Три недели противоаварийные работы на водяной на мельнице в Мызе-Ивановке, известной как мельница Штакеншнейдера, велись с особой осторожностью. Возрождение жизни в некогда заброшенном здании почувствовал не только его новый собственник, но и природа вокруг.
У мельницы Штакеншнейдера появилась "живая легенда"
За свою долгую жизнь старинная водяная мельница на берегу Ижоры в Мызе-Ивановке много раз меняла арендаторов и до, и после самых известных из них – Штакеншнейдеров. Многие десятилетия здание было заброшено. К моменту, когда у него появился хозяин, сохранилась лишь малая часть некогда красивой постройки, и то в плачевном состоянии. Но все-таки мельница дожила до своего восстановления. Областное правительство признало ее объектом культурного наследия регионального значения, затем у здания появился собственник и планы на реконструкцию. Сейчас в остатках стен уже укрепили оконные и дверные проемы, по периметру остова строения установили леса.
Владимир Епешин, учредитель АНО "Гатчинская мельница", основатель проекта и музейно-выставочного комплекса "Гатчинская мельница":
«Это какое-то удивительное было чувство. Раньше я все снизу смотрел, а как только поставили самый верхний ряд лесов, я поднялся, как будто увидел ее сверху и она стала какой-то … живой. Я почувствовал, что она живет. Она отдыхает. Ей было плохо, на нее природа, обстоятельства повлияли. Но тем не менее она живая. Я трогал стены и какой-то отклик от нее получал, что она дождалась этого момента».
Возрождение жизни на старинной мельнице почувствовал не только её новый хозяин, но и природа вокруг. Почти месяц работать здесь приходилось с особой осторожностью: на самом верху одной из стен облюбовала местечко для семейного гнездышка утка и старательно высиживала здесь свое потомство.
Владимир Епешин, учредитель АНО "Гатчинская мельница", основатель проекта и музейно-выставочного комплекса "Гатчинская мельница":
«Мы работали, ставили леса, но очень аккуратно. Всем было дано указание, чтобы место гнезда аккуратно обходили. Мы поставили для утки воду, еду, наверное, ночью она подходила. Она сидела на гнезде три недели. В какой-то день был ветер, целые сутки шел дождь, я поднимался на следующий день - она все равно сидела. Вот недавно она вместе со своими птенцами ушла. Но для нас это останется легендой, которая будет на этой мельнице. В любом здании есть домовые, какие-то хранители. Мы посчитали, что эта утка - воплощение домового мельницы, ее хранитель».
Сейчас пернатая мама с потомством покинула насиженное место и работы на объекте продолжаются в привычном режиме. В ближайшее время над остатками постройки установят временную кровлю. Стропильная система для нее уже готова. Крыша поможет защитить сохранившиеся фрагменты стен от осадков, из-за которых камень быстро разрушается. Параллельно готовится проект для дальнейшей реставрации сооружения. Владимир Епешин верит, что мельница обязательно дождется того момента, когда снова будет не только красивой, но и рабочей. В планах - отреставрировать здание максимально приближенно к историческому формату, разместить в нем экспозицию, посвященную семье Штакеншнейдера и восстановить хотя бы один из пяти существовавших здесь раньше мельничных постов. Чтобы сохранить традиции мельничного ремесла и показать желающим весь путь превращения зерна в хлеб.