Сегодня - 19 лет со дня гибели атомной подлодки "Курск"

Общество
12 августа 2019 14:00
1773

12 августа исполняется 19 лет лет со дня гибели «Курска». На борту подводной лодки, принимавшей участие в учениях в Баренцевом море, находились 118 человек.

В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К-141 проекта «Антей». Главными конструкторами были Павел Пустынцев и Игорь Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование «Курск» — в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года атомная подводная лодка «Курск» была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию.
1 марта 1995 года АПЛ «Курск» была зачислена в списки Северного флота.
12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ «Курск», которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась лодка, был зафиксирован взрыв.
13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка «Курск» легла на дно. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.
15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер «Петр Великий» и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу.
16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна «Рудницкий» спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.
19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки «Курск» прибыло норвежское судно «Normand Pioneer». Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.
21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков АПЛ. В 9-м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.
В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».
22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура.
Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.
Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени-зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.
Для работы на АПЛ «Курск» были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки.
27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести-семи, максимум восьми часов».
26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель «Курска» произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ». Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода «Курск» за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели «Курска», нет состава преступления.
За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера «Курск» Указом президента РФ были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
В память о погибших моряках атомного подводного крейсера «Курск» 12 августа 2002 года в Москве, Нижнем Новгороде и поселке Видяево были открыты мемориалы.
В августе 2003 года в Санкт-Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.
Фото: http://russiahousenews.info