили на неотапливаемом чердаке, было очень холодно, так прожили до 1945 года.

"Я очень хорошо помню, когда закончилась война. Всю ночь немцы отступали, уходили в горы на встречу американцам, это теперь я понимаю, что они боялись, что придут русские солдаты и отомстят им за то, что они у нас натворили. Нас освободили американцы", сказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

После этого их отправили в русский фильтрационный лагерь, в котором вплоть до 5 сентября 1945 года унизительно узнавали, как Антонина Моисеева вместе с мамой оказались в Австрии. Когда вернулись обратно в Даймище, жить было негде. Отец оказался жив, но в Новгородской области создал новую семью.

"Малолетняя узница фашистских концлагерей TEXT: К нам он не вернулся, и вот мы с мамой вот так кочевали опять из семьи в семью, потому что время было сталинское, тоже боялись: коль мы изменники Родины, тоже боялись нас брать", сказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Приютила их женщина из Ленинграда: ее пустующий дом в деревне Антонина с мамой сторожили и жили в нем. Мама Антонины часто болела и не могла работать.

"Есть нечего, я ведь даже ходила по деревням милостыню собирала, потому что нечего есть. Как я жила, не дай Бог никому, такой жизни, и вся эта моя жизни", сказала Антонина Моисеева, малолетняя узница фашистских концлагерей.

Жизнь продолжалась, несмотря на все трудности. Антонина Моисеева стала педагогом и всю жизнь проработала учителем в школе - сначала в Мызе-Ивановке, а потом в Пудости. До сих пор ее ученики разных годов выпуска с теплотой и благодарностью вспоминают школьные годы, турпоходы, поездки. Всегда навещают и помогают любимому учителю.