"Диалог и кости" : необычное хобби обычных гатчинцев

В обычной жизни они школьники, библиотекари, бизнесмены, но стоит сесть за стол и бросить игральную кость, как мир вокруг преображается. Вместо четырех стен вокруг разрастается заколдованный лес или средневековый замок. Корреспондент ГСН погрузилась в мир настольных ролевых игр и необычного хобби. Дом - работа - дом. Большое количество людей живет всю жизнь по этому сценарию. Будни превращаются в серую массу и каждый день похож на предыдущий. Кто-то находит спасение в книгах, сериалах или компьютерных играх. Среди различных хобби существует малораспространенное в России, но давно известное за рубежом - настольные ролевые игры или ролёвки. Они чем-то могут напомнить компьютерную игру, которые сейчас очень популярны, но есть в них существенный ряд отличий. Например - для ролевки не нужен компьютер, всю графику заменяет воображение игрока.

Общество
28 октября 2021 10:10
48

23 октября в гатчинской библиотеке имени Куприна состоялся День настольных ролевых игр "Диалог и кости". 

Илья Бурцев, сотрудник библиотеки им. Куприна, организатор Дня настольных ролевых игр "Диалог и кости": "Мы организуем это для начинающих. Чтобы каждый смог познакомиться с настольными ролевыми играми. В основном, в первую очередь будет рассказ о том, что такое настольная ролевая игра, какие возможности, что она захватывает, откуда берется вдохновение, как начать проводить настольные ролевые игры самому и попробовать поучаствовать как игрок, не бояться этого и понять, что это не какое-то детское увлечение, а это что-то большее".     

Настольная ролевая игра – это, в первую очередь, история, которую пишут сами участники. Каждый вживается в роль своего персонажа и описывает действия в режиме реального времени. Игроки вместе исследуют фэнтезийный мир, участвуют в битвах и выполняют задания. Всё это происходит в воображении участников, а для погружения в атмосферу используются игральные карты и кости, фишки, миниатюры и прочие аксессуары. В настольную ролевую игру можно играть как вдесятером, так и вдвоем. Главное - иметь воображение, хорошего мастера и игральную кость.

Ведущий описывает окружающий мир, условия и ситуации, отыгрывает действия персонажей, встречающихся героям в пути. Остальные игроки вживаются в роль своего персонажа, действуют от его имени и реагируют на все происходящее в соответствии с придуманным ему характером. Быть мастером (он же ведущий) - задача не из легких. 

Никита Фандеев, мастер Ген: "Мастером быть сложно, но в то же время интересно. Он должен внести хорошую базу правил, сделать так, чтобы игроки не заскучали и им было интересно в его игре, чтобы они приходили и в будущем".   

Заядлые любители ролёвок и новички в мире фантазийных игр познакомились с командой единомышленников, издателями "Студии 101", которые превратили своё хобби в работу: они не только играют в настольные ролевые игры, но также переводят, адаптируют, издают и пишут их сами. Пожалуй, гостей по праву можно назвать настоящими знатоками настольных ролевых игр.

Александр Ермаков, директор издательства "Студия 101": "В современном виде настольные ролевые игры появились в 1974 году. Именно та концепция, когда есть ведущий, который рассказывает про определенный мир, представляет всякие приключения, детективные, авантюрные, они бывают самые разнообразные, а остальные игроки берут на себя роли отдельных персонажей, которые участвуют в этих приключениях. Это 74-й год, первые коммерческие выпуски. В России можно говорить, что они появились в 91-м году с игрой "Заколдованная страна" тиражом 40 тысяч экземпляров. Отечественные игры начали появляться с 2000-го года, но как отдельные небольшие коммерческие проекты, а первое профильное издательство - это мы с 2011 года".    

Существует огромное множество игр на разные темы. Например, в одной можно стать волшебником, эльфом или воином и сражаться со злыми гоблинами, в другой перенестись на несколько веков в прошлое и прожить жизнь короля, при желании можно погрузиться в настоящую войну.

Матвей Уппит, игрок: "Пожалуй, это перезагрузка мозга, можно отвлечься, перенаправиться в другой вектор. Ты не обычный школьник, а какой-то воин или колдун. Ты живешь другой жизнью, твое собственное "я" отдыхает, ты не ограничен в возможностях, ты можешь делать то, что позволяет твой персонаж. Это, пожалуй, главное, за что игроки любят настольные ролевые игры".       

Мир ролевых игр открыт для всех желающих. Стать воином или волшебником могут не только представители мужского пола. Для девушек также существует большое количество персонажей. Несмотря на то, что в большинстве гостями Дня настольных игр в библиотеке были мужчины, в фантазийных мирах живут и играют прекрасные девушки.

Анастасия Гастева, главный редактор, соучредитель издательства "Студия 101": "Для игроков-девушек, конечно, есть простор для персонажей. На самом деле может показаться, что настольные ролевые игры - это мужское занятие, но это не так. Бывают целиком женские партии, где все игроки - девушки, ведущий - девушка. Зачастую, девушки хотят того же, чего и юноши: они хотят классную историю, драму, сюжет, отыграть крутых персонажей, и в этом мы от них не отличаемся. Так что простора очень много, и я бы не сказала, что тут есть какая-то существенная разница".

   Приглашенные эксперты провели для гостей лекцию "Настольные ролевые игры: разнообразие возможностей" и семинар "Как начать играть, как начать проводить игры". Несмотря на то, что мир ролёвок не так распространен в нашей стране, как, например, в Соединённых штатах, где эти игры уже стали частью культуры, любителей на один день представить себя сильным рыцарем или могущественным магом в России уже немало.

Алексей Черняк, соучредитель издательства "Студия 101": "С каждым годом они развиваются, расширяются, проводятся фестивали, конвенции, открываются новые клубы по стране. Почти в каждом городе есть, как минимум, один клуб настольных ролевых игр. Часто они идут рука об руку с просто настольными играми. Сложно сказать по цифрам, потому что никто такой статистики не собирал, но я могу сказать, что с каждым годом все больше и больше расширение".       

Для всех желающих в конце встречи мастера провели 4 игры на любой вкус: Тайна бала, Темное фэнтэзи, Космические приключения и Опасный гость. Мастера провели для игроков короткие сюжеты, чтобы просто прочувствовать атмосферу ролёвок и понять, как в них играть. Некоторые истории могут длиться не просто часами, в определенном мире можно проходить задания днями, неделями и месяцами (конечно, не сутками напролет). Кому-то может показаться, что ролёвки не отличаются от компьютерных игр, но с этим можно поспорить. Настолки не только развивают воображение и актерские способности, в некоторых странах их используют в качестве психологической терапии, помогая людям раскрывать в себе различные качества, обретать уверенность в себе или, имитируя различные жизненные ситуации, справляться с ними.