Гатчинские соколы. Вячеслав Баранов

Среди военных лётчиков, выпускников авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы прославленного «нестеровского выпуска» 1912 года, есть несколько авиаторов, оставивших яркий и заметный след в истории отечественной авиации.

Рубрика «Авиационный хронограф» в газете «Гатчина-Инфо» рассказывает об удивительной  судьбе Вячеслава Григорьевича Баранова.

Общество
7 марта 2021 15:46
2052

Он появился на свет 7 марта (26 февраля) 1888 г. в станице Луганской Донецкого округа Войска Донского, в 1905 года закончил Донской кадетский корпус в Новочеркасске, затем в 1908 года Николаевское инженерное училище. Покорять воздушный океан начал в Офицерской воздухоплавательной школе (ОВШ), которую окончил в конце 1911 года в первом выпуске, а годом позже – в октябре 1912 года выдержал экзамен на звание «военного лётчика» в авиационном отделе школы.

  Инструктором поручика Баранова на аэропланах «Фарман» стал поручик Н.Н. Данилевский. В ноябре 1912 года Баранова командировали в Варшаву для обучения полетам на быстроходных монопланах «Ньюпор-IV». В это время и познакомились прославленные герои отечественного неба, молодые офицеры Пётр Нестеров, Вячеслав Баранов, Христофор Пруссис, Михаил Балабушка, Всеволод Стоякин, Михаил Передков, Владимир Фирсов, Михаил Ивков, Георгий Шереметевский и другие… - всего в 1912 году авиационный отдел ОВШ окончили 32 офицера и 5 нижних чинов.

  В марте 1913 года поручик Вячеслав Баранов получает назначение в авиационный отряд Гвардейского корпуса в Санкт-Петербурге. Русские военные лётчики в тот период активно отрабатывали перелёты на дальние расстояния, в авиашколах и отрядах достаточно быстро перешли к групповым перелётам. Лётчики XI Корпусного авиационного отряда решили совершенствоваться в полётах при условиях военного времени, и первым опытом стал групповой перелёт в августе 1913 года военных лётчиков поручика П.Н. Нестерова, сотника В.М. Ткачёва и поручика М.Г. Передкова по маршруту Киев – Остер – Нежин и обратно «по району, незнакомому ни одному из участников перелёта. Места для спуска были не подготовлены, запасов топлива сделано не было. Опыт удался блестяще, дав много нового и интересного в области воздушной разведки и пилотажа.»

  А в Санкт-Петербурге около часа ночи 1 июля (18 июня) 1914 года с Корпусного аэродрома поднялись сразу два воздушных отряда 1-й авиационной роты. Отряд из десяти воздушных разведчиков 18-го корпуса под командой штабс-капитана С.А. Бойно-Родзевича начал круговой перелёт Петербург - Нарва – Ревель (Таллин) – Пернов (Пярну) - Рига – Юрьев (Тарту) - Петербург.

  Второй воздушный отряд – гвардейского корпуса, на аэропланах «Ньюпор-IV» вылетел по маршруту Петербург – Новгород – Псков – Юрьев (Тарту) – Ревель (Таллин) - Петербург. В состав этого отряда вошли военные лётчики: начальник отряда капитан П.В. Голубов, поручик В.Г. Баранов, штабс-капитан А.Г. Рыжков с унтер-офицером - пассажиром, штабс-капитан Н.П. Боярогло с механиком рядовым А. Валуевым. В 50 верстах от Пскова, в районе д. Березня, штабс-капитан Боярогло из-за неисправности мотора с 1500 метров начал планировать в поисках места для посадки. На высоте 40-50 метров аппарат скользнул на левое крыло и с силой ударился о землю. Лётчик погиб, а его пассажир Валуев был выброшен из аппарата, сломал ногу и ушиб грудь, но остался в живых... Остальные участники завершили перелёт без происшествий.

  После объявления войны, 9 августа (27 июля) 1914 года авиационный отряд Гвардейского корпуса в составе 6 летчиков-офицеров и 1 летчика-нижнего чина с аэропланами «Ньюпор-IV» был отправлен на Юго-западный фронт. Начались активные разведывательные полёты. За ряд дальних разведок осени 1914 года над расположением и в тылу противника штабс-капитан Баранов был отмечен орденами Св. Владимира 4-й ст. и Св. Анны 2-й ст.

  К началу лета 1915 года отряд был выведен с фронта для перевооружения на аппараты «Моран-Парасоль». Для приёмки аппаратов и обучения Вячеслав Баранов выехал на завод «Дукс», где и узнал о награждении Георгиевским оружием «за то, что 5-го октября 1914 года произвел воздушную разведку в районе неприятельского расположения, при крайне тяжелых атмосферных условиях и под артиллерийским огнем противника, причем обнаружил направление движения неприятельского авангарда и расположение его главных сил, что существенно повлияло на успешный ход боя».

  Окончание двухмесячной командировки в Москву совпало с назначением начальником Авиационного отряда Гвардейского корпуса, которым он командовал до апреля 1916 года, когда занял должность помощника командира 1-го авиационного дивизиона. С 10 августа 1914 года по декабрь 1915 года В.Г. Баранов выполнил 86 полётов общей продолжительностью почти 117 часов.

  Тяжёлая боевая работа любви не помеха – именно на фронте Вячеслав Баранов познакомился с сестрой милосердия Екатериной Дьяковой, которая стала его женой и надёжным помощником до конца жизни.

  Накануне Февральской революции 1917 года Вячеслав Баранов был назначен командиром 7-го авиадивизиона, однако продвижение по службе, очередные чины радости Баранову не принесли – фронт разваливался, боеспособность армии стремительно катилась в бездну вместе с прежним мироустройством.

  20 (7) ноября 1917 года после свержения Временного правительства Центральной Радой Украины была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР), уже в апреле 1918 года ей на смену пришла Украинская Держава. Начальником самостийной авиации, образованной из частей бывшего Юго-западного и Румынского фронтов, авиашкол Киевского и Одесского военных округов, стал полковник Вячеслав Баранов. По агентурным сведениям, поступившим в Москву, этот «казак, без украинской ориентации, но с офицерской идеологией» считал, что «авиация должна быть нейтральна в Гражданской войне, и он в целях спасения имущества авиации служит Раде».

  Своей целью в сложившихся обстоятельствах Вячеслав Баранов видел спасение авиаимущества и сохранение организации и боеспособности авиачастей. Он начал двойную игру с целью вывезти авиационное имущество из Украины на Дон. Затея увенчалась успехом: во второй половине 1918 года четыре эшелона доставили на Дон 45 самолётов, запчасти и даже авиабомбы. В сентябре, взяв «отпуск по болезни», на Дон выехал и сам Вячеслав Баранов, где принял командование Донским самолётным дивизионом. В мае 1919 Баранова утвердили в должности начальника донской авиации. Так гатчинский лётчик стал главкомом авиации третьей республики в своей авиационной карьере: УНР, Украинской Державы и Всевеликого Войска Донского.

  Казачья авиация стала серьёзным противником в войне с большевиками, но в октябре 1919 года поначалу удачно развивавшийся поход белых на Москву обернулся поражением. В строю донской авиации оставалось всего 6 самолётов. Баранову пришлось бежать из Новороссийска в Крым, в армию Врангеля. Некоторым утешением стало заслуженное признание боевых заслуг и погоны генерал-майора. Однако «войну за спасение России» белые проиграли и в ноябре 1920 г. им пришлось эвакуироваться из Крыма.

  В эмиграции генерал-майор Вячеслав Баранов с семьёй жил сначала в Турции, затем Болгарии, Сербии и Франции. В Париже на Высших военно-научных курсах он читает лекции по тактике воздушных войск, а с 1929 года становится постоянным сотрудником эмигрантского журнала «Часовой». С 1930 года Вячеслав Баранов состоит заместителем председателя Союза русских лётчиков во Франции, а с 1938 года становится руководителем этой организации. После разгрома Франции в 1940 году семью Барановых ждала очередная эвакуация – теперь в Лондон, где спустя 5 лет Вячеслав Баранов стал подданным короля Георга VI и получил паспорт Соединённого королевства. Скончался генерал-майор российской авиации Вячеслав Григорьевич Баранов 21 июня 1964 года в Лондоне, похоронен на кладбище Вест-Бромптон.

  До конца своей жизни «гатчинский сокол» Вячеслав Баранов занимался научной деятельностью и оставил несколько работ, посвященных боевой авиации.

Александр Лукьянов, заместитель председателя секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН СПбФ