Гатчинский дворец и Аничков мост: что общего?

Общество
21 декабря 2018 16:24
103
Выставка одного экспоната «И встанут кони на дыбы…». П. К. Клодт. Всадник, садящийся на коня» открывается в настоящий момент в Гатчинском дворце.

Как рассказали в пресс-службе музея, еще в октябре 2017 года коллекцию музея пополнила скульптурная группа «Всадник, садящийся на коня» (другие ее названия — «Ездок, садящийся на лошадь», «Конь с водничим»). Фигура отлита из чугуна по модели скульптора барона П.К. Клодта фон Юргенсбурга, о чем свидетельствует подпись мастера. На внутренней стороне основания видны изображения двуглавого орла и два клейма: «КАС.З. 1904» и личное клеймо мастера-формовщика «П. Перминъ».

Фигура выполнена в 1904 году на Каслинском заводе, который был основан в 1747 году тульским купцом Яковом Коробковым в Екатеринбургском уезде при озере Касли. Основной продукцией завода был выпуск промышленного чугуна и железа, и только со второй четверти XIX века, когда в моду начинает входить камерная или кабинетная пластика, так называемые «чугунные безделушки», на нем освоили художественное чугунное литье. Именно с этого времени начинается расцвет предприятия. В его ассортименте было много образцов русской и европейской реалистической скульптуры — работы выдающихся мастеров своего времени: П.-Ж. Мена, Е.А. Лансере, А.Л. Обера, Н.И. Либериха, М.Д. Канаева, Р.И. Баха, Н.Р. Баха, и, конечно, П.К. Клодта фон Юргенсбурга. Их произведения на долгие годы стали эталонными

образцами в каслинском литье. Группу «Всадник, садящийся на коня» Каслинский завод отливает с 1887 года. В конце XIX – начале XX веков завод выполнял по моделям барона П.К. Клодта фон Юргенсбурга около двух десятков статуэток и скульптурных групп.

Известны несколько вариантов группы «Всадник, садящийся на коня», хранящиеся в разных музеях. Например, в Государственном художественном собрании Дрездена хранится гипсовая скульптурная группа, выполненная бароном Клодтом, но она отличается от гатчинской поворотом головы и расположением рук юноши. В коллекции Государственного Русского музея находится еще один вариант группы, выполненный в бронзе, но без фигуры всадника. Все три модели незначительно отличаются в размерах.

Скульптура, представленная на выставке, считается одним из эскизов к «Укротителям коней», выполненных художником для Адмиралтейской набережной, но впоследствии занявших место на гранитных постаментах монументального ансамбля Аничкова моста. Клодт придавал большое значение работе над эскизами. Выполненные как подготовительные этюды, они имеют ценность самостоятельных произведений и поражают виртуозной проработкой деталей.