Авиакатастрофа А321: бомбу сложили в багаж

Международная техническая комиссия по расследованию катастрофы А321 компании "Когалымавиа" установила точное место закладки бомбы, погубившей сам самолет и 224 находившихся на его борту человека.
Общество
13 сентября 2016 14:56
70
Как пишет «Коммерсантъ», установить эпицентр взрыва авиаэкспертам помогла организованная ими выкладка собранных фрагментов А321 в ангаре в аэропорту Каира. Сохранившиеся элементы обшивки разложили на полу, воссоздав из них некое подобие проекции самолета на плоскость. При исследовании плоской выкладки эксперты однозначно определили, что взрыв произошел в хвостовой части самолета, чуть позади последнего ряда кресел.
Однако его эпицентр находился не за спинками кресел, как предполагалось ранее, а примерно двумя метрами ниже — на полу так называемого отделения рассыпного груза (bulk-камеры). В А321 это помещение объемом около 5 куб. м обычно используется для перевозки негабаритных пассажирских грузов.
Благодаря выкладке удалось установить и примерную схему совершенного преступления, в котором наверняка был задействован привлеченный террористами сотрудник сервисной службы египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх, обслуживавший вылет пассажирского рейса «Когалымавиа» 31 октября 2015 года. Чемоданы и сумки пассажиров еще в здании аэропорта уложили в стандартные авиационные металлические контейнеры, которые опечатали, привезли к самолету и затем распределили в двух расположенных под фюзеляжем А321 основных багажных отделениях.
Негабарит же доставили к стоявшему на летном поле лайнеру отдельным рейсом погрузчика, в котором и были задействованы пособники террористов. Этим людям нужно было затаскивать груз через люк bulk-камеры, расположенный в хвостовой части лайнера справа, поэтому первым делом они, очевидно, занесли в самолет именно пакет с небольшой бомбой — взрыв, как было установлено, произошел на полу камеры слева. Затем «адская машина» была заложена детскими колясками и мебелью и надежно скрыта таким образом от посторонних глаз.

Примерно через 22 минуты после старта, во время полета А321 над Синайским полуостровом, на скорости около 750 км/ч и высоте около 10,2 тыс. м бомба, снабженная часовым либо барометрическим — реагирующим на падение давления — таймером сработала. В результате в левой нижней части bulk-камеры образовалась дыра с рваными и выгнутыми наружу краями, контуры которой и были обнаружены на выкладке. Из-за взрывной разгерметизации салона и воздействия воздушного потока на летящий лайнер, по всему контуру последнего скрепляющего фюзеляж шпангоута произошел разрыв обшивки — у машины буквально оторвался хвост. Он, кстати, упал отдельно и остался относительно целым. Потеря хвостовой части вместе с рулями высоты и направления привела к стремительному и уже не контролируемому экипажем пикированию машины. По мнению экспертов, большинство пассажиров А321, получивших тяжелейшие баротравмы и испытавших чудовищные перегрузки, погибли еще в воздухе.

Напомним, что ответственность за гибель самолета взяла на себя запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство».
Пассажирское сообщение с Египтом, прекращенное 6 ноября 2015 года по распоряжению президента России Владимира Путина, до сих пор не восстановлено.
Как следует из сообщений египетских властей, за прошедшие с момента катастрофы 11 месяцев они приняли беспрецедентные меры для обеспечения безопасности туристов: аэропорты Хургады и Шарм-эш-Шейха были полностью переоборудованы — в них установили новейшие интроскопы, камеры видеонаблюдения, рамки металлоискателей и даже газоанализаторы. В аэропорту Каира за это время успели построить даже отдельный терминал для российских туристов, потратив на модернизацию в общей сложности почти $50 млн.

Между тем, источник, близкий к российской комиссии, проверявшей безопасность аэропортов Египта, расcказал «Коммерсанту», что оптимизма партнеров ее участники пока не разделяют: рекомендованные Россией меры в основном выполнены (как он выразился, на 85%), однако камнем преткновения остается работа местного персонала. Египтяне не убедили россиян в том, что смогут обеспечить защиту не только от проникновения террористов и их пособников в зоны вылета в аэропортах, но и безопасность нахождения туристов в этой стране в целом. Однако, со стороны египтян и представителей российской туриндустрии постоянно звучат заявления о скором открытии авиасообщения — уже назывались сентябрь и октябрь 2016 года.